Разработка базы данных информационно-справочной системы «Парикмахерская

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проектирования является закрепление навыков по разработке информационного и программного обеспечения информационных систем, развитие умения выбирать инструментальные средства проектирования баз данных, приобретение практических навыков по созданию сопровождающей документации.
Предметной областью проекта является автоматизированное рабочее место работников парикмахерской.
В системе хранятся сведения о мастерах, список оказываемых услуг и их стоимость, данные об оказанных услугах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 2.20 Мб (Скачать файл)

Пензенская Государственная Технологическая  Академия

Кафедра “АИСТ”

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по дисциплине «Базы данных»

 

 

На тему: «Разработка базы данных информационно-справочной    системы «Парикмахерская»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил: ______________

                                                                                        ________________________

                                                                                        Руководитель: ___________

 

 

 

 

 

 

                                                     Пенза, 2007 г.

ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Информатика»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой  __________.

                                        _______________________

“_____” __________ 20__ г.

З А Д А Н И  Е

на курсовое проектирование по дисциплине  “Базы данных”

Студенту _____________. Группа __________

Тема проекта:  “Разработка базы данных информационно-справочной системы «Парикмахерская»

 

Технические требования на проектирование:

1) Виды информации в базе данных: сведения о услугах, выполняемых мастерами, их стоимости; информация о мастерах и их графике работы.

2) Функции программы:

2.1 Автоматизация обработки информации  при следующих бизнес -операциях:

    • оказание услуги (ввод данных об оказанной услуге);
    • планирование работы мастеров ( ввод или изменение графика работы на неделю),
    • коррекция стоимости услуг в прайс-листе (групповое изменение цен с заданным коэффициентом);
    • архивация устаревших данных во внешний файл (удаление в архив данных об оказанных услугах за прошедший месяц),
    • передача устаревших документов в архив (накладные и акты за истекший финансовый год должны быть скопированы в архив и удалены из текущей БД).

2.2 Выполнение запросов ( хранение данных о предлагаемых услугах (название, стоимость, описание услуги), об оказанных услугах (кто оказал, что сделано, когда), список мастеров и график их работы; поиск телефона нужного мастера по его ФИО; выборка фамилий мастеров, работающих в заданный день недели; выборка ФИО мастеров, выполнявших заданный вид работ в заданном интервале времени; расчет стоимости работ мастера Х за месяц У; расчет суммарной стоимости оказанных услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели ( перекрестный ).

2.3 Вывод документов  на печать (прейскурант услуг; ведомость оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг; мастерам и дате; расписание работы мастеров, диаграмма).

2.4  Вывод сведений об авторе и назначении программы.

3) Программа должна иметь удобный  пользовательский интерфейс, обеспечивать  помощь пользователю по его  запросу.

4) Следует предусмотреть меры по защите информации в БД от внесения ошибок, от потери данных в результате сбоев аппаратуры и несанкционированного доступа.

5) База данных размещается на локальном рабочем месте. Рекомендуемая СУБД – Microsoft Access 2000.

 

Объем работы по курсу

1. Расчетная часть:

1.1. Анализ предметной области

1.2. Разработка структуры БД

1.3. Разработка приложения БД

1.4. Руководство пользователя.

2. Графическая часть:

      1. Схема работы системы
      2. Диаграмма потоков данных
      3. Диаграмма «Сущность – связи»

 

3. Экспериментальная часть:

3.1. Создание и загрузка базы данных.

3.2. Разработка и отладка прикладной программы для работы с БД.

 

Срок выполнения проекта по разделам:

     1, Пункт 1.1        - к 10.10.200_

     2. Пункты 1.2, 3.1            - к  31.10.200_

     3. Пункты 1.3, 3.2            - к  30.11.200_

     4. Пункт 1.4 и оформление ПЗ и графической части       - к 20.12.200_

 

Дата выдачи задания - _________________________

Руководитель -  ______________________________

 

 

Задание получил ____ сентября  200__  ____________

Студент ______________________________________

 

Дата защиты проекта - ________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях практически все системы в  той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации.

Информация становится фактом, определяющим эффективность любой сферы деятельности. Увеличились информационные потоки, повысились требования к скорости обработки информации, значит, большинство операций не возможно осуществлять вручную. Требуется применение вычислительных машин, новых компьютерных технологий, а также сбор, обработка, поиск и хранение информации в базах данных.

Решение этих задач при  помощи вычислительной техники позволяет  повысить производительность труда работников, увеличить скорость обработки информации и обеспечить большую ее достоверность.

Поэтому в данном курсовом проекте будут рассматриваться  вопросы проектирования и использования  базы данных.

База данных — совокупность взаимосвязанных данных при такой минимальной избыточности, которая позволяет ее использовать оптимальным образом для одного или нескольких приложений в определенной предметной области человеческой деятельности.

БД является динамической информационной моделью некоторой  предметной области, отображением внешнего мира. Каждому объекту присущ ряд  характерных для него свойств, признаков, параметров. Работа с БД осуществляется по атрибутам объектов.

В реляционной БД все  данные представлены в виде таблиц. Обычно в каждой таблице содержатся сведения об одном типе объектов предметной области. В отличие от многих других СУБД, Access включает в состав БД не только таблицы, но и другие объекты, связанные с обработкой данных (запросы, формы, отчеты и др.).

Целью курсового проектирования является закрепление навыков по разработке информационного и программного обеспечения информационных систем, развитие умения выбирать инструментальные средства проектирования баз данных, приобретение практических навыков по созданию сопровождающей документации.

Предметной областью проекта является автоматизированное рабочее место работников парикмахерской.

   В системе  хранятся сведения о мастерах, список оказываемых услуг и их стоимость, данные об оказанных услугах.

Основные виды работ :

  • оказание услуги (ввод данных об оказанной услуге);
  • ведение и коррекция стоимости услуг в прайс-листе (групповое изменение цен с заданным коэффициентом);
  • еженедельное обновление графика работы мастеров (ввод или изменение графика работы на неделю);
  • ежемесячная отчетность (формирование ведомости оказания услуг по установленной форме);
  • передача устаревших документов в архив (удаление в архив данных об оказанных услугах за прошедший месяц);

Входные данные: прейскурант услуг, личные сведения о мастерах и их график работы.

Регламентируемые запросы  к БД:

  • поиск телефона нужного мастера по его ФИО;
  • выборка фамилий мастеров, работающих в заданный день недели;
  • выборка ФИО мастеров, выполнявших заданный вид работ в заданном интервале времени;
  • расчет стоимости работ определенного мастера  за какой-либо месяц;
  • расчет суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг;
  • расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели.

Выборка всех сведений для формирования ежемесячной ведомости выполняется один раз в месяц. Сведения об оказанных услугах вводятся по окончании обслуживания каждого клиента, справочные данные обновляются раз в пол года, графики мастеров обновляются еженедельно.

Выходные данные:

- прейскурант услуг;

- ведомость оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг, мастерам и дате;

- расписание работы мастеров;

- диаграмма.

Выходные документы  представлены в Приложении Е.

Примерный объем данных в БД – 5 Мбайт.

Режим работы: БД должна работать в диалоговом режиме, иметь  интерфейс, содержащий элементы, поддерживаемые ОС Windows.

Технические средства

Для работы с программой необходим ПК следующей конфигурации:

  1. ПК совместимый с IBM PC AT
  2. ОЗУ не менее 8 Мб
  3. Жесткий диск для установки файлов ОС
  4. Видеоадаптер VGA
  5. Монитор VGA
  6. Клавиатура, мышь

Применяемые операционные системы и СУБД. При работе над  курсовым проектом использовалась операционная система Microsoft Windows XP. Программа, являясь приложением MS Access, будет корректно работать под управлением любой ОС, которая позволяет запускать MS Office 2000. На сегодняшний день такими системами являются MS Windows 95, MS Windows 98, MS Windows Me, MS Windows NT 4.0, MS Windows 2000, MS Windows XP.

Архитектурно разрабатываемая  БД должна быть персональной.

При проектировании БД должны учитываться требования к целостности данных.

Целостность БД - это правильность и непротиворечивость данных в БД в любой момент времени.

Целостность данных может  быть нарушена при сбое оборудования, ошибке программы, ошибке пользователя, ошибке вводимых данных и т.д. В тех  случаях, когда возможно нарушение целостности БД, СУБД должна проверять ряд условий, и если они нарушаются, то отменять текущую операцию и производить восстановление БД.

Для разработки БД «парикмахерская» была выбрана СУБД Access, которая имеет ряд возможностей по обеспечению целостности данных. Например, контроль максимального числа символов (для текстовых полей), контроль обязательности данных в поле, контроль на уникальность данных в поле (для всех полей, кроме “memo”, “OLE”) и др. Для защиты данных  СУБД Access использует такие средства, как парольная защита, установление прав доступа к объектам БД, защита на уровне полей и записей БД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка  структуры БД

2.1 Анализ информационных потоков

При разработке информационной системы  требуется описать знания об информации. Для этого на разных этапах разработки ИС применяются различные информационные модели, которые представляют собой формальные и полу формальные способы описания знаний об информации. Рассмотрим подробнее информационные модели, на примере диаграммы потоков данных и модели «сущность-связь».

Для наглядного представления  информационных потоков строится диаграмма  потоков данных (ДПД), которая показывает перемещение данных между различными процессами их обработки. Можно увидеть, где данные берут свое начало и  куда они в итоге поступают, какие функции системы используют информацию от других функций. Все это помогает устранить избыточные или неэффективные операции, уменьшить затраты на обработку информации, наглядно показать документооборот. Существует несколько разновидностей ДПД, которые отличаются составом компонентов и правилами их соединения. В данном случае будем использовать диаграмму, которая состоит из 4-х видов компонентов: процессов, накопителей, внешних объектов и потоков данных.

Внешний объект – это предмет или лицо, являющийся приемником или источником информации и не входящий в состав системы. Обычно в виде   внешних объектов изображают конечных пользователей системы.

Процесс преобразует  входной поток данных в выходной в соответствии с заданным алгоритмом. Удобно представить себе, что процесс – это существующая или будущая программа, которая помогает пользователям решить ту или иную задачу обработки данных.

Накопитель  данных – это некоторое место или устройство для хранения информации (файл, папка с однородными документами, база данных).

Поток данных – это информация, передаваемая от одного блока диаграммы к другому. Поток данных изображается в виде линий со стрелкой от источника к приемнику.

Параметрами каждого блока на ДПД  являются номер, имя, поле физической реализации и описание. Нумерация блоков производится в соответствии с их иерархией.

Для ИС «парикмахерская» составляется несколько иерархически связанных диаграмм: каждая диаграмма соответствует одному из уровней функциональной диаграммы.

Самый верхний уровень  имеет номер 0 и называется контекстным, так как он наглядно показывает информационные связи системы с внешним миром (контекстом). На этом уровне внешние объекты связаны входными и выходными потоками данных с главным процессом.

Информация о работе Разработка базы данных информационно-справочной системы «Парикмахерская