Проектирование программного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - сокращение временных и трудозатрат секретаря кафедры по поддержанию актуальной информации, составлению документов и формированию отчетности за счет разработки и внедрения системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить предметную область;
спроектировать систему с помощью средств моделирования, таких как DFD, IDEF1X;
разработать базу данных для хранения информации, необходимой для обеспечения деятельности работников кафедры;
разработать приложение с пользовательским интерфейсом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 4
1.1 Характеристика комплекса задач 4
1.2 Входная информация 7
1.3 Выходная информация 9
1.4 Математическое описание 11
1.5 Диаграммы потоков 12
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 19
2.1 Информационная модель 19
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
3.1 Обоснование проектных решений по программному обеспечению 26
3.2 Руководство пользователя 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по специальности.docx

— 1.47 Мб (Скачать файл)

На рисунке 1.5.4 представлена декомпозиция процесса «Ведение работы по НИРС», которая включает в себя следующие подпроцессы:

    • Назначение научных руководителей;
    • Утверждение тем научных работ.

На рисунке 1.5.5 представлена декомпозиция процесса «Защита работ», которая включает в себя следующие подпроцессы:

    • формирование комиссий защиты курсовых работ;
    • формирование комиссий защиты дипломных работ;
    • формирование ведомости защиты курсовых и дипломных работ;
    • внесение данных по результатам защит.

Словарь данных к модели DFD предметной области представлен в приложении 1.

 

Рисунок 1.5.1 Контекстная диаграмма основного процесса в нотации DataFlowDiagrams - DFD

 

 

Рисунок 1.5.2 Декомпозиция основного процесса

 

 

Рисунок 1.5.3 Декомпозиция процесса «Внесение данных»

 

 

Рисунок 1.5.4 Декомпозиция процесса «Ведение работы по НИРС»

 

 

Рисунок 1.5.5 Декомпозиция процесса «Защита работ»

 

 

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Информационная модель

Диаграмма IDEF1X представляет логическую структуру реляционной базы данных в нормализованном виде. На рисунках2.1.1 - 2.1.5 представлены хранилища данных в нотации IDEF1X, на рисунке 2.1.6 представлена глобальная диаграмма в нотации IDEF1X. Словарь данных для диаграммы представлен ниже.

Словарь данных к информационной модели представлен в приложении 2.

 

 

Рисунок 2.1.1. Хранилище данных «Работники кафедры» 

Рисунок 2.1.2. Хранилище данных «Студенты» 

Рисунок 2.1.3 Хранилище данных «Расписание преподавателей» 

Рисунок 2.1.4. Хранилище данных «Научные работы» 

Рисунок 2.1.5 Хранилище данных «Комиссии» 

Рисунок 2.1.6. Глобальная диаграмма  в нотации IDEF1X 

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1 Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Для выполнения поставленных задач необходимо выбрать путь решения, проблемы выделенные в процессе анализа предметной области можно решить следующим образом:

  1. Создание информационной системы:
  • разработка проектной части информационной системы;
  • разработка структуры БД.
  1. разработка способа хранения электронных документов;
  1. покупка коробочного решения.

Рассмотрим все пути решения, начнем с разработки способа хранения электронных документов, при котором  могут возникнуть следующие проблемы:

  • Запоминание громоздкой структуры документов и невозможность сведения данных, которые они хранят вместе.
  • Обеспечение сохранности электронных документов, здесь можно указать и на необходимость дублирования документов и необходимость указания специального пароля на каждый файл, что увеличивает в разы время доступа к файлам.

В связи с выше перечисленным, рассмотрим покупку коробочного решения, например «1С: Университет». Решение позволяет автоматизировать учет, хранение, обработку и анализ информации об основных процессах высшего учебного заведения: поступление в вуз, обучение, оплата за обучение, выпуск и трудоустройство выпускников, управленческая деятельность учебно-методических отделов и деканатов, расчет и распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава.

Функционал системы «1С: Университет» очень широкий и громоздкий, и для решения поставленных задач нам не подходит. Более того, рекомендованная цена системы составляет 96 тыс. руб.

На основе вышеперечисленных  фактов, было принято решение разработки собственной системы. Для решения поставленной задачи была выбрана операционная система семейства Microsoft Windows. Для разработки программы была выбрана интегральная среда «1С Предприятие», так как она позволяет достаточно быстро разрабатывать приложения для Windows. Встроенный язык программирования «1С Предприятие» — язык программирования, который используется в семействе программ «1С Предприятие». Данный язык является предварительно компилируемым предметно-ориентированным языком высокого уровня. Средой исполнения языка является программная платформа «1С Предприятие». Визуальная среда разработки («Конфигуратор») является неотъемлемой частью пакета программ «1С Предприятие».

Для разработки программы  была выбрана последняя версия «1С Предприятие» 8.2, которая соответствует всем стандартам безопасности. Для хранения данных выбрана файловая система базы данных, которая не требует покупки дорогостоящих СУБД и в состоянии поддерживать тот объем данных, который планируется при работе с данными кафедры.

 

 

 

 

3.2 Руководство пользователя

Вход в систему осуществляется под логином и паролем.

Рисунок 3.2.1. Доступ к информационной базе

При запуске программы  появляется форма рабочего стола, представленная на рисунке 3.2.2, из которой осуществляется работа со всеми справочниками и документами.

Рисунок 3.2.2. Форма рабочего стола

Для начала работы с программной  необходимо внести все первоначальные данные, такие как специальности, кафедры, преподаватели.

Для внесения данных по специальностям необходимо вызвать справочник «специальности», представленном на рисунке 3.2.3, справочник является иерархическим, в котором группами являются специальности, а элементами – направления, каждое из которых имеет свой уникальный номер.

Рисунок 3.2.3. Справочник «Специальности»

Для редактирования групп  существует отдельная форма, представленная на рисунке 3.2.4.

Рисунок 3.2.4. Форма редактирования групп справочника «Специальности»

Для прикрепления специальности  к кафедре существует справочник «Кафедры», представленном на рисунке 3.2.5, который также как и справочник «Специальности», является иерархически, где группы это кафедры, а элементы – подкрепленные специальности.

Рисунок 3.2.5. Справочник «Кафедры»

На рисунке 3.2.6. представлен  пример редактирования элемента справочника  «Кафедры», где необходимо выбрать  подкрепляемую специальность и  кафедру, за которой эта специальность  закрепляется. На рисунке 3.2.7 представлен пример редактирования группы, в которой необходимо ввести наименование кафедры.

Рисунок 3.2.6. Редактирование элемента справочника «Кафедры»

Рисунок 3.2.7. Редактирование группы справочника «Кафедры»

Справочник «Должности», представлен на рисунке 3.2.8, редактирование элементов которого возможно прямо  в списке справочника.

Рисунок 3.2.8. Справочник «Должности»

Справочник «Преподаватели», представленный на рисунке 3.2.9, содержит список преподавателей с их характеристиками, такими как наименование кафедры, на которой преподаватель работает, текущую должность, текущие ученую степень и ученое звание. Редактирование элемента справочника представлено на рисунке 3.2.10. Поле наименование содержит сразу фамилию, имя и отчество, а для удобства программа автоматически разбивает ФИО на три отдельных элемента.

 

Рисунок 3.2.9. Справочник «Преподаватели»

Рисунок 3.2.10. Редактирование элемента справочника «Преподаватели»

Справочник «Преподаватели»  позволяет вести историю изменений  таких характеристик как ФИО, кафедра, должность, ученая степень  и ученое звание. На рисунке 3.2.11 представлен  пример занесения новый ФИО преподавателя, поле период служит датой отчета, т.е. датой к которой ФИО были изменены. После записи новых ФИО поле наименование автоматически обновляется.

Рисунок 3.2.11. Редактирование характеристики элемента ФИО справочника «Преподаватели»

Редактирование характеристик  кафедра, должность, ученая степень, ученое звание подобно редактированию элемента ФИО, примеры форма редактирования записи представлены на рисунках 3.2.12 – 3.2.15.

Рисунок 3.2.12. Редактирование характеристики элемента Кафедра справочника «Преподаватели»

Рисунок 3.2.13. Редактирование характеристики элемента Должность справочника  «Преподаватели»

Рисунок 3.2.14. Редактирование характеристики элемента Ученая степень справочника  «Преподаватели»

Рисунок 3.2.15. Редактирование характеристики элемента Ученое звание справочника  «Преподаватели»

Все данные по характеристикам записываются в регистр сведений, представленном на рисунке 3.2.16, для примера записи отфильтрованы по преподавателю «Виноградов Аркадий Васильевич». На рисунке видна история, например изменения должности, с 01.01.2011 работал в должности преподавателя, а с 01.09.2011 получил должность старшего преподавателя.

Рисунок 3.2.16. Регистр сведений «Характеристики  преподавателей»

Также данные по ФИО преподавателя  записываются в регистр сведений «Фамилия имя отчество преподавателя», представленного на рисунке 3.2.17, из которого можно проследить историю  изменения, например имени преподавателя  «Сидоров Дмитрий Алексеевич». Из примера видно, что 01.12.2011 имя было «Станислав», потом 02.12.2011 оно изменилось на «Иван», затем 04.12.2011 последний раз изменилось на «Дмитрий». Последнее изменение является актуальным.

Рисунок 3.2.17. Регистр сведений «Фамилия имя отчество преподавателя»

 

Справочник студенты, представлен  на рисунке 3.2.18, отображает список студентов  с текущим статусом (студент, отчислен).Столбцы «Группа» и «Статус» не являются редактируемыми, а лишь отражают текущее «положение» студента. Редактирование элемента происходит прямо в списке справочника.

Рисунок 3.2.18. Справочник «Студенты»

Справочник группы, представленный на рисунке 3.2.19, содержит данные по группам, каждая из которых подкрепляется  к определенному направлению  специальности.

Рисунок 3.2.19. Справочник «Группы» и  редактирование элемента

При получении приказа  о зачислении из деканата секретарь  кафедры заносит данные по приказу. Список приказов представлен в списке документов, рисунок 3.2.20. Пример редактирования документа представлен на рисунке 3.2.21. При занесении списка студентов для зачисления удобно пользоваться кнопкой «Подбор», которая вызывает форму выбора студентов, в ней содержится список студентов, которые отчислены, либо еще никогда не были зачислены в какие-либо группы. Отдельно стоит упомянуть, что после проведения документов, последние не могут быть отредактированы обычным пользователем, такой право доступно только администратору, либо заведующему кафедры.

Рисунок 3.2.20. Документы «Зачисление»

Рисунок 3.2.21. Редактирование документа  «Зачисление»

Документ «Перевод», рисунок 3.2.22, имеет такую же структуру  и те же элементы управления, что документ «Зачисление». Стоит отдельно упомянуть, что кнопка «Подбор», в отличие от документа «Зачисление», предоставляет выбор студентов, которые обучаются на данный момент (т.е. имеют статус студент).

Рисунок 3.2.22. Редактирование документа  «Перевод»

Документ «Отчисление», рисунок 3.2.23, имеет такую же структуру  и те же элементы управления, что  документ «Зачисление» и «Перевод». Стоит отдельно упомянуть, что кнопка «Подбор», в отличие от документа  «Зачисление», предоставляет выбор  студентов, которые обучаются на данный момент (т.е. имеют статус студент).

Рисунок 3.2.23. Редактирование документа  «Отчисление»

Все данные о зачислении, переводе, отчислении студентов записываются в регистр сведений «Студенты», рисунок 3.2.24, в котором можно отследить  историю изменения статуса студента, узнать такую информацию как дата зачисления, дата перевод (если таковое  было) или дату отчисления.

Рисунок 3.2.24. Регистр сведений «Студенты»

Для занесения расписания преподавателей следует воспользоваться  документом «Расписание», рисунок 3.2.25.

Рисунок 3.2.25. Редактирование документа«Расписание»

Рассмотрим подробнее  некоторые поля:

Информация о работе Проектирование программного обеспечения