Проектирование информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проектирование информационной системы документооборота кафедры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучить и проанализировать предметную область кафедры
 Проанализировать существующие программные продукты
 Разработать системный проект (создание технического задания, построение UML-модели) электронного документооборота кафедры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Анализ предметной области и формирование требований к информационной системе………………………………………....................3
1.1 Термины и понятия………………………………..............................3
1.2 Характеристика кафедры……………………………………………...4
1.3 Анализ существующих средств электронного документооборота…4
Глава 2. Проектирование информационной системы
2.1. Проведение обследования объекта автоматизации ……………..5
2.2. Анализ требований к системе……………………………………12
2.3. Техническое задание ……………………………………………...14
2.4. Проектирование ИС ……………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 264.24 Кб (Скачать файл)

– подготовка научно-педагогических кадров;

– работа с аспирантами и работа диссертационных советов;

– подготовка научных публикаций;

– проведение научных конференций;

– проведение научных исследований с участием студентов;

– организация НИР студентов (выставок, конкурсов, публикаций);

– проведение студенческих конференций и др.

организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской деятельности:

– участие в конкурсах научных работ и участие в выставках результатов НИР;

– организация работы научного семинара кафедры;

– организация использования результатов НИР в учебном процессе;

– организация научных связей с предприятиями и организациями.

 организационно-методическая  деятельность:

– расчет учебной нагрузки кафедры;

– распределение учебной нагрузки между преподавателями кафедры;

– ведение журнала учета нагрузки;

– контроль посещаемости занятий студентами;

– ведение планов и отчетов по учебно-воспитательной работе;

– ведение индивидуальных планов преподавателей;

– рейтинговая оценка научной деятельности преподавателей, зав. кафедрой и кафедры в целом;

– планирование, отчетность и контроль НИР;

– планирование и отчетность НИP студентов;

Описание работ, функций, бизнес-процессов.

Определим бизнес-процессы кафедры, исходя из выделенных бизнес-направлений ее деятельности.

Основные бизнес-процессы:  учебно-воспитательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, организационно-методическая деятельность, социальная деятельность

Вспомогательные бизнес-процессы: ведение документации (планы, отчеты), разработка учебно-методических пособий, распределение учебной нагрузки между преподавателями и т.д.

Обеспечивающие бизнес-процессы: кадровое обеспечение (профессорско-преподавательский состав (ППС), вспомогательный персонал); методическое обеспечение – учебная, методическая, научная  литература; финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение – аудитории, лаборатории, оргтехника, компьютеры, мультимедиа-оборудование, прикладные программы.

Бизнес-процессы управления: управление ППС, управление вспомогательным персоналом, управление финансами, контроль исполнения.

 

Воспользуемся методологией IDEF0 для описания декомпозиции системы до уровня подсистем, выполняющих отдельные функции. Процесс моделирования в IDEF0 начинается с определения контекста, т. е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом.

На первой диаграмме (А-0), представим общее описание системы и ее взаимодействие с внешней средой (рисунок 1).

Основные информационные потоки:

- Входящие потоки:

    • Список потоков на учебный год;
    • Данные о нагрузке.
    • Данные о преподавателях

- Управляющие потоки:

    • Законодательство РФ;
    • Документы, регламентирующие деятельность.
  • Механизмы:
    • Заведующий кафедрой;
    • Преподаватели
    • Учебный мастер.

- Выходящие потоки:

    • Распределенная нагрузка;
    • Приказы о закреплении КР/ВКР;
    • Отчетность

Модель описывает деятельность кафедры.

 

 

Рисунок 1 – контекстная диаграмма деятельности кафедры ВУЗа


 

 

 

Рисунок 2 – управлять деятельностью кафедры


 

Проведем декомпозицию контекстной диаграммы (рисунок 2), обеспечивающую дополнительную детализацию родительского блока. Более подробное описание дочерней диаграммы дается в [1]. На дочерней диаграмме функциональный блок «управлять деятельностью кафедры» разделяется на четыре блока:

  1. Распределить нагрузку между сотрудниками
  2. Составить отчет о нагрузке кафедры
  3. Создать приказы о закреплении КР/ВКР
  4. Сформировать отчеты

Распределением нагрузки между сотрудниками кафедры занимается заведующий кафедрой. Распределение нагрузки контролируется документами регламентирующими деятельность кафедры. В базу данных (БД) кафедры вносятся изменения о сотрудниках кафедры, списки студентов, списки предметов, новые файлы и данные.

В таблице представлены основные, входы, выходы, механизмы и факторы управления для дочерней диаграммы.

Бизнес-процесс

Работы

ICOM

Описание

Управлять деятельностью кафедры

Распределять нагрузку между сотрудниками кафедры

I11: Список потоков на учебный год

Читаемые курсы, лекции, практики

I12: Данные о нагрузке

Количество курсов

I13: Данные о преподавателях

Количество читаемых курсов, закрепленные КР/ВКР

O1: Распределенная нагрузка

Добавленная в БД

С11: Законодательство РФ

Свод законов

С12: Документы, регламентирующие деятельность кафедры

Внутренние правила кафедры

М11: Заведующий кафедрой

Распределяет нагрузку, ведет отчетность

М12: БД кафедры

 

 

 

Электронный каталог, в котором хранится вся

информация

 

Составить отчет о нагрузке кафедры

I2: Распределенная нагрузка

Информация о читаемых курсах преподавателями

O21: Отчет о нагрузке кафедры

Отчет

О22: Распределенная нагрузка

Информация о читаемых курсах,

М11: Заведующий кафедрой

Составляет отчет о нагрузке

М12: БД кафедры

Электронный каталог, в котором хранится вся

информация

С11: Законодательство РФ

Свод законов

С12: Документы, регламентирующие деятельность кафедры

Внутренние правила кафедры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать приказы о закреплении КР/ВКР

 

 

 

 

 

 

 

 

I31: Нагрузка кафедры, преподавателей

Списки читаемых курсов

O31: Приказы о закреплении КР/ВКР

Приказы доводятся до сведения преподавателей

С31: Законодательство РФ

ГОСТ, законы

С32: Документы, регламентирующие деятельность кафедры

Внутренние правила кафедры

М31: Заведующий кафедрой

Создает приказы о закреплении КР/ВКР

М32: БД кафедры

Электронный каталог, в котором хранится вся

информация

 

 

 

 

 

Сформировать отчеты

I41: Нагрузка кафедры, преподавателей

Списки читаемых курсов

 

I42: Информация о КР/ВКР

Списки преподавателей и закрепленные за нами КР/ВКР

 

O4: Отчетность

Вся существующая отчетность

 

С41: Законодательство РФ

Свод законов

 

С42: Документы, регламентирующие деятельность кафедры

Внутренние правила кафедры

 

М41: Заведующий кафедрой

Формирует отчетность кафедры

 

М42: Преподаватели

Создают индивидуальные отчеты

 

 

 

 

2.2. Анализ требований  к системе

 

Для описания функционального назначения системы построена диаграмма вариантов использования (use case diagram) Рисунок (3). Диаграмма вариантов использования является исходной концептуальной моделью системы в процессе ее разработки.

Разработка диаграммы вариантов использования преследует следующие цели:

– определить общие границы и контекст моделируемой предметной области на начальных этапах проектирования системы;

– сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы;

– разработать исходную концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей.

Каждый вариант использования описывает один или несколько способов взаимодействия системы с конечным пользователем или другой системой, для достижения определенной цели. Выявим основных пользователей проектируемой системы:

 

  1. Заведующий кафедрой

  1. Преподаватели

  1. Учебный мастер

 

Рассмотрим основные  функции заведующего кафедрой:

  1. Планирование учебного года

  1. Формирование профессорско-преподавательского состава
  2. Создание списка потоков на учебный год
  3. Распределение нагрузки между сотрудниками кафедры
  1. Составление списка читаемых курсов
  1. Распределение аудиторных курсов между преподавателями
  2. Распределение КР/ВКР и практик между преподавателями
  1. Формирование отчетов

Основные функции преподавателя:

  1. Работа с планом и отчетом преподавателей

Рисунок 3 – диаграмма вариантов использования





Просмотр отчета о планировании учебной нагрузки

  1. Просмотр общей нагрузки по всей кафедре
  2. Просмотр планируемого штатного расписания кафедры

К основным функциям учебного мастера в системе можно отнести просмотр всей отчетности и вывод на печать документации.

 

2.3 Техническое  задание

2.3.1 Общие  сведения

 

2.3.1.1 Полное  наименование Системы и ее  условное обозначение

Полное наименование системы – «Система электронного документооборота кафедры» (далее — Система).

2.3.1.2 Плановые  сроки начала и окончания работ  по созданию системы

Сроки определяются в соответствии с согласованными сроками проведения работ.

2.3.1.3 Определения, обозначения и сокращения

 

 

Сокращение

Расшифровка

1

ИС

Информационная система

2

ИТ

Информационные технологии

3

ПО

Программное обеспечение

4

РФ

Российская федерация

5

СЭД

Система электронного документооборота

6

СИСТЕМА

То же, что и СЭД

7

ТЗ

Техническое задание.

8

СУБД

Система управления базами данных

9

ОС

Операционная система


 

 

2.3.2 Назначение  и цели Системы

 

 

2.3.2.1 Назначение  Системы

 

 

Система электронного документооборота предназначена для автоматизации работ, проводимых с документами, как поступившими извне, так и созданными внутри кафедры, и ведения электронного архива документов.

2.3.2.2  Цели создания Системы

 

 

Создание Системы должно обеспечить достижение следующих целей:

-  Создание единого документооборота;

-  Повышение эффективности и оперативности работы с документами;

-  Систематизация и унификация технологии работы с документами;

-  Снижение затрат, связанных с документооборотом;

-  Исключение утери документов и сокращение числа ошибок при обработке больших потоков документов;

2.3.2.3   Общие требования к Системе

 

 Система должна быть реализована как многофункциональная информационная система, обеспечивающая автоматизацию работы с документами кафедры.

 

-   СЭД должна иметь возможность подключения всех сотрудников кафедры;

-   Система должна обеспечивать простой и эффективный доступ к документам и к данным о документах;

-   Система должна поддерживать разграничение прав доступа к документам кафедры в зависимости от полномочий пользователя;

-   Система должна поддерживать как полнотекстовый поиск, так и по отдельным критериям;

-   Система должна предоставлять возможность добавления новых типов документов без программирования и настройки каждого типа документа, включая описание маршрута его движения;

-   Система должна обеспечивать автоматическую архивацию документов, поддержку настраиваемых нумераторов для регистрации документов, ведение номенклатуры дел;

-   Система должна обладать интеграционными возможностями.

 

2.3.3  Перспективы  развития и модернизации системы

При создании Системы должны быть предусмотрены перспективы развития и возможности последующей модернизации в ходе появления новых задач по автоматизации рабочих процессов структурных подразделений, а также появления новых тенденций прогрессивных новаций в мире информационных технологий.

Должны быть предусмотрены следующие направления развития:

Система должна обеспечивать возможность расширения числа пользователей Системы;

Расширение функциональности системы в процессе ее сопровождения (изменение функциональности эксплуатируемых подсистем и внедрение новых подсистем) без перепрограммирования Системы;

Система должна быть масштабируемой, с возможностью адаптации к новым требованиям заказчика;

Обновление и модернизация инфраструктурного программного обеспечения:

  • Операционная система;

  • Сервер приложений;

  • СУБД;

Возможность перспектив интеграции Системы со смежными информационными системами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проектирование

Построим диаграмму последовательности (рисунок 4) для описания  поведения групп объектов в различных условиях. Более подробную информацию о диаграмме последовательности в нотации языка UML 2.0 можно найти в [2].

 

Рисунок 4 – диаграмма последовательности




 

 

На рисунке представлен жизненный цикл создания кафедрального учебно-воспитательного плана. Сначала каждый из преподавателей создает, заполняет и отправляет на проверку заведующему кафедрой индивидуальный учебно-воспитательный план. Заведующий кафедрой просматривает планы; делает или не делает пометки и если делает, отправляет план преподавателю, если нет, то на основе индивидуальных планов составляется кафедральный учебно-воспитательный план.

Информация о работе Проектирование информационных систем