Моделирование систем массового обслуживания и применение теории массового обслуживания в исследовании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и математическую статистику. Первоначальное развитие теории массового обслуживания связано с именем датского ученого А.К. Эрланга(1878-1929),с его трудами в области проектирования и эксплуатации телефонных станций.
Теория массового обслуживания — область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др. Большой вклад в развитие этой теории внесли российские математики А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмогоров, Е.С. Вентцель и др.

Содержание

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1 Математическое моделирование систем массового обслуживания
1.1 Элементы теории массового обслуживания 9
1.2 Классификация систем массового обслуживания 14
1.2.1 Классификация входных потоков 16
1.2.2. Классификация процессов обслуживания. 18
1.2.3 Классификация систем массового обслуживания по характеру обслуживания. 19
2 Имитационное моделирование систем массового обслуживания
2.1 «Когда другие методы беспомощны…» 28
2.2. Построение имитационной модели 30
2.3 Языки имитационного моделирования 34
2.3.1 Универсальный язык моделирования GPSS 37
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2 Решение задачи математическими методами
2.1 Постановка задачи 49
2.1.2 Решение задачи 49
2.1.3 Решение задачи методом моделирования на GPSS 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой моделирование СМО на печать!.doc

— 583.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  появилось большое количество литературы, посвященной непосредственно теории массового обслуживания, развитию ее математических аспектов, а также различных сфер ее приложения - военной, медицинской, транспортной, торговле, авиации и др.

Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и  математическую статистику. Первоначальное развитие теории массового обслуживания связано с именем датского ученого А.К. Эрланга(1878-1929),с его трудами в области проектирования и эксплуатации телефонных станций.

Теория массового обслуживания — область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др. Большой вклад в развитие этой теории внесли российские математики А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмогоров, Е.С. Вентцель и др.

Предметом теории массового  обслуживания является установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами. Задачи теории массового обслуживания носят оптимизационный характер и в конечном итоге включают экономический аспект по определению такого, варианта системы, при котором будет обеспечен минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и от простоев каналов обслуживания.

В коммерческой деятельности применение теории массового обслуживания пока не нашло желаемого распространения.

В основном это связано  с трудностью постановки задач, необходимостью глубокого понимания содержания коммерческой деятельности, а также  надежного и точного инструментария, позволяющего просчитывать в коммерческой деятельности различные варианты последствий управленческих решений.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ОБЗОР

1 Математическое моделирование систем массового обслуживания

1.1 Элементы теории массового обслуживания

При исследовании операций часто приходится сталкиваться с системами, предназначенными для многоразового использования при решении однотипных задач. Возникающие при этом процессы получили название процессов обслуживания, а системы – систем массового обслуживания [1].

Согласно Т.Ю. Новгородцевой и Д.С. Матусевичу, под системой массового обслуживания понимают объект (предприятие, организация и др.), деятельность которого связана с многократной реализацией исполнения каких-то однотипных задач и операций [2].

Авторы Бережная Е.В. и Бережной В.И. утверждают, что системы массового обслуживания – это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, при этом поступившие заявки обслуживаются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания.

Требованием или заявкой  называется объект, который необходимо обслужить: железнодорожные составы, проходящие через железнодорожный  узел, покупатели, приобретающие товар  и т.д. Как видно, объект является носителем запроса. Поэтому в  дальнейшем под требованием понимается и сам запрос на обслуживание. Например, запрос на ремонт станка, запрос на продажу товара покупателю и т.д.

С позиции моделирования  процесса массового обслуживания ситуации, когда образуются очереди заявок (требований) на обслуживание, возникают следующим образом. Поступив в обслуживающую систему, требование присоединится к очереди других требований (ранее поступивших) требований. Канал обслуживания выбирает требование, из находящихся в очереди, с тем, чтобы приступить к его обслуживанию.  После завершения процедуры обслуживания очередного требования канал обслуживания приступает к обслуживанию следующего требования, если таковое имеется в блоке ожидания. Цикл функционирования системы массового обслуживания подобного рода повторяется многократно в течение всего периода работы обслуживающей системы. При этом предполагается, что переход системы на обслуживание очередного требования после завершения обслуживания предыдущего требования происходит мгновенно, в случайные моменты времени.

Примерами систем массового обслуживания могут служить:

    • посты технического обслуживания автомобилей;
    • персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заявки или требования для решения тех или иных задач;
    • отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий;
    • аудиторские фирмы;
    • телефонные станции и т.д.

Каждая СМО (рисунок 1) включает в свою структуру некоторое число обслуживающих устройств, называемых каналами обслуживания (к их числу можно отнести лиц, выполняющих те или иные операции, - кассиров, операторов, менеджеров и т.п.), обслуживающих некоторый поток заявок (требований), поступающих на ее вход в случайные моменты времени. Обслуживание заявок происходит за неизвестное, обычно случайное время и зависит от множества самых разнообразных факторов. После обслуживания заявки канал освобождается и готов к приему следующей заявки. Случайный характер потока заявок и времени их обслуживания приводит к неравномерности загрузки СМО – перегрузке с образованием очередей заявок или недогрузке – с простаиванием каналов [2].

Таким образом, в СМО  имеются: входящий поток заявок, дисциплина очереди, поток необслуженных (покинувших очередь) заявок, каналы обслуживания с механизмом обслуживания и выходящий  поток обслуженных заявок.

Рисунок 1 - Структура СМО

 

Раскроем содержание каждого из указанных выше компонентов.

Для описания входного потока требуется задать вероятностный  закон, определяющий последовательность моментов поступления требований на обслуживание и указать количество таких требований в каждом очередном поступлении. При этом, как правило, оперируют понятием «вероятностное распределение моментов поступления требований». Здесь могут поступать как единичные, так и групповые требования (требования поступают группами в систему). В последнем случае обычно речь идет о системе облуживания с параллельно-групповым обслуживанием [1].

Дисциплина очереди  – это важный компонент системы  массового обслуживания, он определяет принцип, в соответствии с которым  поступающие на вход обслуживающей системы требования подключаются из очереди к процедуре обслуживания. Чаще всего используются дисциплины очереди, определяемые следующими правилами:

    • первым пришел – первый обслуживаешься;
    • пришел последним – обслуживаешься первым;
    • случайный отбор заявок;
    • отбор заявок по критерию приоритетности;
    • ограничение времени ожидания момента наступления обслуживания (имеет место очередь с ограниченным временем ожидания обслуживания, что ассоциируется с понятием «допустимая длина очереди»).

Механизм обслуживания определяется характеристиками самой процедуры обслуживания и структурой обслуживающей системы. К характеристикам процедуры обслуживания относятся: продолжительность процедуры обслуживания и количество требований, удовлетворяемых в результате выполнения каждой процедуры. Для аналитического описания характеристик процедуры обслуживания оперируют понятием «вероятностное распределение времени обслуживания требований».

Следует отметить, что  время обслуживания заявки зависит  от характера самой заявки или  требований клиента и от состояния и возможностей обсуживающей системы. В ряде случаев приходится также учитывать вероятность выхода обслуживающего прибора по истечении некоторого ограниченного интервала времени.

Структура обслуживающей  системы определяется количеством и взаимным расположением каналов обслуживания (механизмов, приборов и т.д.). Прежде всего, следует подчеркнуть, что система обслуживания может иметь не один канал обслуживания, а несколько; система подобного рода способна обслуживать сразу несколько требований. В этом случае все каналы обслуживания предлагают одни и те же услуги, и, следовательно, можно утверждать, что имеет место параллельное обслуживание [3].

Система обслуживания может  состоять из нескольких разнотипных  каналов обслуживания, через которые должно пройти каждое обслуживаемое требование, т.е. в обслуживающей системе процедура обслуживания требований реализуется последовательно. Механизм обслуживания определяет характеристики выходящего (обслуженного) потока требований [3]. 

Рассмотрев основные компоненты систем обслуживания, можно констатировать, что функциональные возможности любой системы массового обслуживания определяются следующими основными факторами:

    • вероятностным распределением моментов поступления заявок на обслуживание (единичных или групповых);
    • вероятностным распределением времени продолжительности обслуживания;
    • конфигурацией обслуживающей системы (параллельное, последовательное или параллельно-последовательное обслуживание);
    • количеством и производительностью обслуживающих каналов;
    • дисциплиной очереди;
    • мощностью источника требований.

В качестве основных критериев  эффективности функционирования систем массового обслуживания в зависимости  от характера решаемой задачи могут  выступать:

    • вероятность немедленного обслуживания поступившей заявки;
    • вероятность отказа в обслуживании поступившей заявки;
    • относительная и абсолютная пропускная способность системы;
    • средний процент заявок, получивших отказ в обслуживании;
    • среднее время ожидания в очереди;
    • средняя длина очереди;
    • средний доход от функционирования системы в единицу времени и т.д.

Итак, предметом теории массового обслуживания является установление зависимости между факторами, определяющими  функциональные возможности системы, и эффективностью ее функционирования. В большинстве случаев все параметры, описывающие систему массового обслуживания, являются случайными величинами или функциями, поэтому эти системы относятся к стохастическим системам [3].

1.2 Классификация систем массового обслуживания

Согласно общей классификации  система массового обслуживания разделяется на три подсистемы.

Первая подсистема - это  система массового обслуживания без потерь. Под термином система  без потерь (с полным ожиданием) понимают систему, в которой, если все приборы  заняты, требование становится в очередь  и не покидает ее до тех пор, пока не будет обслужено.

Вторая подсистема - это  система с частичными потерями. Подобная подсистема характеризуется тем, что  требование либо не становится в очередь, если эта очередь превышает по длине некоторую величину (система с ограниченной длиной очереди), либо становится в очередь, но покидает ее, если время пребывания в ней превышает определенную величину (система с ограниченным временем пребывания), или, если время ожидания в очереди начала обслуживания превышает определенную величину (система с ограниченным временем ожидания начала обслуживания).

Третья подсистема - это  система без очередей. Под этим термином понимают систему, в которой  требование покидает систему, если все  обслуживающие устройства (приборы) заняты. В такой системе, очевидно, очереди не может быть [1].

Системы, имеющие очередь, подразделяются на системы с одной  очередью и системы с несколькими  очередями.

Все системы массового  обслуживания делятся на системы  с одним каналом и системы  с конечным числом каналов обслуживания. Под термином канал понимают обслуживающее устройство в цехе, пропускающее через себя требование. В тех случаях, когда приборов много удобно (математически более просто) считать, что их бесконечное число.

Все системы массового  обслуживания можно разделить на системы с бесконечным числом требований (например, запросы на телефонные переговоры, на обслуживание покупателей, автомашины на бензозаправках и т.д.) и с конечным числом требований в системе (группа ремонта станков в цехе: число станков известно, тренировка футболистов футбольной команды, лечение больных студентов в институтской поликлинике и т.п.).

Представленная классификация, конечно, не исчерпывает все множество  различных систем массового обслуживания. Эти системы могут классифицироваться и по другим признакам.

Так, весьма важной характеристикой  является дисциплина обслуживания, под  которой понимают порядок выбора требований из очереди. В соответствии с этим системы подразделяются на четыре вида.

  1. СМО  с  типом  дисциплины "первый  пришел - первый обслуживается" - дисциплина "живой очереди";
  2. СМО с типом дисциплины "последний пришел - первый обслуживается" - примером такой системы является склад, заполненный изделиями, из которого на доработку удобно брать изделия, поступившие последними;
  3. СМО с типом дисциплины выбора требований случайным способом;
  4. СМО с типом дисциплины выбора требований в соответствии с присвоенными приоритетами.

Информация о работе Моделирование систем массового обслуживания и применение теории массового обслуживания в исследовании рынка