Экономические реформы и развитие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность экономических реформ 7
1.1 Этапы реформирования предпринимательства в России 7
Глава 2. Состояние и развитие предпринимательства в современных условиях 16
2.1. Предпринимательство на современном этапе 16
2.2. Современное реформирование экономики в области предпринимательства 18
Глава 3. Проблемы в развитии и пути их решения 21
3.1. Основные проблемы предпринимательства 21
3.2. Возможные пути развития 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические реформы и развитие предпринимательства.docx

— 79.61 Кб (Скачать файл)

Этот процесс завершился во втором периоде, когда в результате отмены крепостного права в стране быстрыми темпами сформировался  рынок рабочей силы, а программа  строительства железных дорог, активно  реализуемая в 60— 80-е гг. XIX в., позволила завершить образование единого экономического пространства. Именно тогда в основных чертах оформилась промышленная буржуазия, социальной базой которой явились представители купечества, отчасти мещанства, но преимущественно — разбогатевшего крестьянства.

Пятый этап связан с монополистическим  развитием капитализма в России и включает в себя период экономической модернизации С.Ю. Витте, с которого фактически он и начался и продолжался вплоть до 1914 г., и период, охватывающий Первую мировую войну и Февральскую революцию (1914 г. — октябрь 1917 г.).

Мощный экономический  подъем, начавшийся в 1893 г., совпал с целой серией реформ, инициатором которых стал министр финансов С.Ю. Витте. Денежная реформа, введение винной монополии, реформирование законодательства в сфере акционерного учредительства, реформа коммерческого образования и другие способствовали бурному развитию предпринимательской активности практически во всех сферах экономики. В рассматриваемый период происходит окончательное социально-классовое и политическое оформление российской буржуазии, выразившееся в создании многочисленных представительских и профессиональных организаций, а также учреждение политических партий, выражавших интересы широких предпринимательских кругов.

Однако такая деятельность была свернута в рамках следующего периода, начавшегося после 1914 г. В условиях Первой мировой войны социальная и политическая активность буржуазии, как, впрочем, и других классов общества, была сведена до минимума. Нежелание правительства привлекать буржуазию к регулированию национальной экономики, а значит, и к ее продвижению к власти по экономическим каналам, привело к крайне тяжелому и затяжному; процессу перестройки российской промышленности, в том числе и частной, на военный лад. Короткий период существования Временного правительства не изменил положения, а продолжение войны еще более обострило социально-экономическую и политическую ситуацию в стране и негативно отразилось на развитии предпринимательства.

Шестой этап можно условно  обозначить, как этап крушения частного предпринимательства в России. Первая попытка в этом отношении была предпринята большевиками после Октября 1917 г., что положило начало периоду политики «военного коммунизма» (1918 г. — март 1921 г.). Но ее неэффективность, приведшая экономику страны к глубокому кризису и загнавшая предпринимателя в тень, поставила большевиков перед необходимостью отступления в сфере экономики. Второй период — период новой экономической политики, начавшийся в марте 1921 г., и явился таким тактическим отступлением большевиков в реализации ими своей экономической политики.

НЭП ознаменовал поворот  от бюрократически-централизованного  командования к экономическим методам управления хозяйством с широкой опорой на инициативу и творчество частных предпринимателей. Именно нэп обеспечил быстрый подъем производительных сил страны, улучшение жизни всех слоев общества, однако он шел вразрез с курсом на форсированную индустриализацию и поэтому был обречен. С начала 30-х гг. XX в. в СССР утвердилась модель государственного социализма с присущим ему внеэкономическим принуждением, милитаризацией труда, командно-приказными методами управления хозяйством. Следствием явилось полное уничтожение остатков частного предпринимательства и фактическая отмена нэпа как экономической политики.

Последний — седьмой этап — Возрождение предпринимательства  в современной России, начался после почти семидесятилетнего перерыва, когда предпринимательская активность могла реализовываться только нелегально или полулегально в очень ограниченной сфере экономической деятельности. На последнем этапе мы выделяем уже законченный период перестройки (1985—1990 гг.), в рамках которого предпринимательство получило новое дыхание, и незаконченный период развития предпринимательства в современной России.2

Следуя информации из других источников, в развитии современного российского предпринимательства можно также выделить 4 этапа.3

Первый этап: 1992-1994 гг. Это этап кризисного развития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций. Составляющие спада: быстрая демилитаризация экономики и резкое сокращение военного производства, прекращение производства товаров гражданского назначения, не пользовавшихся внутренним спросом, развал СССР и СЭВа, приведший к разрушению важных внешних для России рынков, и, наконец, нарастающие трудности, связанные с реальной системной трансформацией страны. Цены не только выросли, но и стала меняться их структура, приближаясь к общемировой.

Второй этап: 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, началось кредитование экономики по положительной процентной ставке (раньше она часто была отрицательной). В 1995 и 1996 гг. удалось серьезно ослабить инфляцию. Однако преодолеть спад производства правительство не смогло. Тем не менее, во внешней торговле страны образовалось устойчивое положительное сальдо.

Третий этап: 1996-1998 гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Была заметно снижена, а затем практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансирования Центробанка, появились первые признаки начинающегося экономического роста, на макроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышли проблемы реформ на микроуровне, прежде всего на уровне предприятий. Но в августе 1998 г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ.

Четвертый этап: 1999 г. - по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул к замещению импорта отечественным производством. Росту производства в России способствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом рост ВВП России за последние 12 лет составил примерно 65% (см. рис.1). При этом, по показателю ВВП Россию обогнали Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Армения, Белоруссия, Узбекистан.4

 

Рис.1. ВВП в ценах 2000 г. (млрд рублей, по данным Росстата)

Таким образом, предпринимательство  в России развивалось поэтапно, но количество выделяемых этапов различается  в зависимости от выбранного источника. На развитие предпринимательства оказали  влияние множество факторов, одним  из важнейших из них являются экономические  реформы, проводимые государством.

 

Глава 2. Состояние и развитие предпринимательства в современных условиях

2.1. Предпринимательство на современном этапе

 

В настоящее время предпринимательство  характеризуется большой динамичностью развития. В последние годы получили широкое распространение такие новые направления предпринимательской деятельности как интернет-предпринимательство. К нему относится: развитие интернет-торговли (создание и продвижение интернет-магазинов); широкое распространение web-сайтов, на которых предлагаются посреднические услуги, услуги по консалтингу, информационная поддержка проектов, реклама и продвижение различных товаров и услуг. Широкие возможности интернета позволяют осуществлять дистанционное образование, проведение on-line конференций и переговоров с деловыми партнерами в различных странах. Еще одним новым видом предпринимательства является вендинговое предпринимательство — продажа товаров (как правило, напитков, газет, игрушек, шоколадных батончиков и т.п.) через автоматы без участия продавца. Такой вид предпринимательской деятельности позволяет экономить торговую площадь, обеспечивает круглосуточную работу автомата и снижает издержки на обслуживание.

Интеграция российских компаний с крупнейшими международными компаниями. Это выражается в покупке зарубежными  компаниями российских активов и  брендов, создание совместных предприятий, целью деятельности которых является расширение объёмов производства, ускорение  темпов роста, завоевание потребительского доверия и увеличение доли рынка.

Если в 80-90-е г. XX в. понятие  «бренд» практически не использовалось, то в XXI в. ситуация кардинально изменилось. Все больше предпринимателей стало  понимать, что создание мощного, узнаваемого  бренда является важным конкурентным преимуществом в бизнесе и  увеличивает стоимость компании, позволяет ей выйти на новые рынки. В связи с этим, все больше средств стало инвестироваться в рекламу и продвижение товаров, проведение промо-акций и создание яркого, запоминающегося логотипа.

Повышенный интерес к  наукоёмким отраслям. В начале XXI века, с каждым годом все больше внимания российских предпринимателей привлекают такие перспективные отрасли  инвестирования как: цифровые и нанотехнологии, телекоммуникации.

Стремительное развитие ритейла (розничной торговли). В последнее десятилетие развитие розничной торговли осуществляется высокими темпами. Российские и зарубежные предприниматели вкладывают все больше инвестиций в эту динамично развивающуюся отрасль. Число розничных сетевых магазинов открывающихся под именем известных брендов растет с каждым днем. Прежде всего, это относится к магазинам, реализующим продукцию массового спроса.

Повышенный интерес населения  к здоровому образу жизни привлек  внимание предпринимателей к такому перспективному направлению деятельности как забота о здоровье. Все больше инвестиций направляется на строительство  и открытие фитнес-клубов, бассейнов, спортивных магазинов, производство и продвижение экологически чистых продуктов питания. Российские предприниматели на современном этапе, несомненно, обладают большими возможностями в плане технической и информационной поддержки бизнеса, налаживания и поддержания контактов с зарубежными партнерами.

Доверие зарубежных предпринимателей к российским коллегам постоянно  увеличивается, а уровень обмана и мошенничества, характерный для 90-х г. XX в., в последнее десятилетие снижается с каждым годом. Оптимизация бизнес-процессов, повышение уровня бизнес-образования и использование мирового опыта управления помогает российским предпринимателям в реализации и развитии предпринимательской деятельности.

2.2. Современное  реформирование экономики в области  предпринимательства

 

Можно выделить целый спектр реализованных и запланированных инициатив, которые позволяют придать импульс развитию предпринимательства. В первую очередь это блок мер, направленных на упрощение административных процедур для открытия и ведения собственного дела. Ключевой историей для улучшения госрегулирования в сфере малого бизнеса был ФЗ-294. Он ввел уведомительный порядок начала деятельности и урегулировал правила проведения проверок. В частности, с 2009 года введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Сейчас без получения разрешений, просто отправив уведомление по почте, можно начать 31 вид бизнеса.

Создана возможность для  регистрации новой компании через  интернет. В 2013 году планируется утвердить  дорожную карту по дальнейшей оптимизации  процедур регистрации нового бизнеса, согласно которой будет снижено  их количество, а время на прохождение  всех процедур не будет превышать  пяти дней.

С октября 2011 года количество бумаг, необходимых предпринимателям для регистрации и ведения деятельности сократилось. ФЗ-210 предписал ведомствам самим запрашивать справки, которые есть в другом органе. Это колоссальный проект, ведь только одна выписка из Росреестра была необходима бизнесу для получения 83 государственных услуг. Любое обращение предпринимателя в госорган сопровождалось выпиской из ЕГРЮЛ, а теперь не надо туда идти, стоять в очереди и платить деньги.

Принят федеральный закон, ограничивающий объем проверок в  отношении субъектов малого предпринимательства, а также устанавливающий дополнительный фильтр на их проведение — необходимость  согласования внеплановых проверок малых предприятий с органами прокуратуры. Плановые проверки можно проводить только раз в три года, по утвержденному прокуратурой плану, который висит на сайте ведомств. При этом была оставлена возможность проверки по жалобам потребителей и в случае ЧП. По статистике число проверок не сильно уменьшилось, но это не показатель: раньше контролеры ходили не туда, где действительно надо что-то проверить, а туда, где удобнее.  Сейчас предприниматели реже упоминают частоту и беспорядочность проверок в числе барьеров для бизнеса. При этом законодательство развивается, в отдельных случаях вводятся специальные правила для защиты граждан – так, теперь больницы и детские сады можно проверять чаще, а школы будут инспектировать перед началом каждого учебного года.5

Существенно (со 102 до 49) сокращено  количество лицензируемых видов  деятельности, введен принцип бессрочного  действия лицензии. За последние три  года правительство России приняло  ряд нормативных актов, которые  сократили стоимость и сроки  технологического присоединения к  энергосетям и сетям теплоснабжения.

Второй блок — имущественная поддержка. С 2009 года реализуется так называемый закон о малой приватизации, предоставивший малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений. Благодаря этой инициативе свыше 32 тыс. малых и средних предприятий стали собственниками арендуемых помещений. Подготовлены поправки, согласно которым срок действия закона будет продлен, малым предприятиям будут предоставлены дополнительные льготы по выкупу помещений.

Кроме того, существует и  третий блок государственной поддержки  предпринимательства — это меры, направленные на стимулирование спроса на продукцию малых предприятий  со стороны государства. С 2005 года не менее 10% государственных заказов  должно размещаться у субъектов  малого предпринимательства. А с 2014 года государственные и муниципальные  заказчики обязаны будут размещать у малых предприятий не менее 15% общего годового объема закупок. В настоящий момент объем государственных и муниципальных заказов составляет около 15% ВВП — то есть за счет дополнительного квотирования малые предприятия получают доступ к серьезным объемам государственных средств.6

Информация о работе Экономические реформы и развитие предпринимательства