Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Предпринимательству"

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы (Автосохраненный).doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Предпринимательская деятельность некоммерческой организации – приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Особое место занимают потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности(п. 5 ст. 116 ГК РФ). Такая особенность оправдана, поскольку эта форма некоммерческой организации создается и осуществляет свою деятельность именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели. Конкретные цели определяются учредительными документами.

В отличие от коммерческих организаций, которые  могут создаваться в строго предусмотренных  ГК формах, перечень форм некоммерческих организаций, приводимый в ГК, является открытым и может быть дополнен федеральными законами. Закон о некоммерческих организациях наряду с предусмотренными ГК потребительскими кооперативами, общественными, религиозными организациями (объединениями), учреждениями, фондами, ассоциациями включил в перечень некоммерческих организаций также некоммерческие партнерства, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации.

Условия осуществления  некоммерческими организациями  предпринимательской деятельности:

1) предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности;

2) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями. Виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций:

– предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

– предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

Для отдельных  видов некоммерческих организаций  существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью, а также ограничения возможности участия в отдельных обязательствах. В целом такие ограничения незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте.

Имущество и  доходы, приобретаемые некоммерческими  организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, а при невозможности такого использования обращается в доход государства.

 

 

  1. Особенности правового положения товарных, фондовых и валютных бирж как субъектов, участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности.

Биржи играют важную роль в рыночной экономике, предпринимательской деятельности как специфическая форма организации торговли. Предусмотренные в российском законодательстве биржи можно разделить на товарные, валютные, фондовые. Согласно Закону РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» под товарной биржей в целях понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций. Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов. Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. В учреждении биржи не могут участвовать: государственные органы и органы местного самоуправления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. В РФ действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением: стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов и т.д. 
^ Валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. 
^ Фондовой бирже признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным настоящей главой. 
Юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом. 
Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. 
Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества.

  1. Особенности правового статуса малого и среднего предпринимательства по российскому законодательству.

Правовое положение  субъектов малого предпринимательства  определяется Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. "О государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ". Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному Или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных дифференцированно по отраслям (напр., в промышленности – и человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек). Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Законами субъектов  РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право на получение поддержки  со стороны органов власти данных субъектов. Например, в соответствии с Законом г. Москвы "Об основах  малого предпринимательства в Москве", район непосредственной деятельности субъектов малого предпринимательства должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области. Их основное направление деятельности должно соответствовать одному из приоритетных для Москвы видов деятельности, они должны иметь бизнес-план на период не менее года, действующий договор о страховании имущества и др.

Субъекты малого предпринимательства подлежат регистрации  и занесению в соответствующие  реестры. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки.

  1. Особенности    правового    положения    производственно-хозяйственных комплексов как субъектов предпринимательской деятельности. Правовое положение холдинговых компаний.

производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей

Структуру классической холдинговой компании в качестве обязательных элементов  составляют две группы участников:1) основное (материнское) хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью) или товарищество (полное, коммандитное);2) дочернее хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. 
Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания имеет право в соответствии с действующим законодательством осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении. Холдинговые компании создаются для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Не допускается передача холдинговой компании или какому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий холдинговой компании (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой компанией в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги). Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий - монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством. Финансовой холдинговой компанией признается холдинговая компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовой холдинговой компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компании. Холдинговые компании могут быть созданы:1) при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;2) при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;3) при учреждении новых акционерных обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права.

Статус Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в качестве субъектов предпринимательского права характеризуется двойственностью, предопределяемой тем, что указанные субъекты наделены публичной властью, то есть имеют право давать обязательные для выполнения указания. Публичный характер Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований проявляется в правоотношениях по государственному регулированию предпринимательской деятельности. В рамках данных правоотношений, входящих, как мы уже отмечали, в предмет предпринимательского права, отношения между субъектами строятся «по вертикали», субъекты правоотношения неравноправны. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в предпринимательских отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, «утрачивая» властный характер. При осуществлении Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями коммерческой предпринимательской деятельности для регулирования возникающих с их участием отношений применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в хозяйственной деятельности, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Властный, публичный характер указанных субъектов предопределяет особенности порядка участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в предпринимательских отношениях. Приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующими органами государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере предпринимательской деятельности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. 
Основы ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования определены статьей 126 ГК РФ. 
 
В соответствии с ней Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. —юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам;  Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом; Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"