Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:18, шпаргалка

Краткое описание

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА РФ

Предпринимательское право как отрасль российского права - совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества. Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по предпринимательскому праву.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА РФ

 

Предпринимательское право как отрасль российского права - совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества. Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.

 

1) горизонтальные - отношения «предприниматель - предприниматель»;

 

2) вертикальные - отношения «предприниматель - орган управления».

 

В предмет предпринимательского права также входят отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, по правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, правовому регулированию ценообразования и т.д. В предпринимательском праве за основу берется понятие «хозяйствующий субъект» - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», например, некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т.е. можно купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

 

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке. Решение заниматься предпринимательской деятельностью не может быть навязано извне и является свободным волеизъявлением. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения условий деятельности. Контроль предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществления проверок за соблюдением им положений, определенных законодательством.

 

Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль права - предпринимательское право.

 

Виды хозяйственных норм:

 

1) регулятивные;

 

2) правоохранительные.

 

Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер.

 

Главными условиями развития предпринимательства являются:

 

1) многообразие форм собственности;

 

2) право на занятие предпринимательской  деятельностью;

 

3) свобода на труд.

 

2. МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ  РФ

 

Метод - способ и прием воздействия.

 

Метод правового регулирования – совокупность способов юридического воздействия и приемов регулирования общественных отношений в целях достижения необходимого результата. Каждая отрасль права имеет свои определенные методы правового регулирования, которые определяются спецификой общественных отношений с учетом следующих компонентов:

 

1) характер положения участников  правоотношения;

 

2) порядок установления прав  и обязанностей;

 

3) особенности состава юридических  фактов, влекущих правоотношения;

 

4) специфика юридической ответственности.

 

В предпринимательском праве закреплены возможные способы воздействия с целью выполнения норм права.

 

1) гражданско-правовой основан  на равенстве сторон, на экономических  инструментах регулирования;

 

2) административно-правовой исходит из неравного положения сторон, т.е. отношений власти и подчинения.

 

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов по отношению к другим участникам предпринимательских отношений В предмет предпринимательского права входят горизонтальные (отношения равенства) и вертикальные.отношения (отношения типа «управление - предприниматель»), поэтому при регулировании хозяйственно- правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.

 

Методы правового регулирования:

 

1) обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.

 

С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т.д.;

 

2) рекомендации. В этом случае  одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;

 

3) согласования. При этом субъект  предпринимательского права самостоятельно  решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

 

4) запреты ограничивают определенные  действия хозяйствующих субъектов, например, в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей  среды» установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

 

5) автономные решения заключается  в том, что правоотношения (права  и обязанности участников предпринимательской  деятельности) устанавливаются по  взаимной договоренности (согласованию) между ними.

 

3. ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Источники предпринимательского права - нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

 

1) Конституция РФ - основной источник  предпринимательского права, имеет  высшую юридическую сипу, прямое  действие и применяется на  всей территории РФ;

 

2) Гражданский кодекс РФ, который  регулирует предпринимательские  и товарные отношения, направленные  на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

 

3) законы - нормативные акты, принимаемые  представительным органом государственной  власти РФ или ее субъектами

 

Виды законов:

 

а) Федеральный конституционный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

 

б) Федеральный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

 

в) законы субъектов Российской Федерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

 

1) регулирующие общее состояние  определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г. «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

 

2) устанавливающие правовое положение  субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об  акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

 

4) акты федеральных органов государственного  управления (подзаконные акты) –  указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ;

 

5) акты федеральных органов исполнительной  власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

 

6) акты исполнительных органов  субъектов РФ применяются при  условии, что их нормы не противоречат  актам более высокого уровня,

 

7) обычаи делового оборота –  сложившиеся и широко применяемые  в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

 

8) общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры

 

Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

 

5. ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В дореволюционной России развивалось международное и частное торговое право. Существование частного торгового права - результат возникновения внутри государства между частными лицами по поводу торговли многочисленных и сложных юридических отношений.

 

Торговое право - совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом. После 1917 г. складывается плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществляется в основном государственными предприятиями, зарождается и получает свое развитие концепция хозяйственного права.

 

Появляется школа единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей. Основоположники данной школы Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис считали, что все имущественные отношения как между гражданами, так и между социалистическими организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать хозяйственный кодекс. Хозяйственное право должно включать в себя гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения. Но хозяйственная концепция данной школы была объявлена вредительской, а ее авторы – репрессированы. Хозяйственно-правовая мысль возрождается в 60-е гг. XX в. в концепции академика В.В. Лаптева, которая исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Правовое регулирование товарно-денежных отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. На этих же началах должен быть построен и хозяйственный кодекс. Кодекс и другие предлагавшиеся акты не были приняты, так как это не входило в планы бюрократического аппарата. Значительное развитие хозяйственно-правовая концепция получила в период проведения экономической реформы 1965 г., направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров. В 90-е гг. XX в. в России начался переход от плановой экономики к рыночной, в этот период предпринимательской деятельности придается законный статус, появляется многообразие форм собственности, в том числе и возрождение частной собственности, появляются различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Возрождение предпринимательства связано с принятием законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О кооперации в СССР» (1988 г.), «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (1992 г.), которые прямо и непосредственно были посвящены вопросам предпринимательства.

 

6. ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными Конституцией РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Принципы предпринимательского права основополагающие начала, которые пронизывают правовые нормы предпринимательского права.

 

Основные принципы:

 

1) свобода предпринимательской  деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;

 

2) юридическое равенство различных  форм собственности. В Российской  Федерации признаются и защищаются  равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;

 

3) свобода конкуренции и ограничение  монополистической деятельности. Соблюдение  данного принципа - необходимое условие  развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

 

4) получение прибыли как цель  предпринимательской деятельности - основной стимул, главный побудительный  мотив предпринимательства. Прибыль - разница между полученным доходом  и произведенными расходами;

 

5) государственное регулирование предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;

 

6) законность в предпринимательской  деятельности - основа построения  правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а также государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"