Шпаргалка по "Коммерческое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:48, шпаргалка

Краткое описание

1. Коммерческое право как один из разделов правоведения и учебная дисциплина
Коммерческое право (от лат. commetrcium – «торговля») – отрасль права, регулирующая коммерческую или торговую деятельность.
Следует различать коммерческое право как науку и учебную дисциплину.
Коммерческое право как наука – вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание – особое представление, которое добывается на основе использования научных методов и средств. Полученные наукой сведения порой резко отличаются от ненаучных.

Вложенные файлы: 1 файл

полный зачет.docx

— 232.04 Кб (Скачать файл)

Торги, проведенные  с нарушением правил, установленных  законом, могут быть признаны судом  недействительными по иску заинтересованного  лица.

Признание торгов недействительными  влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Бывают случаи, когда  аукционист не достигает намеченной цели, т. е. не удовлетворён предложенными ценами. В этих случаях он имеет право без лишних объяснений снять лот с торгов и выставить его в следующий раз. По окончании торгов покупатель оформляет аукционную сделку, при этом получает от бухгалтера аукциона товарный чек в двух экземплярах. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего перераспределения полученной выдержки, т. е. разницы между стартовой ценой и полученной. Порядок распределения выручки между организаторами аукциона и владельцами товаров предусмотрен в подписанном аукционном соглашении.

48. Правовое обеспечение развития товарного рынка

Товарный рынок  – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации  или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей  территории и отсутствия этой возможности  за ее пределами.

В качестве важнейшего объекта рыночной экономики выступает  товар – продукт труда, удовлетворяющий  ту или иную общественную потребность  посредством купли-продажи или  обмена. Он обладает двумя свойствами:

1) удовлетворять потребность людей (это потребительная стоимость);

2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость).

Определение товара осуществляется по показателям, характеризующим  его потребительские свойства, условия  потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень  удовлетворения спроса; состав этих показателей  дифференцируется в зависимости  от вида и назначения товара. Первоначально  устанавливается принадлежность товара к классификационной группе с  использованием как действующих  классификаторов продукции (работ, услуг), видов деятельности, так и  товарных словарей, справочников товароведов, с учетом ГОСТов на соответствующие  виды товарной продукции, данных товароведческой  экспертизы, заключений отраслевых независимых  экспертов, материалов опросов покупателей.

В законодательстве содержатся такие характеристики товаров, как: взаимозаменяемость, идентичность и однородность. Взаимозаменяемыми  считаются товары, которые могут  быть сравнимы по их функциональному  назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том  числе производственного).

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и  состоят из схожих компонентов, что  позволяет им выполнять одни и  те же функции и (или) быть коммерчески  взаимозаменяемыми (п.7 ст.40 НК РФ), что  роднит их с взаимозаменяемыми товарами. При определении однородности товаров  учитывается, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация  на рынке, страна происхождения, производитель.

Идентичными являются товары, имеющие одинаковые, характерные  для них основные признаки. При  определении идентичности товаров  учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация  на рынке, страна происхождения и  производитель. Незначительные различия во внешнем виде идентичных товаров  могут не учитываться (п.7 ст.40 НК РФ).

Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния  на них конкурентной среды последовательно  определяются следующие показатели:

1) продуктовые (товарные) границы товарного рынка – группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

2) географические (территориальные) границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;

3) структура рынка – совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

4) барьеры входа на рынок – обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;

5) рыночный потенциал хозяйствующего субъекта – экономическая (рыночная) власть предприятия.

Взаимодействие  продавцов и покупателей происходит в определенных формах, содержанием  которых являются конкретные социально-экономические  отношения в сфере обмена. Посредством  этих отношений осуществляется реализация товара. Именно на рынке происходит признание предпринимателей в качестве товаропроизводителей.

49. Назначение, особенности и принципы деятельности товарных бирж

Товарная биржа  – корпоративная, некоммерческая ассоциация членов корпораций, обеспечивающей материальные условия для купли-продажи товаров  на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи.

Товарные биржи  осуществляют куплю и продажу  не товаров, а контрактов на их поставку. На них продаются контракты на стандартизируемые

виды товаров, которые  могут быть проданы крупными партиями по образцам

или техническому описанию. На товарных биржах выявляются базисные цены, которые формируются под  влиянием соотношения спроса и предложения. Все биржи являются самостоятельными предприятиями и действуют независимо друг от друга. Одни товары продаются  и покупаются лишь на какой-то одной  бирже, другие – на нескольких; однако, размеры контрактов на один и тот  же товар и другие характеристики отличаются друг от друга на разных биржах.

Биржи можно подразделить также на национальные и международные.

Членами биржи следует  считать её акционеров. Они имеют  право бесплатно посещать биржу, пользоваться её техническими средствами и заключать соглашения. Кроме  членов биржи в торгах могут принимать  участие посетители, как постоянные так и разовые. Статус постоянного  посетителя биржи субъект может  получить, приобретя соответствующий  абонемент (облигацию), как правило, на год участия в биржевых торгах.

По этому абонементу субъект может посещать каждые биржевые торги и

принимать в них  участие. Статус разового посетителя субъект  может

иметь, купив разовый  входной билет, который даёт ему  право принимать участие в  торгах в день присутствия на бирже.

Участие предприятий  в биржевой торговле на постоянной или разовой основе может осуществляться за определённую плату через брокерские конторы и брокеров.

Товарные брокеры  являются посредниками при заключение сделок на биржах, специализируются на определенных видах товаров и  услуг и имеют особый статус, позволяющий  ему выполнять следующие функции:

а) посредничество при заключение соглашений в результате принятия поручений членов и посетителей биржи и нахождения соответствующих контрагентов;

б) представительство интересов клиентов путем ведения биржевых операций и заключения соглашений от своего имени;

в) консультирование торговцев по вопросам качества и свойств продаваемых предметов;

г) документальное оформление соглашений и передача их на регистрацию;

д) экспертные оценки и заключения по разным вопросам биржевых соглашений, торговой конъюктуры.

Брокеры не связаны  со снабженческими и сбытовыми структурами

конкретных фирм или предприятий непосредственно. Деятельность брокеров

оплачивается в  процентах от стоимости сделки или  по фиксированным ставкам за совершенную  сделку. Брокеры имеют краткосрочные  контакты с продавцами и покупателями. Деятельность брокеров отличается глубоким знанием рынка товаров, на которых  они специализируются. Брокерская деятельность не играет решающей роли в процессе распределения и обращения товарных ресурсов, но в силу разделения труда  она необходима, а в определенных границах и условиях экономически целесообразна  и выгодна.

Товарные биржи  промышленно развитых стран тесно  связаны между собой коммуникационно  – информационными системами, стабильностью  валютных систем, единством правил функционирования, а главное –  наличием спроса и предложения на товары в условиях международного разделения труда и сформировавшегося на этой основе международного рынка средств  производства.

Единые правила  торговли на товарной бирже предполагают два основных момента. Создание равных условий и возможностей для всех участников торгов и обеспечение  объективной и оперативной информацией  об уровне цен на те или иные товары и их динамике.

50. Порядок деятельности товарных бирж

Товарная биржа  рассматривается, во-первых, как экономическая  категория, отражающая составную часть  рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартность, взаимозаменяемость. Во-вторых – хозяйственное объединение  продавцов, покупателей и торговцев-посредников  с целью создания условий для  торговли облегчения, ускорения и  удешевления торговых соглашений и  операций. Такие общества организовываются для улучшения торговли быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота  капитала. Члены биржи, которыми могут  быть, как посреднические (брокерские, торговые) фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствие с установленными биржевыми правилами, заключают соглашения купли-продажи товаров по ценам, складывающимся непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и их предложения. Это свидетельствует о том, что биржа представляет собой особый ценообразующий механизм. Охарактеризовав различные стороны деятельности товарной биржи, можно дать ей следующее обобщающее определение, что товарная биржа – это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов в специальном месте: где цены на товары определяются путем свободной конкуренции. Биржа выполняет функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов, стимулирования развития рынка, экономического индикатора. Единые правила торговли на товарной бирже предполагают два основных момента. Создание равных условий и возможностей для всех участников торгов и обеспечение объективной и оперативной информацией об уровне цен на те или иные товары и их динамике.

Единство прав и  правил функционирования бирж предполагает ряд условий:

1) исключение избирательного и приобретенного доступа к информации, которое позволит получить кому-либо преимущество в торгах;

2) безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

3) равноправие и свобода действий всех участников торгов;

4) свобода действий при принятии окончательного решения в процессе

5) реализации экономических интересов;

6) обязательная подотчетность государственным, законодательным, финансово-кредитным и налоговым структурам;

7) наличие системы и унифицированных форм документов заключения

8) сделок;

9) регламент техники ведения торгов;

10) порядок финансовых расчетов и ряд других;

На бирже концентрируется  информация об уровне цен на те или  иные

товары, которые  изменяются в результате конъектуры рынка. Ориентиром формирования цен  в процессе купли-продажи являются котировочные цены, регистрируемые на бирже. Котировочные цены являются средними в числе заявленных продавцами. Именно доступность информации об уровне этих цен для всех участников торгов является одним из основополагающих правил биржевой деятельности. Биржа выполняет важную роль в сборе, обобщении и распространение  информации о финансовом состоянии  членов биржи, чтобы предотвратить  финансовое разорение участников торгов, брокерских фирм из-за махинаций несостоятельных  клиентов.

Главная роль биржи  не в том, что на ней можно продать  или купить какой-то товар. Через  биржу идет небольшая часть товаров. Все остальное идет по внебиржевому обороту (через биржу реализуется  от 3 до 7 % общего объема биржевого товара). Но на бирже с точки зрения общественной её роли даёт возможность видеть перспективу, динамику цен на будущее. Примерно через полгода, год, можно видеть, какие складываются цены, какие сделки совершаются на срок и по каким ценам.

51. Деятельность оптовых ярмарок

Ярмарочная торговля в России как организационная  форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию  торговли в виде выставок-продаж или  выставок-салонов.

При организации  биржевой и выставочной торговли выделяют три этапа:

1) Предварительный этап включает принятие решения и подготовку приказа о проведении ярмарки. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые обязаны разработать положение и разослать информационные письма для участников с полной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа разрабатывает и другие рекламные материалы типа пригласительных билетов, рекламных буклетов, карточек гостя и т. д. Издаётся рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия.

Информация о работе Шпаргалка по "Коммерческое право"