Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.
Для экономики в целом, деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение — и даже предрасположенность  — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

 

 

1.3. Виды и  функции малого предпринимательства

 

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды частного предпринимательства:

- Производственное. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

- Коммерческо-торговое. Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом  в сфере обращения. Ведь произведённые  товары надо продавать или  обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

- Финансово-кредитное. Финансовое  предпринимательство - это особая  форма коммерческого предпринимательства,  в котором в качестве предмета  купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

- Посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

- Страховое. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.4

Экономические   и   социальные   функции   малого предпринимательства ставят его развитие в разряд  важнейших  государственных задач, делают его неотъемлемой частою экономики России. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый  бизнес  способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие     структурной      перестройке      экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение  личных  средств  населения  на   развитие   производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои  капиталы  в  дело  с  большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;      способствование   более    эффективному    использованию    творческих возможностей  людей,  раскрытию  их  талантов,  развитию   различных   видов ремесел, народных промыслов; вовлечение в трудовую  деятельность  отдельных  групп  населения,  для которых   крупное    производство    налагает    определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);  формирование социального слоя  собственников,     владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;  содействие  крупным  предприятиям  путем   изготовления   и   поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды и выкупа.5

     Практика  показывает,  что  технический  прогресс,   наиболее   полное удовлетворение  потребительского  спроса  сегодня  во  многом   определяются эффективностью  работы  небольших  предприятий.  Высокие   темпы   внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый  рост  сферы  услуг  и  занятости,  острая   ценовая   и   неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к  тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого  качества,  возможность для государства получать большие средства в форме  налоговых  поступлений  - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 

 

2. Преимущества  и недостатки малого предпринимательства

 

Субъекты малого предпринимательства  как  субъекты  рыночной  экономики имеют  как  преимущества,  так  и  недостатки.  В чем же их главные и почему они получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:

1) мелкосерийное производство  может быстро реагировать на  изменения рыночного спроса. Для  крупного предприятия переход  на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);

2) малое предпринимательство  способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность  каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь.  Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;

3) развитие сети малых  предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;

4) на малых предприятиях  значительно меньше накладные  расходы, чем на крупных, минимален  аппарат управления. У нас же  руководители даже небольших  государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как руководителей, так и членов коллектива;

5) малые предприятия  имеют меньшую капиталоемкость,  чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;

6) развитие малого  предпринимательства создает благоприятный  климат для интенсификации труда.  В большом коллективе очень  просто, работая в полсилы, получать заработную плату на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате труда, которая приводит к тому, что и хорошие работники начинают снижать интенсивность своего труда. На малом предприятии все на виду.

Можно оценить вклад  каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата труда. Это становится одним из главных рычагов интенсификации труда;

7) развитие сети малых  предприятий может максимально  снизить уровень безработицы.  Малый и средний бизнес создает новые рабочие места. Переход к рынку в нашей стране неизбежно приведет к свертыванию ряда производств, в ряде случаев к банкротству предприятий. Возрастет безработица. Число безработных может составить 20 млн. человек. 6

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

1) более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2) зависимость от крупных компаний;

3) недостатки в управлении делом;

4) слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

6) неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)

7) ограниченная сфера  деятельности, малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

 

 

3. Проблемы  малого предпринимательства на  современном этапе

3.1. Влияние  кризисных явлений в экономике  РФ на малое предпринимательство

 

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные  тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так  и специфических факторов, обусловленных  кризисными явлениями в экономике  зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести  снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Субъекты малого предпринимательства  используют кредиты в основном для  пополнения оборотных средств, закупки  товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость  малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения  и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные  явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых  предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование.

Информация о работе Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого предпринимательства