Фирма в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 03:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия фирмы, ее места в рыночной экономике и показателей эффективности работы фирмы. В задачи курсовой работы входит:
1. Изучение общего понятия фирмы.
2. Рассмотрение общей стратегии фирмы в условиях рынка.
3. Финансово-экономический анализ деятельности фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1 Понятие фирмы и ее виды
1.2 Внутренняя и внешняя среда фирмы и их взаимосвязь
1.3 Цели и задачи фирмы
1.4 Миссия фирмы
2 ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Общая характеристика фирмы в условиях рынка
2.2 Экономические условия хозяйствования
2.4 Финансово-экономический анализ деятельности фирмы
2.5 Финансовый результат и его составляющие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

1.4 Миссия  фирмы

Для успешной деятельности фирмы в условиях рынка  недостаточно ответить на простые вопросы - что и для кого производить. Важнее определить - зачем или во имя чего существует ваша компания, то есть, какова ее миссия.

Если  в качестве цели деятельности организации  ставятся только деньги, то от такой  компании трудно ожидать больших  успехов, стабильных и долговременных. Деньги - очень короткая цель. Эта цель находится внутри компании и не побуждает ее к движению. Кроме того, эта цель не имеет четкого количественного выражения.

Для того, чтобы иметь стабильный и долговременный успех, предприниматель должен стремиться жить по законам цивилизованного рынка. Цивилизованный рынок - это всегда конкуренция, что требует от фирмы поддержания своего высокого конкурентного статуса. А это невозможно без формулирования фирмой своей общественно значимой

миссии, которая, как неоднократно доказала мировая практика, должна волей

или неволей  способствовать становлению и укреплению:

- нового  мирового экономического порядка,

- национальной  экономики,

- созданию  промышленности нового типа,

- развитию  науки, образования, а также  других социально значимых видов  деятельности.

Только  по формулировке миссии покупатель или  потребитель

продукции фирмы может оценить приоритеты, которыми руководствуется данная фирма, а также оценить цели и направления  ее деятельности. Практически все  ведущие компании мира к подобным вопросам относятся всерьез, и с прибылью у них все в порядке. И Россия в этом смысле не является исключением.

Более того, по мнению американских исследователей Т. Питерса и Р. Уотермена, компании, которые четко сформулировали для  себя лишь финансовые цели, и близко не подходили к таким финансовым результатам, каких достигали компании с более широким диапазоном ценностных установок.

Когда лозунг "подъем российской экономики, государственности, производства, науки, образования, подъема жизненного уровня людей и т. д." становится каждодневной внутрифирменной реальностью, то персонал воодушевлен - у всех есть общее дело. И персонал фирмы начинает работать не только за зарплату. Появляется нечто большее, что объединяет сотрудников фирмы - корпоративная культура, являющаяся важной частью конкурентного статуса фирмы. Значительно эффективнее используются все ресурсы фирмы (финансовые, производственные, материальные, информационные, интеллектуальные, информационные, людские и др.); у фирмы появляется больше возможностей, и она становится управляемой; увеличивается число инвесторов, желающих вложить в нее свои средства; клиенты более внимательно относятся ко всем проводимым фирмой мероприятиям; налаживаются взаимоотношения между фирмой и властью и т. д. Все это в конечном итоге и обеспечивает фирме успех. Как известно, миссия - это основная (общая) цель деятельности организации, четко выражающая причины ее существования, ее общественно-социальную значимость.

Практически все фирмы, процветающие в настоящее  время на рынке, официально сформулировали свою миссию в письменном виде - в форме программного заявления. Утвержденная миссия определяет всю деятельность организации: от планирования до сбыта готовой продукции или предоставления услуг. Программное заявление (миссия), с точки зрения рыночной ориентации, помогает фирме конкретизировать свою деятельность по обслуживанию определенных групп потребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов. Миссия - та макроэкономическая роль, которую берется осуществлять компания на мировом или национальном рынке. Управляющие вольны определять свое предназначение как угодно, но одно идеалистическое обстоятельство они должны учитывать: масштабность взятой на себя миссии прямо определит количество ресурсов, которыми будет оперировать компания.

Миссия  фирмы должна служить фактором привлечения  клиентов, инвесторов, покупателей. Она  показывает обществу способность фирмы  прогнозировать будущие нужды и  потребности потребителей, быстрее  других и с меньшими затратами  удовлетворять их и, тем самым, доказывать потребителям свое превосходство над конкурентами. Этим самым фирма создает своего потребителя, показывая ему, какие потребности она может удовлетворить наиболее полно. На основе анализа различных факторов руководством фирмы обосновывается концепция обеспечения ее конкурентного преимущества на рынке и формулируется миссия этой фирмы.

В дальнейшем на основе миссии (то есть ответа на вопрос, зачем, ради чего она существует) идет формирование всей системы управления фирмой. Формирование миссии является важнейшим элементом (целью) экономической стратегии. Формулировка миссии должна содержать следующие элементы:

- Задача  фирмы с точки зрения ее  основных услуг или товаров,  ее основных рынков и основных  технологий. Миссия отвечает на  вопрос, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

- Внешняя  среда по отношению к фирме,  которая определяет рабочие принципы  фирмы, задавая ей набор ограничений  и условий функционирования.

- Корпоративная  культура фирмы, то есть ответы  на вопросы, какого типа

рабочий климат существует внутри фирмы, какого типа людей привлекает этот климат. Иначе говоря, культура - это имидж фирмы, ее положение, представление о ней в общественном сознании.

Миссия  должна обозначать цель или, другими  словами, давать прогноз развития общественных потребностей, критериев их оценки и социальной значимости. Основным элементом прогноза является идеал, который обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть, к чему надо стремиться. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Если у фирмы отсутствует миссия, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что у этой фирмы нет и четко сформулированных, принятых коллективом долгосрочных целей, а следовательно, нет и будущего. В этом случае распад фирмы гарантирован. Дело только во времени. И то, что руководству многих бывших флагманов отечественной индустрии все труднее и труднее управлять своими предприятиями, все труднее обеспечить их нормальное функционирование в рыночных условиях, все труднее реализовывать свою продукцию, труднее поддерживать работоспособность своих коллективов и т. д. явно свидетельствует о наличии на таких предприятиях системного кризиса. У руководителей таких предприятий нет миссии и вытекающих из нее долгосрочных и среднесрочных целей. Иными словами нет идей по обеспечению конкурентоспособности своей фирмы на рынке.

 

2 ФИРМА  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Общая  характеристика фирмы в условиях  рынка

Рынок - это сфера товарного обмена и  связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных  форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и  свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:

- регулирующую (регулирует производство и обращение  товаров и услуг);

- контролирующую (определяет  общественную значимость произведенного  продукта и затраченного на  его производство труда);

- распределительную (устанавливает необходимые воcпроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

- стимулирующую  (побуждает снижать индивидуальные  затраты труда, использовать новую  технику);

- информационную (информирует  о состоянии дел в хозяйственной сфере);

- санирующую (очищает  общественное производство от  экономически слабых, неконкурентоспособных  хозяйственных единиц).

Инфраструктуру  рынка составляет совокупность субъектов, имеющих

разные направления  деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Существуют следующие  принципы поведения хозяйствующих

субъектов в рыночной экономике:

1) принцип свободы  экономической, хозяйственной и  предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении  субъекту собственнических и  предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

2) принцип свободного  рыночного ценообразования;

3) принцип главенства  потребителя;

4)принцип партнерства  (на основе договоров и контрактных  отношений);

5) принцип государственного  регулирования рыночных отношений  (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых  ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства).

Предприятие, являясь  составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы  социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих  субъектов на рынке регулируется также принципами:

- взаимовыгодности  и равноправия деловых отношений;

- ответственности  перед конечным потребителем;

- достижения экономического  и коммерческого преимущества  исключительно за счет инноваций;

- экономного ведения  хозяйства;

-соблюдения  этического кодекса предпринимательства.  До средины ХХ в. подход менеджеров  к взаимоотношениям фирмы и  общества базировался на следующих  положениях: - что хорошо для фирмы,  то хорошо и для общества; - дело бизнеса - бизнес; - надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества). Этот подход был воспринят и обществом. Однако с началом научно-технической революции возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие. Лауреат Нобелевской премии Р.Коуз полагает, что фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Фирма - это «генератор богатства» общества: генерирует товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые представляют собой отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне. Современная фирма - это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в современной фирме - ее кадровые компоненты: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность - производные от таланта и труда ее коллектива. Уровень развития фирм во многом предопределяет и уровень развития национальной экономики, и ее конкурентоспособность. Все фирмы в качестве родовых признаков имеют: многоуровневую вертикальную иерархию (типа пирамиды), переход внутрифирменных отношений в административные, отсутствие в рамках внутрифирменных иерархий товарно-денежных отношений, обмен между подразделениями в виде обмена деятельностью, не опосредованного движением денег, отсутствие равноправных экономических отношений между субъектами (подразделениями), отсутствие симметричности информационных потоков для разных уровней иерархии.

 

2.2 Экономические  условия хозяйствования

Они имеют  важное значение для предприятия  или фирмы, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса. Если предприятие функционирует  в условиях плановой экономики, то, скорее всего, отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности. Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантий того, что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и разорения.

Если  же предприятию приходится ежедневно  заботиться о своем выживании, напряженность  работы всех - от уборщицы до директора - гораздо выше, но вместе с тем  выше и доход. В настоящее время  актуальность приведенного сравнения, быть может, не так высока, как в предыдущие, первые годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее, можно проводить различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем их понимании). Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход России к рыночной экономике, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому расхолаживающими руководителей и работников. Далее речь пойдет только о тех предприятиях, которые полностью ориентированы на рыночные условия хозяйствования, т.е. о тех, кто готов к жесткой и упорной борьбе за выживание и прибыль.

Попробуем выделить основные черты рыночного  хозяйствования:

1. Самоокупаемость  и самофинансирование, подразумевающие,  что предприятие пользуется только  собственными источниками средств,  а также средствами кредиторов, которые необходимо вернуть с процентами и в срок.

2. Самостоятельность  в принятии экономических и  иных решений означает, что предприятие  само определяет, что, когда, сколько  производить и продавать (как  правило, это определяют акционеры,  еще на этапе учреждения предприятия), с кем заключать договоры и вообще какие осуществлять сделки.

3. Правовая  защищенность предприятия, его  акционеров и работников от  произвольного и необоснованного  вмешательства в дела предприятия  со стороны других лиц, в  том числе, государства. Это  означает, что свобода рынка подразумевает  обязательства его участников, в том числе, обязательство уважать права и независимость других, что защищается законом (в судебном и ином порядке).

4. Свобода  ценообразования и конкуренции  означает, что по большей части  цены складываются на рынке  под воздействием факторов спроса  и предложения, а не устанавливаются каким-либо вышестоящим государственным органом, а также, что возможно войти на рынок и выйти с него.

Информация о работе Фирма в рыночной экономике