Фермерские хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

И в настоящее время российское законодательство переживает бурное развитие. Переход от плановой экономики к рыночным отношениям вызвал значительные изменения правового статуса участников гражданского оборота. Приняты законы о многих видах коммерческих и некоммерческих организаций (об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации, о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан и др.). Вместе с тем правовое положение крестьянских (фермерских) до сих пор четко не определено, что вызывает множество споров в теории и на практике. В этих условиях особенно актуальной становится задача четкого урегулирования правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств.

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность.docx

— 61.20 Кб (Скачать файл)

Важно было скорректировать в соответствии с Гражданским кодексом РФ нормы, регулирующие имущественные отношения  в фермерском хозяйстве, а также  в случаях прекращения его  деятельности.

Правовые  нормы, посвященные указанным вопросам, нашли отражение в 23 статьях сгруппированных  в 9 глав новой редакции Федерального закона № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Закон был подписан Президентом Российской Федерации 11 июня 2003 года и вступил в силу со дня официального опубликования (17 июня 2003 года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

 

Сельскохозяйственную  деятельность в России осуществляют различные хозяйствующие субъекты. Наряду с сельскохозяйственными  организациями (юридическими лицами) отдельную  нишу занимают крестьянские (фермерские) хозяйства.

Формирование  крестьянских (фермерских) хозяйств активно  происходило на первом этапе рыночных преобразований (1990-1996 гг.). В 1997-1998 гг. отмечалась стабилизация численности КФХ. В  целом по Российской Федерации на 1 июля 2006 г., по данным Всероссийской  сельскохозяйственной переписи1, насчитывалось 253,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. В структуре общей площади земли по категориям хозяйств доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 7,3% (25,4 млн га), а средний размер земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства 101,3 га.

Понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»2. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее —  фермерское хозяйство) представляет собой  объединение граждан, связанных  родством и (или) свойством, имеющих  в общей собственности имущество  и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В данном определении фермерского хозяйства  указан ряд признаков, характеризующих  его правовой статус.

Во-первых, это наличие родственных связей между гражданами — членами фермерского  хозяйства.

Родство - это связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого  или разных лиц от общего предка а также основанная на брачных семейных отношениях.

Закон допускает  наличие и иных неродственных  связей, обозначая их как «свойство».

Свойство - это возникающее в результате брака отношение' между супругом и родственниками другого супруга  или между родственниками обоих  супругов. Например, в свойстве находятся  супруг с сестрой, братом или родителями другого супруга, а также братья или сестры одного из супругов с  братьями или сестрами другого супруга, отчим (мачеха) с пасынком (падчерицей) и т д2

Во-вторых, режим имущества фермерского  хозяйства. Согласно п. 3 ст. 6 Закона имущество  фермерского хозяйства принадлежит  его членам на праве общей совместной собственности. Это положение появилось  в законодательстве задолго до указанного закона о фермерском хозяйстве —  в Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. 1, ст. 257).

Третьим отличительным признаком является характер деятельности членов фермерского  хозяйства — аграрное производство (производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции), осуществляемое ими совместно  и при личном участии. Стоит отметить, что речь идет о так называемом товарном производстве, в результате которого произведенная продукция  идет в основном на реализацию с  целью получения дохода (прибыли).

Указанные признаки фермерского хозяйства  не всегда присутствовали в определении  его понятия. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве)» (далее — Закон 1990 г.) иначе определял его правовой статус. Основное отличие заключалось в наделении фермерского хозяйства статусом юридического лица, что создавало большие сложности в применении норм закона в земельных, гражданских и налоговых правоотношениях.

Совокупность  указанных признаков позволяет  в общем виде определить правосубъектность  фермерского хозяйства.

Действующий Закон подробно перечисляет, кто может быть членом фермерского  хозяйства. В соответствии со ст. 3 членами  фермерского хозяйства могут  быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки  и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

Возраст таких лиц прямо в Законе не указан, но из положения ч. 1 этой статьи — о дееспособности членов хозяйства  — можно сделать вывод о  том, что членами фермерского  хозяйства могут быть лица, догт!Ш11ие 18 лет.

Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского  хозяйства также могут быть приняты  в члены фермерского хозяйства, но при условии достижения ими  возраста 16 лет.

Общее для  членов хозяйства правило, закрепленное в законе, — наличие между ними родства. Однако закон позволяет  создавать хозяйство гражданам, не состоящим в родстве с главой фермерского хозяйства. При этом максимальное количество таких граждан  не может превышать пяти человек.

 

 

  1.  Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства.

 

Порядок создания фермерского хозяйства  закрепляется во второй главе закона. Главным требованием является заключение соглашения о создании фермерского  хозяйства между лицами, изъявившими  желание создать фермерское хозяйство. Закон опре¬деляет содержание такого соглашения, его существенные условия. Так, в соглашении должны быть указаны сведения о самих членах фермерского хозяйства, о том, кто из членов хозяйства признается его главой, каковы полномочия главы фермерского хозяйства, о по¬рядке управления фермерским хозяйством.

Также в  соглашении должны содержаться сведения о правах и обязанностях членов фермерского  хозяйства, о порядке форми¬рования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом. Члены хозяйства должны сами установить порядок принятия в члены фермерского хозяйства и порядок выхода из него.

Существенным  для всех членов хозяйства является вопрос о порядке распределения  полученных от деятельности фермерско¬го хозяйства, продукции и доходов, что также должно быть отраже¬но в соглашении.

Наличие составленного по форме и подписанного всеми за¬интересованными лицами соглашения о создании фермерского хозяйства является необходимым условием для государственной регистрации хозяйства. В соответствии со ст. 5 Закона фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной реги¬страции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630' установлено, что государственная  регистрация крестьян¬ских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установ¬ленном для государственной регистрации физических лиц в каче¬стве индивидуальных предпринимателей.

Порядок государственной регистрации физического  лица в ка¬честве индивидуального предпринимателя закреплен Федераль¬ным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате¬лей (ст. 22.1).

В соответствии с данным Законом государственная  регистра¬ция осуществляется федеральным органом исполнительной вла¬сти. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивиду¬альных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, которая находится в ве¬дении Министерства финансов РФ.

Положение о Федеральной налоговой службе утверждено по¬становлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 5061. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального пред¬принимателя осуществляется по месту его жительства.

Моментом  государственной регистрации признается внесе¬ние регистрирующим органом соответствующей записи в соот¬ветствующий государственный реестр. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получает из реги¬стрирующего органа документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр — свидетель¬ство о внесении записи в Единый государственный реестр. Фор¬ма свидетельства утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 4392.

 

 

 

 

  1. Условия и порядок предоставления земельных участков для создания.

 крестьянского хозяйства. Условия  наделения земельными участками  лиц, выходящих из сельскохозяйственных  коммерческих организаций для  организации крестьянских (фермерских) хозяйств

Важнейшим условием создания и осуществления  деятельности фермерского хозяйства  является наличие земельного участка  не только как пространственного  базиса (места расположения самого хозяйства), но и как основного  средства производства.

Закон подробно регулирует вопросы, связанные с  предоставлени¬ем (приобретением) земельного участка для создания крестьянского хозяйства и осуществления его деятельности (гл. 4 Закона).

Сразу отметим  особенность земельно-правового  статуса фер¬мерского хозяйства. Граждане, желающие создать фермерское хозяйство, имеют право получить (приобрести) земельные участ¬ки, относящиеся к разным категориям земель. Для осуществле¬ния основной (производственной) деятельности хозяйства могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для размещения различных объектов недвижимости, необходимых для осуществления хозяй¬ственной деятельности, могут предоставляться земельные участки из других категорий, например, из земель населенных пунктов.

Порядок предоставления земельных участков из земель сель¬скохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хо¬зяйства образует сложный юридический состав, элементами кото¬рого будут являться следующие юридические факты.

Первый  — подача гражданами заявления в  исполнительный ор¬ган государственной власти или орган местного самоуправления. Заявление должно содержать ряд обязательных сведений — цель использования земельных участков, испрашиваемое право на пре¬доставляемые земельные участки (в случае аренды — срок арен¬ды), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местополо¬жение земельных участков.

Второй  — осуществление государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. С этой целью  граждане (за¬явители), желающие создать крестьянское хозяйство, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заяви¬тели обеспечивают за свой счет выполнение в отношении испраши¬ваемого земельного участка работ, в результате которых обеспечи¬вается подготовка документов, содержащих необходимые для осу¬ществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращаются с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Третий  — принятие исполнительным органом  государственной власти или органом  местного самоуправления решения о  предо¬ставлении земельного участка в собственность за плату или бес¬платно либо в аренду. На принятие такого решения Закон отводит 14 дней.

Заключительный  этап предоставления земельного участка  для создания фермерского хозяйства, указанный в Законе, — за¬ключение договора купли-продажи или аренды земельного участка в течение 7 дней со дня принятия решения о предоставлении зе¬мельного участка.

 

Нельзя  обойти вниманием то обстоятельство, что в результате земельной реформы  появилось большое количество граждан  — чле¬нов сельскохозяйственных коммерческих организаций, участни¬ков общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно  данным, содержащимся в Государственном (нацио¬нальном) докладе о состоянии и использовании земель в Россий¬ской Федерации в 2005 г., площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности членов сельскохозяйственных коммерческих организаций, составляла 81 602,4 тыс. га, или 62,9% всех приватизированных земель в Рос¬сийской Федерации1.

Информация о работе Фермерские хозяйства