Фандрайзинг в действии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

В заключение можно сказать, что спонсорство, как и благотворительность, как и сам фандрайзинг, являются развивающимися инструментами в нашей стране и вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим. Фандрайзинг — ещё менее изучен и освоен. Но те или иные методы привлечения инвестиций большинству организаций уже известны. Специалисты по фандрайзингу уделяют большую часть исследований методам формирования успешного спонсорского пакета, т.е. тому, как правильно оформить и преподнести свой проект, чтобы получить финансирование.

Вложенные файлы: 1 файл

статья технологии фандрайзинга.docx

— 29.30 Кб (Скачать файл)

В настоящее время процессы модернизации социально-экономической сферы в  России актуализируют проблему привлечения  спонсоров к реализации социально-значимых проектов и программ. [7]

Современный фандрайзингв нашей стране начался в 90 годах и развивался в самых неблагоприятных для создания национальных фондов условиях. [7]

Во многих западноевропейских странах  и, особенно в США к деньгам  и к благотворительности относятся  очень серьезно. Еще даже не до конца  обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется  это, в том числе, и тем, что  в этих странах государство никогда  не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем  решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в  финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль  о том, где взять деньги на социальный проект, приходит последней. Финансированием  занимается в основном государственные  организации. [8]

Проблема изыскания средств для организации или на реализацию конкретных социальных проектов в настоящее время является одной из основных, однако ее нельзя назвать хорошо разработанной, осмысленной в теории и технологии социальной работы.

Сбор средств — профессиональное занятие, которому надо учиться, эта  технология имеет свои тонкости. Это  занятие требует полной отдачи сил  и изучение практических способов применения технологии фандрайзинга. Специалист по социальной работе, да и любой другой профессионал, который заинтересован в карьерном росте и реализации своих умственных возможностей, должен иметь в своем «багаже знаний» такую технологию как привлечение и сбор денежных средств для реализации социального проекта или программы. [1]

В данной статье мы приведем анализ опыта  использования этой технологии в  организациях и учреждениях Брянской области. Для этого нам сначала  необходимо дать определение понятию:

Фандрайзинг (fund-raising) — (сбор средств) целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов. [5]

Нами была поставлена цель — исследовать  особенности использования технологии фандрайзинга в деятельности специалистов социальной сферы.

Объектом исследования выступил процесс  поиска специалистом социальной сферы  денежных средств и спонсоров  для реализации социальных проектов, программ, акций и т. п.

Предмет исследования — особенности  использования технологии фандрайзинга в деятельности специалиста социальной сферы.

Поставленные цели были раскрыты через  следующие задачи: изучение необходимой  литературы по данной проблематике; изучение опыта работы специалистов и организаций, применяющих технологию фандрайзинга; выявление самых распространенные способов сбора денежных средств в настоящее время; разработка рекомендации по повышению эффективности деятельности специалистов, занимающихся фандрайзингом.

Методы, которые использовались для  изучения данной проблемы: анализ литературы по тематике проблемы данного исследования; интервью; анализ деятельности учреждений; анкетирование; обработка статистических данных.

Любая организация должна обладать определенным набором средств, чтобы  эффективно привлекать ресурсы. Минимум  оборудования офиса необходим для  того, чтобы начать систематическую  работу (компьютер, телефон, интернет-связь, факс и копир). Важно понимать также, кто отвечает за всю фандрайзинговую работу, организует и координирует ее. Данному специалисту необходимо знать основы менеджмента, пройти обучение на курсах или тренингах по фандрайзингу. Далее в организации необходимы фандрайзинговые материалы: различные буклеты, брошюры, годовые отчеты, маркированные конверты с логотипом и адресом организации и прочее — то, что можно выставлять во время проведения акций. [6]

Мы рассмотрели некоторые примеры  из работы специалистов в организациях города Брянска и проанализировали эффективность их деятельности в  области фандрайзинга.

Использование технологии фандрайзинга в ГБУ КЦСОН Фокинского района г. Брянска специалистом по социальной работе показало нам, что сегодня значительная часть центров социального обслуживания — это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

В половине всех центров социальной помощи функционируют отделения  дневного пребывания, в трети —  отделения социальной помощи семье  и детям. В отделении дневного пребывания в Центре на обслуживании состоит около 25—30 человек. Для пожилых людей в этом отделении организуют досуг (праздники, концерты, походы в кино, на выставки и т. п.), деньги на который не всегда предусмотрен бюджетом, поэтому специалистам по социальной работе приходится заниматься фандрайзинговой деятельностью, находить спонсорскую поддержку.

Из должностной инструкции специалиста  по социальной работе можно сказать, что в его основные задачи как  раз и входит осуществление мероприятий  по привлечению спонсорских средств предприятий, организаций и частных лиц.

Анализ фандрайзинговой деятельности специалиста в данном учреждении помог нам выделить такие этапы его работы:

1. Подготовка обращения, заявки  к соответствующим донорам (спонсорам)  в виде письма-просьбы за несколько  дней до предстоящего мероприятия;

2. Назначение ответственных лиц  за проведение мероприятия и  контроль за использованием выделенных средств;

3. Проведение мероприятия;

4. Подготовка и отправка благодарственного  письма спонсору.

Исходя из анализа работы специалиста  по социальной работе в ГБУ КЦСОН  Фокинского района г. Брянска уже имеются налаженные связи с некоторыми учреждениями (кинотеатры, галереи, театры), и поэтому фандрайзинговая работа специалиста в данном случае упрощена.

Использование технологии фандрайзинга вИсторико-Патриотическом Клубе «Пересвет» Володарского района г. Брянска на базе ГДК им. Д. Е. Кравцова нам предоставил психолог и руководитель вышеназванного клуба. Она неоднократно обращалась к спонсорской помощи для реализации различных социальных проектов, в частности для организации детского палаточного лагеря «Лесной городок» для детей из разных семей, в том числе многодетных, малообеспеченных, неблагополучных.

Анализируя интервью с руководителем  Клуба, мы выделили этапы поиска денежных средств для одного конкретного случая, а именно организации детского лагеря:

1.Знакомство с технологией фандрайзинга. Помощь других специалистов, которые в своей деятельности уже сталкивались с данной проблемой и имеют опыт осуществления данной технологии.

2.Этап поиска источников финансирования. «Фандрайзинг в действии».

3.Использование выбранного метода  сбора денежных средств. В данном  случае — сотрудничество с  государственными структурами и  общественными организациями. 

На этих этапах применения технологии фандрайзинга руководитель Клуба сталкивалась с различными трудностями. Анализ их помог нам выделить примерный перечень проблем, с которыми сталкивается специалист, впервые занявшись фандрайзингом:

  • незнание принципов правильного составления и оформления проектной документации;
  • незнание технологии поиска спонсоров;
  • незнание, каким образом, существует возможность заинтересовать потенциального спонсора своим проектом;
  • незнание специфики выбора проектов и программ для более частого выделения средств;
  • незнание причин, по которым люди согласны выделить средства.

Исходя из изученной нами работы руководителя Клуба можно сказать, что если бы специалист знала основы технологии фандрайзинга, скорость написания и продвижения проекта, его качество, а также привлечение потенциальных спонсоров происходило бы быстрее.

В своей работе фандрайзер использовала в основном такой способ сбора денежных средств как — сотрудничество с государственными структурами и общественными организациями. Также Клуб получает деньги за счет обращения к депутатам, частным и общественным организациям, через различные конкурсы и за счет частных пожертвований.

Использование технологии фандрайзинга руководителем отдела профилактики из Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Брянской области показало нам, что Управление заинтересовано в организации культурного досуга для трудных детей, для предупреждения возможных правонарушений и наркотизации. Для этого Управлением был создан Отдел профилактики, занимающийся работой с данной категорией детей. Для этого разрабатываются план-проекты различных мероприятий, поездок в лагеря, клубы.

Большая вероятность того, что проект получит грант, состоит в том, что при участии в разработке проекта Управления Федеральной  службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Брянской области  возникает большая социальная значимость проекта для оценивающей его  комиссии, и есть вероятность того, что именно этот проект получит финансирование на его реализацию.

Подводя итог нашему анализу можно  сказать, что процесс поиска средств  — достаточно трудоёмкая работа. Его  необходимо планировать заранее.

Одна из стратегий фандрайзинга — это формирование привлекательного имиджа организации, чему должны соответствовать название, миссия, лозунг организации, ее уникальность. Все должно быть выстроено так, чтобы доноры (спонсоры) понимали, что сотрудничество с такой организацией им полезно и выгодно. [2]

Письмо с просьбой о деньгах  может и не принести денег, но это  всегда - новый контакт, то есть потенциальная  возможность. Не стоит стеснятся напоминать о «себе» — можно посылать спонсорам поздравления с общественными или их личными праздниками, если фирма добилась успеха - поздравлять руководителей с этим и т. д. Рассылать спонсорам и СМИ информационные листки о жизни организации — дать понять людям, что организация или учреждение заинтересовано не только в деньгах, но и во внимании, что учреждению небезразлично мнение спонсоров о том, что делает учреждение для помощи людям. [2]

Мотивы благотворительной деятельности у разных представителей общества отличаются.

Для определения мотивов благотворительной  деятельности предпринимателей было проведено  анкетирование, в результате которого было опрошено 10 предпринимателей г. Брянска. Результаты представлены в процентном соотношении.

Вопрос

% ответов «Да»

1.Считаете ли Вы, что благотворительная  деятельность помогает улучшить  взаимоотношения с властями?

4,1

2.Приносит ли Вам моральное  удовлетворение занятие благотворительностью?

79,5

3.Считаете ли Вы, что занятие  благотворительностью помогает  улучшить имидж компании?

24,6

4.Считаете ли Вы, что занятие  благотворительно благоприятно  сказывается на улучшении климата  внутри коллектива?

10,6

5.Наиболее востребованным для  имиджа Вашей фирмы является:

А)Размещение логотипа фирмы на рекламоносителях

36,1

Б)Информация в СМИ

28,7

В)Устное информирование участников мероприятий

16,4

Г)Организация специального мероприятия для представления благотворительной деятельности конкретной организации

5,7

Д) Наша фирма не должна заниматься созданием  имиджа. Вообще не должна рекламироваться

6,6


 

 

Распределение ответов, в представленной таблице, демонстрирует преобладание моральных и эмоциональных мотивов, практическая выгода отмечается респондентами  в последнюю очередь.

В целом респонденты отметили, что  благотворительность помогает улучшить имидж компании, используется в рекламных  целях, позволяет наладить работу с  целевыми рынками. 4,1 % респондентов среди мотивов указали, что благотворительная деятельность помогает улучшить взаимоотношения с властями.

Вопросы о том, что реально получает коммерческая фирма в результате благотворительной деятельности, и  что хотела бы получить, задавались в конце анкеты, однако следует  привести результаты здесь, чтобы сопоставить  их с мотивами. Самый значительный результат (79,5 % ответов) — моральное удовлетворение, практически совпадает с количеством руководителей, принимающих решение о пожертвовании. Получается, что руководители в какой-то мере занимаются благотворительностью «для себя», чтобы испытать удовлетворение от того, что совершили «благое дело», или удовлетворить свои амбиции, или изжить чувство вины. На втором месте такой результат как письма и отклики получателей помощи, которые также дают чувство удовлетворения благотворителю. 24,6 % респондентов отмечают важность такого результата как улучшение имиджа компании, улучшение климата внутри коллектива отмечают 10,6 % опрошенных.

Информация о работе Фандрайзинг в действии