Теории предпринимательской прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Вложенные файлы: 1 файл

теории предпринимательской прибыли.docx

— 81.41 Кб (Скачать файл)

внедрение новой технологии при производстве товара, а также новый способ коммерческого  использования товара либо замена одного товара на аналогичный, но более дешевый;

получение нового источника сырья или полуфабрикатов для производства товара;

организационно-управленческие нововведения и реорганизация предприятия.

Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса, которые он прямо относил к затратам производства.

Шумпетер утверждал, что собственно предприниматель никогда не несёт риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несёт кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заём на организацию бизнеса. Даже если предприниматель приобретал факторы производства на собственные средства, то он тоже терпит убытки как кредитор, но не как предприниматель. Единственное, чем действительно рискует предприниматель — своей репутацией.

Погоня  предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в  производстве и является «двигателем» экономического и технического прогресса. В статичном же мире нет места  для прибыли: предпринимателя нет, его заменяет управляющий, получающий плату за управление. Он не несёт  убытков и не получает прибыли. Правда, впрочем, в условиях статичной экономики  есть возможность извлечения монопольной  прибыли.

Шумпетер выделил три условия, при которых предприятие в результате внедрения нововведений получает положительную прибыль:

цена  при увеличении предложения товара после внедрения нововведения не должна быть ниже цены до внедрения  или, по крайней мере, предельный продукт  труда должен быть не ниже первоначального;

затраты на «эксплуатацию» нововведения (например, нового станка) не должны превышать  затраты на производство того же количества товара до внедрения;

то же самое следует сказать и о  возможном повышении цен факторов производства в результате внедрения  инновации (например, необходимость  платить более высокую заработную плату рабочим более высокой  квалификации).

Однако, когда один предприниматель вследствие своих инноваций в определённой области начинает получать прибыль, он через некоторое время сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны других предпринимателей, решивших воспользоваться плодами его нововведения, устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма прибыли понижается, и в итоге устанавливается новое равновесие на новом уровне цен, а Новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли.

Фактически  Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства — предпринимательства, то есть прибыль, по его словам, «стоимостное выражение того, что создаёт предприниматель, подобно тому, как заработная плата — стоимостное выражение того, что создаёт рабочий». Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует «предельной производительности предпринимателя». Из-за этого предпринимательская прибыль — это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей, к тому же предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.

Риск.

Представление о риске как факторе формирования прибыли встречается уже у  основателей экономической науки, например у А. Смита. Концепция риска, с которым сталкивается предприниматель, также, например, активно обсуждалась  на рубеже XIX—XX вв. в Американском экономическом  обществе (активное участие в обсуждении принял Д. Б. Кларк) и на страницах журнала «Quarterly Journal of Economics» (в нём дискуссию открыл Хоули в 1892 г.). Однако чаще концепцию риска и неопределённости как источника прибыли связывают с именем американского экономиста Ф. Найта (1885—1972), который в работе «Риск, неопределённость и прибыль» («англ. Risk, uncertainty and profit», 1921) — одна из глав этой работы была издана на русском языке — провёл классический анализ этой проблемы. Он охарактеризовал прибыль как компенсацию предпринимателя за несение им «бремени риска» за успех или неуспех своего дела. В динамичной экономике предприниматель не может достоверно знать, «что день грядущий ему готовит», он находится в состоянии перманентной неопределённости относительно исхода собственного бизнеса.

Ф. Найт (вслед за Г. фон Тюненом, жившим столетием раньше) строго разграничивал два вида риска:

риск, вероятность  которого может быть статистически  просчитана и от которого, следовательно, можно застраховаться, например риск пожара на складе готовой продукции  или риск стихийного бедствия;

риск (неопределённость), принципиально не страхуемый, например риск, связанный с отсутствием  спроса на новый товар, в разработку и производство которого были вложены  значительные средства.

Риски первого  рода не так страшны предпринимателю  — страхуясь от них, он включает страховые взносы в свои производственные затраты. Однако все риски второго  рода предприниматель берет на себя, принимая решения о выпуске той  или иной продукции, установлении той  или иной цены на неё, выбирая ту или иную конкурентную стратегию  при продвижении продукции на рынок. Прибыль (убыток) у Найта выступает, таким образом, как выигрыш (проигрыш) в игре с непредсказуемым результатом.

Согласно  Найту, вся прибыль есть следствие различия между ожидаемыми и фактическими затратами и доходами предпринимателя. А несовпадение «плана» и «факта» объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределённости будущих состояний рынка. Если же тем или иным образом можно было достоверно узнать, например, величину платежеспособного спроса на товар в определённый момент будущего, экономика не выходила бы из состояния равновесия, предприниматели не несли бы убытков и не получали бы прибыли. В этом концепция Найта близка к «конъюнктурному» объяснению происхождения прибыли.

Понимаемую  таким образом прибыль следовало  бы отнести не к доходу предпринимателя, а, скорее, к доходам владельцев других факторов. Когда предприниматель  слишком оптимистично оценивает  будущее и предсказывает высокую  цену своего товара, он, в случае несбывшегося прогноза, понесет убытки, а владельцы  факторов получат доход, больший  ценности их реального предельного  продукта. И наоборот, если предприниматель  ожидает падения цен, а оно  не происходит, владельцы факторов получат доход, меньший, чем если бы они его получили при более точном прогнозе, и прибыль предпринимателя образуется из-за «недоплаты» владельцам факторов. Подобно этому, советские абитуриенты, «рискнувшие» в начале-середине 1980-х гг. поступить на малопрестижные бухгалтерские или банковские специализации, по окончании учёбы обнаружили, что обладают значительными конкурентными преимуществами при поиске высокооплачиваемой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование  рыночного механизма в нашей  стране вызвало значительные изменения  в отношении к показателю прибыли, роль которого возросла, поскольку  в рыночных условиях прибыль выступает  не только основным источником развития хозяйственной деятельности каждого  предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной  деятельности.

Прибыль как экономическая категория  как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности и выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

 Являясь  основным источником собственных  средств фирмы, с одной стороны,  прибыль рассматривается как  результат деятельности фирмы,  с другой  ¾  как основа  дальнейшего развития предприятия,  расширения его производственной  базы и источником финансирования  социальной сферы.  За счёт  прибыли выполняются также часть  обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заёмных средств, инвесторы о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики о его платежеспособности.

Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. 

Для повышения  эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства и организации.

Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие к снижению эффективности производства.

На каждом предприятии должен быть найден оптимальный  вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть  анализ хозяйственной деятельности. В процессе анализа необходимо изучить  факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой при­были, отчислений в фонды предприятия.

 

 

 

 

                                   

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2010.
  2. Буров В. Ю.   Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов.  – Иркутск, 2011.
  3. Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – М. :Эксмо, 2010.
  4. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010.
  5. Круглова Н. Ю. Основы  бизнеса  (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010.
  6. Набатников  В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011
  7. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС,2009.
  8. Туренко  Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010.
  9. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009.
  10. Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
  11. Портал "Экономистъ" [Электронный ресурс]: http://economuch.com/page/ieu4/ist/ist-8--idz-ax244--nf-21.html
  12. Фридман М. Как стать предпринимателем // Газета протестант -2012. [Электронный ресурс] http://www.gazetaprotestant.ru/2010/10/kak-stat-predprinimatelem/

 

 


Информация о работе Теории предпринимательской прибыли