Теории предпринимательской прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Вложенные файлы: 1 файл

теории предпринимательской прибыли.docx

— 81.41 Кб (Скачать файл)

                                                    ВВЕДЕНИЕ

В римском  праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он  был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

Понятие «предпринимательского риска» получает свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость  контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или убытков  определяла удачливость самих предпринимателей. В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель»  появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл  и его последователи большое  внимание уделяли организаторской  функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя  предпринимательские  способности.

Любая нация  гордится плодами деятельности своих  предпринимателей. Но любая нация  и каждый ее отдельный представитель  гордятся и своей причастностью  к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство  как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРИБЫЛИ

1.1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПЕРВЫЕ УЧЕНЫЕ

         Теория прибыли имеет глубокий генезис, так как проблемы эффективного ее формирования и использования интересовали экономистов еще с древних времен.

          Известные из истории экономической мысли первые попытки осмыслить сущность прибыли и основы ее формирования связаны с именами античных ученых Платона и Аристотеля. Их подходы к рассмотрению прибыли тесно увязывались со способами и целями накопления денег в обществе. Хотя эти попытки теоретического осмысления сущности прибыли носили отрывочный, несистемный характер, в процессе дальнейшей эволюции экономической мысли они получали все более развернутое концептуальное развитие в работах последующих экономистов.

Начальный этап формирования основных принципов теории прибыли связывается обычно с парадигмой экономического анализа школы меркантилистов, среди которых наиболее заметную роль сыграли теоретические подходы Т. Манна, Д. Юма, Ж. Кольбера. Ведущие принципы их научного мировоззрения в области теории прибыли определяли прежде всего источники ее формирования. Основным из этих источников они считали внешнеторговую деятельность, поскольку в других странах товары реализуются по более высоким ценам, чем внутри страны. Соответственно их научному мировоззрению для обеспечения притока прибыли государству следовало проводить активную протекционистскую политику в области международной торговли, добиваясь положительного сальдо своего торгового баланса.

Определенное  развитие теории прибыли связано  с представителями экономической  школы физиократов — Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, М. Ривьеры, Их подход к источникам формирования прибыли был акцентирован в основном на земледельческом производстве (а не на торговле, как у меркантилистов). Оно, согласно их концепции, было единственным источником формирования положи­тельного значения суммы прибыли. Соответственно приоритетной экономической политикой государства и целью отдельных предпринимателей они считали вложение средств в развитие сельскохозяйственного производства, генерирующего прибыль в наибольших масштабах.

Представители классической политэкономии — в  первую очередь А. Смит и Д. Рикардо — серьезно углуби­ли исследование сущности прибыли, расширив область ее рассмотрения сферой промышленного производства, а затем и непроизводительной сферой. Экономистами этой школы впервые была четко сформулирована "факторная модель формирования прибыли" (т.е. модель формирования прибыли как результата использования факторов производства). В рамках этой школы была доказана объективность процесса снижения нор­мы прибыли на капитал по мере увеличения объема ее использования. Основные сущностные черты процесса формирования прибыли были приняты за основу всеми дальнейшими ее исследователями и оказали большое влияние на последующее развитие её теории.

В системе  марксистского экономического учения исследованию теории прибыли также принадлежит весомое место, хотя многие выводы этого исследования явились предметом острого критического анализа после­дующих экономистов. В соответствии с разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом трудовой теорией стоимости основным источником формирования прибыли является труд работников производственной сферы экономики. Этот труд создает прибавочный продукт и прибавочную стоимость, а прибыль при этом представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Теория прибыли марксистской школы, как и вся парадигма марксистского экономического анализа, отличалась чрезмерной политизацией и ее выводы рассматривались сквозь призму непримиримых противоречий между классами капиталистов и наемных рабочих.

Значительный  прогресс в развитии теории прибыли  связан с исследованиями маржиналистов, в частности С. Джевонса, К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка. Основу их экономической парадигмы составляла теория предельной полезности, разработка которой оценивается экономистами как революционная. В свете этой парадигмы маржиналисты основное внимание в своих исследованиях сосредоточили на микро­экономическом анализе условий формирования прибыли. Используя предельный метод экономического анализа маржиналисты выявили систему важнейших факторов, максимизирующих прибыль предприятия. Особая роль в теории прибыли маржиналистов отведена исследованию проблем рыночного ценообразования и условий формирования монопольной прибыли.

Неоклассические экономические теории прибыли значительно  углубили отдельные сущностные ее характеристики и определили многие количественные параметры, связанные с ее формированием. Среди этих теорий особого внимания заслуживают теория предпринимательской прибыли (увязывающая ее уровень с уровнем риска), теория инновационной прибыли (увязывающая дополнительный ее размер с внедрением инноваций) и другие.

 

1.2  УЧЕНИЕ ЭКОНОМИСТОВ КЛАССИКОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ        ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ.

Как известно, до недавнего времени в отечественной  экономической литературе господствовало рассмотрение прибыли под углом  зрения ее так называемой эксплуататорской сущности. Подобный подход вытекал из марксистских идей, трактующих прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, то есть безвозмездно присваиваемую капиталистом часть стоимости, вновь созданной трудом. Тем самым стимулирующая роль прибыли прямо выводилась из стремления капиталистов увеличить прибавочную стоимость и, следовательно, эксплуатацию рабочего класса.

Укажем, прежде всего, на следующие терминологические  особенности. До XX в. в западной экономической  мысли термин "прибыль" использовался  в широком смысле (собственно прибыль  и процент) и в узком (без включения  процента). В экономической литературе, особенно немецкой, для определения прибыли без процента использовался также термин "предпринимательский доход". В XX в. термин "прибыль" в узком его понимании в основном вытеснил идентичный ему термин "предпринимательский доход". В данной работе термин "прибыль" используется лишь в узком смысле.

Теория  прибыли имеет специфические  черты, отличающие ее от тех разделов западной экономической мысли, которые  трактуют другие основные доходы капиталистического общества - заработную плату, процент  и ренту. Происхождение этих доходов  в известных теориях "факторов производства" ХVIII—XIX вв. объяснялось либо производственными затратами (например, зарплата - производственными затратами труда, процент - производственным вкладом капитала, понимаемого чаще всего как запас производственных фонов, рента - производственным вкладом земли, которая часто объединялась с капиталом в единую категорию), либо определенными "жертвами", приносимыми собственниками факторов производства (усталость и другие отрицательные эмоции, возникающие у рабочего в процессе труда; "воздержание" или "ожидание" собственника капитала, вызванное отсрочкой потребления им своего капитала). При таком подходе прибыль трактовалась чаще всего как плата за квалифицированный труд управления (то есть просто как разновидность зарплаты).

Иначе говоря, до XX в. в западной экономической  мысли отсутствовала самостоятельная  теория прибыли. Теории же, претендующие на такое содержание (как, например, у Е. Бем-Баверка), касались, как правило, лишь проблем происхождения процента. Правда, отдельные видные экономисты понимали упрощенность трактовки прибыли (за вычетом процента) лишь в качестве особой платы за труд управления. Поэтому некоторые из них (А. Маршалл, Е. Бем-Баверк) указывали на включение в прибыль заметной платы за риск. Однако эти положения не получили достаточного развернутого теоретического

Прибыль - это важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется в удовлетворении социальных потребностей персонала, так как социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных договоров и индивидуальных трудовых соглашений. Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведения оздоровительных культурно-массовых мероприятий и т.п. Оказывается материальное поощрение и  материальная помощь сотрудников. Большая социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации общегосударственных и местных социальных программ для помощи социально незащищенным слоям общества. Определенная социальная роль прибыли проявляется в направлении части ее на финансирование внешней благотворительной деятельности предприятия, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан, учреждениям социальной сферы, отдельным неприбыльным организациям.

Прибыль представляет собой основной защитный механизм, предохраняющим предприятия  от угрозы банкротства. Однако угроза возникновения банкротства может  возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, когда доля заемного капитала, особенно краткосрочного, велика, а управление ликвидностью активов недостаточно эффективно. Однако, если такая угроза возникла, то предприятие получающее более высокую прибыль за счет нее может быстрее выйти из этого состояния. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов, т.е. восстановлена платежеспособность предприятия, повышена доля собственного капитала и соответственно снижена доля заемных средств, т.е. повышена финансовая устойчивость предприятия. Могут быть сформированы соответствующие резервные фонды, дающие возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

Прибыль предприятия является критерием  эффективности конкретной производственной деятельности.  Индивидуальный  уровень  прибыли  предприятия в сравнений  с  отраслевым характеризует степень умения  (подготовленности,  опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило,  в те  сегменты  рынка,  которые характеризуются значительным  объемом неудовлетворенного спроса,   что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

Информация о работе Теории предпринимательской прибыли