Роль малого предпринимательства в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Целью работы является изучение малого бизнеса его сущности и роль в экономике России и Республики Коми на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение
Вопрос 1. Малый бизнес. Сущность и его роль в экономике
1.1Сущность малого предпринимательства
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.3 Роль малого бизнеса в экономике России и Республике Коми
Вопрос 2. Роль малого предпринимательства в экономике Республики Коми на примере ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика и организационная структура ОАО «Мегафон»
2.2 Анализ малого бизнеса в экономике Республики Коми на примере компании ОАО «Мегафон»
2.3Проблемы развития малого бизнеса на примере компании ОАО«Мегафон»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Финансовое обеспечение  государственных и муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства  осуществляется ежегодно за счёт средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников.

Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды  поддержки малого предпринимательства.

Малый бизнес в Республике Коми

В республике Коми предпринимательство  зародилось в конце 1980-х годов.

Толчком к развитию предпринимательства послужил закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 88 года. (Одним из авторов его был академик А.Тихонов). И уже с тех времён правительство Коми не боялось рисковать и предпринимало конкретные шаги в вопросах поддержки предпринимательства. Пример тому - блокирование в 1989 году Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о неимоверно высоких ставках подоходного налога с кооперативов.

По инициативе заместителя  председателя Совета министров Коми АССР А. Зерюнова в том же году был создан союз кооператоров, а через несколько месяцев этот союз выступил учредителем Союза объединенных кооператоров. 1 декабря 2000 года 10 лет отметил фонд поддержки малого бизнеса имени А. Тихонова.

Только за последние  три года фондом профинансировано 38 проектов на сумму около 40 млн. рублей. Оказанная финансовая поддержка позволила открыть более 150 новых рабочих мест.

Сегодня в республике число занимающихся малым и средним  бизнесом приближено к 100 тыс. человек. Это составляет более 21% от экономически активного населения. Правительство Республики Коми обещает предпринять все усилия по преодолению препятствий на пути развития малого бизнеса.

В 2001 году в республике действовало 4645 малых предприятий  и 604 крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, 28,7 тысячи человек занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Из них 19,4% предпринимателей намерены расширить свой бизнес.

В Коми работают государственные  структуры поддержки малого бизнеса:

Комитет по поддержке  и развитию предпринимательства РК

Комитет территориального Управления Министерства РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства.

Всяческую поддержку  оказывает финансово-кредитные структуры: АКБ «Ухта-банк», ГУТА - банк филиал «Региональный», Инвестиционный центр РК и прочие обучающие структуры, информационные центры и общественные организации.

1 декабря 2000 года состоялась  конференция, где были названы  победители республиканского конкурса  «Предприниматель года». Им назван  Сергей Тараканов- руководитель  ООО «Фавор». Продукция фирмы - кисломолочный «Бифидок» - вошёл в сотню лучших продуктов питания России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль малого предпринимательства  в экономике Республики Коми  на примере ОАО «Мегафон»

2.1 Характеристика  и организационная структура компании «Мегафон»

В августе 2001 года стартовал  первый общероссийский проект мобильной  связи «МегаФон». Получив право  на развитие сети на всей территории Российской Федерации, «МегаФон» стал самым  крупным по масштабам лицензионного  покрытия оператором мобильной связи в мире. Стопроцентный охват территории России подразумевает под собой возможность предоставлять услуги мобильной связи в 89 субъектах РФ, где проживает 147 миллионов человек. 

Акционерами ОАО «МегаФон» являются: ОАО «Телекоминвест» (31,3%), Sonera Holding B.V.(26%), ООО «ЦТ-Мобайл» (25,1%), Telia International AB (6,37%), Telia International Management AB (1,73%), IPOC International Growth Fund Limited (8,0%) и ООО «Контакт-С» (1,5%) Реквизиты головного офиса ОАО «МегаФон»: 115035, Москва, Кадашевская наб., д.30.            Адрес для корреспонденции: 191011, Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 10. Телефон: +7 812 9600500 Факс: +7 812 9600548.                                              ИНН 7812014560 КПП 780103001                                                         «МегаФон» - признанный лидер российского рынка телекоммуникаций по географии международного роуминга. Сегодня для абонентов сети «МегаФон» действует автоматический международный роуминг с 314 операторами мобильной связи в 165 странах мира. Кроме того, абоненты «МегаФон» могут воспользоваться услугами международного GPRS-роуминга в сетях 7 операторов в 6 странах мира. 

Гибкая тарифная политика Компании обращена ко всем сегментам  потребителей с разным уровнем платежеспособности и потребности в мобильной связи. Тарифная сетка рассчитана как на массовых пользователей, так и корпоративных клиентов, среди которых крупнейшие предприятия Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона.

«МегаФон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

Уникальный для российского  телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи  адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиента.

Ассортимент услуг. На сегодняшний  день МегаФон предоставляет практически  все дополнительные услуги доступные  в сетях GSM. Начиная с самых  простых как определитель/антиопределитель номера, голосовая почта, так и  гораздо более сложных услуг передачи данных основанных на технологии GPRS и EDGE. Нужно отметить, что на рынке сотовой связи Мурманскойобласти работают все 3 крупнейших оператора сотовой связи России (МегаФон, БиЛайн и МТС), они предоставляют приблизительно одинаковый перечень услуг, и выделить лидера по данному критерию трудно. Отстает по данному критерию лишь ТЕЛЕ2, предоставляющий лишь базовые услуги.

Ценовая политика. Рассматривая ценовую политику необходимо отметить, что МегаФон являясь лидером  рынка, ведет себя самостоятельно и не вступает в жесткую ценовую борьбу временных скидок и бесплатных услуг развязавшуюся между остальными операторами. 

Организационная структура

ОАО «Мегафон» имеет  следующую структуру:

  • Директор по работе с персоналом

Отдел администрирования

Отдел набора и обучения

Отдел охраны труда

  • Директор по работе с ключевыми клиентами

Отдел по работе с корпоративными клиентами

Отдел по работе с выделенными  сегментами

Отдел офисов, продаж и  обслуживания

Отдел контроля и качества офисов

Отдел абонентского обслуживания

  • Технический департамент

Отдел радиочастотного  обеспечения

Технический отдел

Департамент маркетинга

  • Отдел маркетинга

Отдел развития продуктов  и услуг

Специалисты со связью с  общественностью

  • Финансовый департамент

Отдел корпоративной  отчетности

Планово-аналитический  отдел

Бухгалтерский центр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ малого  бизнеса в экономике Республики  Коми на примере компании ОАО  «Мегафон»

ОАО МегаФон достаточно известен на рынке услуг связи  в течение длительного времени. Конкурентоспособен. Удовлетворяет  потребности потенциальных пользователей  и вовремя подстраивается под новые тенденции и веяния моды.

В наше время сотовой  связью пользуются все с 16 лет и  до пенсионного возраста. Исключение составляют лишь те, кто не может  позволить себе сотовый телефон  и ежемесячные расходы на связь. Но таких становится все меньше.

Мотивация выбора сотовой  сети у каждого своя - кому-то нужна  недорогая связь, кому-то самая качественная, кто-то выбирает по отзывам друзей, а некоторые не видят никакой  разницы между операторами.

Определим приблизительную  емкость рынка.

Территория - город Сыктывкар

Временный параметр- 1 год.

Товар - sim - карта ОАО  «МегаФон» (стоимость одного комплекта 50 рублей)

В городе 17 магазинов  сотовой связи. В каждом из них  в среднем каждый час продается 1 sim - карта. Среднее время работы магазина- 8 часов. Учитывая все праздники и выходные дни, количество рабочих дней равно 349 дней. То есть за 2008 год в г. Нефтекамске теоретически было продано 47464 sim - карты.

Вычислим емкость рынка  по формуле

E= M*S, где

Е - емкость рынка,

М - количество проданного товара за год,

S - цена товара.

Емкость рынка = 47464*50=2373200

Наиболее сильные компании - операторы сотовой связи в  г. Сыктывкаре- это Би Лайн, МегаФон, МТС ТЕЛЕ2. МегаФон и Би Лайн здесь постоянно конкурируют. У Би Лайн связь немного качественнее, дополнительных возможностей больше. А МегаФон привлекает невысокими ценами и постоянными рекламными акциями. МТС предоставляет ненамного более удобный сервис, такие же дополнительные возможности и достаточно высокое качество. Но цены здесь самые высокие среди всех операторов в городе. Не все могут позволить себе услуги этого оператора сотовой связи.

 

Таблица 1. Позиционирование услуг сотовой связи на рынке услуг

 

МегаФон

Би Лайн

МТС

Качество связи

+

++

+++

Цена

+

++

+++

Сервис

++

++

+++

Популярность

+++

+++

+

Ассортимент

5

6

4

Рекламные акции и  накопительные бонусы

+++

++

+

Дополнительные возможности

++

+++

+++

Реклама

+++

+++

+++


Конкурентная обстановка на рынке услуг связи достаточно интенсивная. Почти все операторы  имеют одинаковый набор дополнительных возможностей с небольшим уклоном в ту или иную сторону. По сравнению с остальными МегаФон является самым недорогим и в то же время не всегда эффективным на территориях, прилегающих к городу: деревнях, селах, коттеджных поселках. Основная масса города пользуется sim - картами МегаФон и Би Лайн. МТС достаточно дорогой оператор связи.

Пользователи предпочитают недорогую, но качественную связь, доступный  Интернет и быструю передача данных. Также отметили возможность общения  при минусовом балансе счета. Все эти предпочтения МегаФон удовлетворяет при оптимальном соотношении цена-качество.

Для работы на рынке услуг  нет каких-либо особых предпочтений, т. к. недорогая связь всегда актуальна. Но при введении новинок можно  ожидать большего интереса со стороны возрастной группы 24-45 лет. По социальному положению первое место в городе занимает группа рабочих и служащих со средним уровнем доходов, поэтому рекламу надо ориентировать на них.

Становится понятным, что жесткая атмосфера конкуренции  на рынке мобильных услуг играет на руку абонентам. При этом, усилия компаний-операторов в равной степени направлены на привлечения как корпоративных, так и обычных клиентов. Развитие технологий предоставляет подспорье конкурирующим компаниям в том, чтобы создавать более гибкие тарифные планы, как универсальные, так и узкоспециализированные. Это огромный скачок по сравнению с эпохой зарождения сотовой отечественной связи. Динамическое развитие сферы коммуникаций стимулирует увеличение качественного показателя и уменьшения стоимости мобильного общения.

 

2.3 Проблемы развития  малого бизнеса на примере  компании ОАО «Мегафон»

 

Исследование  компании ОАО «Мегафон» в Республике Коми показало, что перед предпринимателями стоят следующие проблемы:

  1. Развитие бизнеса.

Зачастую предприниматели отождествляют развитие бизнеса и разработку бизнес-плана. Это не одно и то же. Бизнес-план разрабатывается в соответствии с определенной стандартной формой и не всегда является полезным при управлении предприятием, но служит для привлечения средств от финансовых организаций. Предприятиям должна оказываться помощь в разработке программы их развития, затрагивающей важнейшие аспекты управления компанией. В случае, если менеджер предприятия не принимает непосредственного участия в его разработке, ему будет трудно понять его логическую схему.

Отсутствие финансовых средств на развитие предприятий. Финансирование малого бизнеса, как правило, ограничивается внутренними источниками: доходами предприятия, личными сбережениями предпринимателей, сбережениями их родственников и знакомых. Они очень незначительны, так как предприниматели не имели возможности их аккумулировать. Банковские и коммерческие кредиты выдаются по очень высоким процентным ставкам и недоступны для большей части МП. Кроме того, получение кредита в банке возможно, как правило, при наличии личных связей с их руководителями. Недостаток собственных оборотных средств в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование сдерживает развитие малого бизнеса. Поэтому реальная помощь от таких организаций, как Региональный Фонд развития малого и среднего бизнеса, крайне важна.

  1. Нехватка перспективных проектов.

Зачастую достаточно сложно найти перспективный проект, который может быть с прибылью реализован. Существует потребность в организации, которая бы на ранних стадиях помогала предпринимателям выявить и должным образом сформулировать новые рыночные возможности.

  1. Подготовка рабочих кадров.

Практически каждое малое  предприятие сталкивается с необходимостью переподготовки рабочих. В интересах  республики предоставить в распоряжение предпринимателей квалифицированный персонал. Кроме этого, наличие квалифицированного персонала может само по себе явиться стимулом к образованию предприятия.

  1. Государственное регулирование и налогообложение.

 Предприниматели жалуются на высокие налоги, которые они стараются не платить, но в случае снижения их размеров предпочли бы вести легальный бизнес. Нестабильная нормативная база работы малых предприятий также является значительным препятствием для их успешного развития. Необходимо создание юридической консультационной организации, где руководители малых предприятий могли бы получить необходимые разъяснения. Она должна иметь высокий официальный статус, чтобы быть в состоянии контактировать с правительственными учреждениями по вопросам, интересующим предпринимателей.

Информация о работе Роль малого предпринимательства в Росии