Роль государства в развитии малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями — сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Развитие предпринимательства в 21 веке
1.1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
1.2 Правовая основа предпринимательства
1.2 Правовая основа предпринимательства
ГЛАВА 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии Приморского края и Черниговского района
2.1 Малое предпринимательство в Приморском крае на современном этапе
2.2 Анализ малого бизнеса в Черниговском районе
ГЛАВА 3. Перспективы развития малого бизнеса в Черниговском районе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес Приморского края.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

По данным Росстата, на конец 2007 г. зарегистрировано 1136,2 тыс. юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, что на 10% (100 тысяч предприятий) выше, чем по состоянию на 1 января 2007 г. Действуют 3,4 млн. индивидуальных предпринимателей, в том числе 255,4 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

Темп прироста числа малых компаний в 2007 году увеличился в 2 раза по сравнению с темпом прироста, наблюдавшимся с 2004 года (что составляло 50000 компаний).

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения достигло 730 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 73,4 единицы (на 10%). В то же время в странах-членах ЕС данный показатель составляет не менее 3 тысяч предприятий (Германия – 3405). Лишь города Санкт-Петербург и Москва по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы: на 100 тыс. жителей этих городов приходится 2,4тыс. малых предприятий и 2 тыс. соответственно. Самые низкие показатели плотности малого предпринимательства в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Читинской области, Челябинской и Ульяновской областях, Хабаровском крае. Только в 10 субъектах Российской Федерации количество малых предприятий на 100 тыс. населения выше среднероссийского показателя Калиниградская, Магаданская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Сахалинская и Томская области, Приморский край, Москва, Санкт-Петербург).

Данные цифры говорят, с одной стороны, о необходимости создания благоприятных условий для развития малых предприятий, с другой — о большом экономическом потенциале малого бизнеса в России.

Понятие «потенциал малого предприятия» относится к наименее изученным категориям рыночной экономики: отсутствует единый алгоритм и инструментарий измерения и оценки потенциала малого бизнеса, его формирования и воспроизводства. Потенциал малого предприятия зависит от многих факторов, таких как технологическая оснащённость, профессиональный уровень подготовленности персонала, финансовые ресурсы, положение на рынке и т.д. Понятие потенциал фирмы, определяется как степень использования ресурсов или как совокупность предпосылок развития.

Главной задачей потенциала малого предприятия является воспроизводство. Нельзя не отметить такую форму проявления воспроизводственной способности производственного потенциала, как техническое перевооружение и реконструкция производства.

Возможности воспроизводства напрямую зависят от тех ресурсов, которыми владеет малое предприятие. К ним относятся:

- технические ресурсы  – производственное оборудование;

- материальные ресурсы  – сырьё, материалы;

- кадровые ресурсы –  численность и квалификация кадров  и др.;

- информационные ресурсы  – сведения о самой системе  и её внешней среде;

- финансовые ресурсы –  величина и использование денежных  средств;

- управленческие ресурсы  – способы принятия решений, система  планирования, учёта, контроля и  т.д.;

- временные ресурсы.

В настоящее время применяются различные подходы к оценке потенциала малого бизнеса, среди которых выделяются:

-сравнительный подход, при  котором проводится сравнение  рассматриваемой фирмы с фирмами-аналогами;

-затратный подход, связанный  с оценкой имущества фирмы.

Инструментарий для оценок бизнеса, опирающийся на указанные подходы, можно условно разделить на две группы.

Первая группа инструментария базируется на определении бухгалтерской прибыли, нормы рентабельности, окупаемости, внутренней нормы доходности. Инструментарий, используемый в этой группе, основан на анализе финансовой отчётности или на моделировании денежных потоков фирмы на некотором отрезке времени. Показатели этой группы, как правило, используются в управлении отечественными предприятиями малого бизнеса.

Ко второй группе относится инструментарий, базирующийся на определении именно стоимости фирмы и использования её при оценке бизнеса, в качестве критерия предлагается использовать величину стоимости компании. При этом определяются виды стоимости – внутренняя, рыночная, инвестиционная, ликвидационная, балансовая, арендная. Данный подход нашёл практическое применение в зарубежной практике, тогда как у нас он рассматривается пока в основном в теоретическом плане.

Инструментарий, используемый для вычисления потенциала, основан на наиболее полном выявлении перечня видов ресурсов и определении ограничений в их использовании.

Таким образом, потенциал является интегральной характеристикой любого малого предприятия или фирмы, именно он определяет их системные возможности и способность решать конкретные проблемы и задачи.

Общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Как следует из названия, действие закона № 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого предпринимательства, но и на субъекты среднего предпринимательства (при этом данное понятие введено в законодательство впервые).

В ст. 3 Закона № 209-ФЗ, содержащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого и среднего предпринимательства определены как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законом к малым и средним предприятиям. При этом следует обратить внимание на то, что ГК РФ не содержит определения понятия «хозяйствующий субъект», такое определение представлено, в частности, в Федеральном законе от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (т.е. может использоваться в рамках этого Закона) и применяется к индивидуальному предпринимателю, коммерческой организации, а также некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. Кроме того, в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый недвижимостью.

В названном Законе также представлено новое определение понятия «субъект малого предпринимательства». Согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных  юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному или  нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства (в  части установления предельных  значений выручки положения Закона  № 209-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г.).

При определении численности работающих законодатель «ушел» от деления предприятий по отраслевому принципу и установил, что средняя численность работников (определяемая за календарный год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:

- от 100 до 250 человек включительно  для средних предприятий;

- до 100 человек включительно  для малых предприятий;

- до 15 человек для микропредприятий.

Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным, поскольку при его отсутствии предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом № 209-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки, и защищать свои законные права и интересы.

Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.

Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться: объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций не применимы к субъектам малого предпринимательства.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

1) высокая степень централизации  и персонализации управления.

2) отсутствие системы  стратегического управления.

3) высокая зависимость  от внешней среды: банков, крупных  предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных  фирм;

4) дефицит финансовых  ресурсов – как собственных, так  и заемных;

5) скромные финансовые  возможности по привлечению высококвалифицированных  специалистов по бухгалтерскому  учету и другим областям, в  частности, юриспруденции, маркетингу, менеджменту.

6) потребность во всесторонних  знаниях законодательства для  осуществления своей деятельности.

7) небольшая численность  работающих.

8) слабая защищенность  перед произволом налоговых и  иных контролирующих государственных  органов.

9) представление руководства  организации о бухгалтерском  учете как средстве для исчисления  налоговых обязательств.

Таким образом, можно сделать вывод, что, принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Существуют две формы правового статуса предпринимателя — индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Среди предприятий различных форм собственности особое место уделяют малому предпринимательству. Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

 

1.2 Правовая основа  предпринимательства

 

В настоящее время, в условиях нынешнего финансового кризиса, когда банки прекратили все кредитные программы, повысили процентные ставки (в том числе и по ранее выданным кредитам) и увеличилось давление на налогоплательщиков, развитие малого бизнеса представляется маловероятным. Россияне прочувствовали все это в полной мере – банкам в условиях кризиса ликвидности попросту нечего выдавать. Итог – общее снижение спроса на товары и услуги, спад производства, массовые увольнения. Однако правительство не прекращает принимать меры по развитию малого предпринимательства. 14 апреля 2009 года в Роструде состоялось заседание по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Обсуждались вопросы содействия занятости безработных граждан и опыта работы субъектов РФ по развитию предпринимательской инициативы незанятого населения.

Программа стабилизации рынка труда в России в 2009 году, на которую предусмотрено направить 43,7 млрд. рублей, состоит из четырех основных направлений:

повышение квалификации и переобучение работающих,

участие во временных общественных работах;

возможность переезда работников в другой регион,

возможность развития малого бизнеса за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, одним из направлений антикризисных мероприятий является содействие развитию малого предпринимательства. На реализацию этой меры предусмотрено направить 2,6 млрд. рублей, из них - 0,3 млрд. рублей из бюджетов субъектов РФ.

Полным ходом идет подготовительная работа: утверждаются положения о финансировании программ, проводятся совещания с представителями комитетов и комиссий по предпринимательству и малому бизнесу, готовятся поправки в законодательство. В частности, в настоящее время оставшиеся без работы россияне имеют право получить из федерального бюджета материальную поддержку для открытия собственного дела на сумму, равную получаемому ими годовому пособию по безработице. После внесения изменений, поддержка будет оказываться в сумме максимального годового пособия по безработице.

В целом по России уже заключено 327 договоров на участие в этом направлении 447 безработных.

Сегодня нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся:

Информация о работе Роль государства в развитии малого предпринимательства