Роль государства в развитии малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями — сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Развитие предпринимательства в 21 веке
1.1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
1.2 Правовая основа предпринимательства
1.2 Правовая основа предпринимательства
ГЛАВА 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии Приморского края и Черниговского района
2.1 Малое предпринимательство в Приморском крае на современном этапе
2.2 Анализ малого бизнеса в Черниговском районе
ГЛАВА 3. Перспективы развития малого бизнеса в Черниговском районе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес Приморского края.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

Роль государства в развитии малого предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Развитие предпринимательства в 21 веке

1.1 Организационно-правовые  формы предпринимательской деятельности

1.2 Правовая основа предпринимательства

1.2 Правовая основа предпринимательства

ГЛАВА 2. Роль малого предпринимательства в экономическом развитии Приморского края и Черниговского района

2.1 Малое предпринимательство  в Приморском крае на современном  этапе

2.2 Анализ малого бизнеса  в Черниговском районе

ГЛАВА 3. Перспективы развития малого бизнеса в Черниговском районе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

1 РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В 21 ВЕКЕ

 

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

 

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями — сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).

Существуют две формы правового статуса предпринимателя — индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.

Индивидуальное предпринимательство — самый простой и самый древний тип предпринимательства. Всеми средствами в этом случае владеет один собственник. Он самостоятельно решает вопрос, что, для кого и как производить; единолично распоряжается полученной выручкой и несет неограниченную материальную ответственность за результаты своей деятельности. В случае образования долга, например, предприниматель рассчитывается своим имуществом. Такая перспектива вполне реальна, ведь, как показывает статистика, ежегодно разоряется ничуть не меньше индивидуальных предпринимателей, чем регистрируется новых.

Индивидуальный предприниматель обычно трудится сам, но вправе нанимать и дополнительных работников, заключая с каждым из них договор.

Несмотря на множество рассказов о нажитых упорным трудом и смекалкой миллионах, далеко не всем индивидуальным предпринимателям удается серьезно расширить дело. Возможности роста ограничены личными средствами владельца и теми небольшими ссудами, которые он может получить в банке. Сказывается и то, что индивидуальный предприниматель не может быть специалистом во всех вопросах производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, финансов, а это часто приводит к принятию ошибочных решений, и следовательно — к экономическим убыткам.

Однако этот вид предпринимательства имеет и определенные преимущества, заключающиеся в минимальной регламентированности деятельности, мобильности, материальной заинтересованности и т.д. В мировой практике эта форма бизнеса характерна для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, профессиональной деятельности юристов, врачей и педагогов.

Предприниматель, обладающий достаточными для создания дела ресурсами, склонный единолично контролировать процесс принятия решений, готовый нести полную материальную и юридическую ответственность за коммерческую деятельность, предпочтет стать индивидуальным предпринимателем, став единоличным хозяином фирмы.

Предприниматель, как правило, имеет возможность объединиться с другими предпринимателями для совместного достижения общих хозяйственных целей. Совместная деятельность может при этом основываться:

• на согласии вести общее дело, что находит свое отражение в договоре — соглашении сторон;

• на образовании совместного имущества, складывающегося из долей, являющихся собственным имуществом партнеров (денежные средства, материальные ценности и др.) и представляющих вклады в составе общего имущества (складочном капитале).

Совместное имущество является основой предприятия, которое, осуществляя свою деятельность, имеет определенные права (например, обращаться в банк за кредитами) и выполняет обязанности (например, заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами). А так как права и обязанности — это нечто, присущее только человеку, гражданину — физическому лицу, возникшее противоречие разрешается признанием предприятия юридическим лицом.

Как юридическое лицо предприятие имеет определенные правовые признаки: заключает договоры и сделки, отвечает по своим обязательствам и т.д. Однако оно не может ни определить цель своей деятельности, ни подписать контракт, ни принять кого-либо на работу. Это делают люди, действующие от имени предприятия.

В зависимости от своей основной цели организации, являющиеся юридическими лицами, могут быть коммерческими или некоммерческими .

Для некоммерческих организаций получение прибыли не выступает в качестве основной цели. Они вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для реализации их уставных целей, а прибыль полностью используется для саморазвития и не распределяется между участниками.

Преимуществом такой формы организации дела является льготное налогообложение. Но надо еще раз подчеркнуть, что некоммерческие организации создаются не в целях извлечения прибыли.

Коммерческие организации создаются их учредителями в целях извлечения прибыли. Российским законодательством предусматривается несколько организационно-правовых форм этих организаций. Это хозяйственные товарищества и общества с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Они (формы) позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности.

Начало деятельности предприятия – это дата его государственной регистрации.

В новых законодательных актах и в ГК РФ введена новая экономическая категория организационно-правовая форма предприятия, с которой большинство управленцев и хозяйственников не встречались в условиях командно-административной экономики. В тех условиях существовало два типа предприятий: государственные и кооперативно-колхозные, различия между которыми были несущественны.

Понятие «предприятие» наиболее характерно для российской экономики. В развитых капиталистических странах оно используется крайне редко. Самым распространённым близким аналогом можно считать понятие «фирма». Как видно из западной литературы, под фирмой понимаются хозяйствующие субъекты или организации, компании или отдельные предприниматели, целью деятельности которых является получение доходов и прибыли.

В ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Каждый хозяйствующий субъект имеет целый ряд прав, часть из которых определяет его внутреннюю самоорганизацию, а другая – регулирует взаимоотношения с государством, юридическими и физическими лицами.

Именно последние взаимоотношения определяют многие стороны механизма хозяйствования. К их числу можно отнести права начинать и вести предпринимательскую деятельность; привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства; объекты интеллектуальной собственности и имущество; право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции и устанавливать на неё цены; распоряжаться прибылью предприятия и другие права. И другое качество – иметь самостоятельный баланс или смету. [6, 77с.]

Организационно-правовая система в стране с 1 января 1995г. формируется в соответствии с ГК РФ.

Как отмечает Раицкий К.А., при характеристике предприятий необходимо иметь в виду, что понятие «организационно-правовая форма» и понятие «предприятие» неидентичны. В рамках одного предприятия могут быть объединены в качестве его участников разные формы, а в отдельных организационно-правовых формах можно соединить несколько самостоятельных предприятий. Каждая из правовых форм предприятий имеет различную степень обособления их владельцев, собственников. Для этого достаточно сравнить права владельцев открытого акционерного общества (они имеют право лишь на часть имущества предприятия и ограничены в выполнении управленческих функций) и хозяйственного товарищества (в которых имеет место тесное сближение собственника и имущества и предоставлена возможность непосредственно выполнять функции управления предприятием). Все предприятия в соответствии с ГК РФ в зависимости от основной цели делятся на некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и они не распределяют её между участниками.

В настоящее время все предприятия, зарегистрированные на территории РФ подразделяются на: крупные, средние и мелкие.

В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Для малого предприятия характерно:

1) юридическая независимость;

2) управление предприятием  собственником капитала или партнерами-собственниками  с целью получения предпринимательского  дохода;

3) небольшие размеры по  основным показателям деятельности  субъекта хозяйствования: уставный  капитал, величина активов, объем  оборота (прибыли, дохода);

4) небольшая численность  персонала.

Вместе с тем малому бизнесу присущи:

1) быстрая реакция на  требования рынка;

2) высокий уровень специализации;

3) возможность мобилизации  ресурсов на перспективных направлениях.

В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в Российской Федерации создается в следующих трех основных сферах деятельности:

1. Торговля. Характерная  черта малого предпринимательства  — способность подстраиваться  под местный рынок. Не претендуя  на захват глобального рынка, малые предприятия ориентируются  на место нахождения потребителя. Многочисленные ларьки, палатки, павильоны  и магазинчики позволяют, с одной  стороны, удовлетворять существующие  потребности рынка, с другой —  работать рентабельно в связи  с эффективной организацией деятельности.

2. Посредничество. Посредничество  — распространенный вид деятельности  организаций в промышленно развитых  странах. Передача отдельных функций  по логистике или продвижению  товаров на рынок позволяет  организациям крупного и среднего  бизнеса оптимизировать затраты, повысить эффективность указанных  операций, «дотянуться» до труднодоступных  ресурсных рынков или рынков  сбыта, вынести специфические проблемы  отдельных рынков за рамки  организации, экономя там самым  на финансовых и трудовых ресурсах.

3. Сфера услуг. Развитие  сферы услуг в последнее время  становится одним из наиболее  перспективных направлений роста  экономики большинства развитых  стран. При этом предоставление  услуг зачастую требует присутствия  организации, которая их оказывает, в месте нахождения потребителя. Таким образом, рынок услуг, так же как и рынок товаров, склонен к ориентации на конкретного потребителя, что приводит к необходимости индивидуализации услуги (т. е. к видоизменению в интересах покупателя). Кроме того, с увеличением благосостояния населения происходит объективный процесс снижения доли расходов потребителей на товары и увеличения доли расходов на приобретение услуг.

Информация о работе Роль государства в развитии малого предпринимательства