Развитие малого бизнеса в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 07:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить необходимость развития малого бизнеса в РФ и РБ и изучить меры государственной поддержки во время мирового кризиса.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость развития малого предпринимательства в РФ и его характеристика 4
1.1. Развитие малого предпринимательства на современном этапе 4
1.2. Правовые основы малого предпринимательства в РФ 12
1.3. Особенности и функции малого предпринимательства в РФ 15
2. Анализ современных проблем развития малого бизнеса в РБ и пути их решения 21
2.1. Тенденции развития малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики региона 21
2.2. Проблемы развития и состояние малого предпринимательства в РБ 30
3. Государственная поддержка малого предпринимательства 41
3.1. Создание антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса 41
Заключение 78
Список использованной литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Курс МБ.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

 

Банком, выдавшим наибольшее количество кредитов малому бизнесу, количество которых  по итогам года достигло 43843 шт.стал «Уралсиб». Второе и третье место в рейтинге заняли КМБ-Банк и ВТБ 24, с 38432 и 14668 кредитов, соответственно. Наибольшая динамика в пятерке лидеров у «НБ Траст», рост количества выданных кредитов которого составила 122,97%, что и обеспечило ему четвертое место в рейтинге.

Регионы России в 2008 году стали одной из основных точек роста всего рынка. У лидеров рейтинга по объемам предоставленных кредитов большая их часть приходится именно на регионы. Развитая региональная сеть также обеспечивает высокую долю охвата потенциальных клиентов. Так, тройка лидеров по количеству городов, где представлены программы кредитования малого бизнеса (банк «Уралсиб», «Росбанк» и «НБ Траст»), присутствует и в top5 банков и по количеству предоставленных кредитов. «Особенно активно сегмент рос на региональных рынках, - отмечает управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса «НБ Траст» Надия Черкасова. - Регионы, в отличие от городов - миллионников, раньше были в определенном смысле «ущемлены» в этом плане – не так много банков были готовы предложить свои программы кредитования МСБ вдалеке от столицы. В 2008 году ситуация изменилась. Банки стали осуществлять активную географическую экспансию своих программ кредитования МСБ».

Крупнейшие банки, кредитующие  малый бизнес, рапортовали о положительной  динамике кредитования малого бизнеса  и в 2008 году. Так, в Росбанке портфель кредитов малому и среднему бизнесу с начала 2008 года вырос на 21,0%, у Альфа-банка прирост составил 80,0%, у Собинбанка – 34,0%, Промсвязьбанк объем ссуд малому и среднему бизнесу увеличился с января 2008 года в 9,4 раза.

 

 

 

 


Рисунок 3.1.9.

Рассмотрим конкретную программу основных мероприятий по оздоровлению российской экономики в 2009г.

Основные мероприятия  Правительства Российской Федерации  и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.

№  
п/п

Мероприятие

Объем дополнительного финансирования, млрд.рублей

1.

УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, СОХРАНЕНИЕ И СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

 

1.1.

Социальная защита

 

1.1.1.

Проведение еженедельного  мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в  связи с ликвидацией организаций  либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации.

_________

1.1.2.

Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр. Приказ Минздравсоцразвития России № 683 "Об организации работы консультационных пунктов, телефонных "горячих линий" и предувольнительных консультаций работников".

(16 января 2009 г. открыт официальный  информационный портал о федеральных службах по труду и занятости - "Работа в России" (www.trudvsem.ru). Информация объединяет в себе официальную информацию 85 региональных служб занятости и 2450 муниципальных центров занятости населения.)

_________

1.1.3.

Установление 50 процентного резерва от утвержденного Правительством Российской Федерации объема квот по Российской Федерации с целью регулирования потребности в привлечении иностранных работников по Российской Федерации, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Определение порядка уменьшения размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, и связанной с этими изменениями, корректировки распределения определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

_________

1.1.4.

Установление на 2009 год  допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли и  в области спорта, процентов от общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами:

0% - розничная торговля  алкогольными напитками, включая  пиво; розничная торговля фармацевтическими  товарами; розничная торговля в  палатках и на рынках; прочая  розничная торговля вне магазинов;

25% - прочая деятельность в области спорта.

(В случае массовых сокращений  рабочих мест хозяйствующими  субъектами по различным видам  экономической деятельности и  для реализации принципа приоритетного  трудоустройства высвобождаемых  в результате кризиса граждан  Российской Федерации Правительством Российской Федерации может быть установлена доля по другим видам экономической деятельности, как по ряду субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации)

_________

1.1.5.

Софинансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации:

- опережающее профессиональное  обучение работников в случае  угрозы массового увольнения;

- создание работодателями  временных рабочих мест (общественные  работы, временное трудоустройство, стажировки);

- оказание адресной поддержки  гражданам, включая организацию  их переезда в другую местность  для замещения рабочих мест;

- содействие развитию  малого предпринимательства и  самозанятости безработных граждан.

43,7

1.1.6.

Увеличение размера пособия по безработице.

В 2009 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальная – 4900 рублей

33,9

1.1.7.

Увеличение ассигнований для перечисления в Пенсионный фонд:

для покрытия дефицита (Страховая  часть трудовой пенсии с 1 апреля 2009 г. дополнительно индексируется на 17,5% против 15,6%, с 1 августа – на 8,5%);

на выплату базовой  части трудовой пенсии;

на повышение ЕДВ

 

315,6 

 

12,5

11,5

1.1.8.

Включение расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения.

_________

1.1.9.

Индексация государственных  пособий, социальных выплат и стоимости  набора социальных услуг с учетом нового прогноза инфляции.

12,7

1.1.10.

Дополнительное увеличение объемов финансирования мероприятий активной политик занятости населения (осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения)

33,9

1.2.

Поддержка образования (расходы  всего по разделу – 394,8)

 

1.2.1.

Субсидии на поддержку  образовательных кредитов.

0,027

1.3.

Здравоохранение, физическая культура и спорт  
(всего по разделу 334,6)

 

2.

СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ  ПРОМЫШЛЕННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

 

2.1.

ОБЩАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО  СЕКТОРА И РАБОТА С СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 

2.1.1.

Поддержка системообразующих  предприятий

 

2.1.1.1.

Обеспечение поддержки организациям, входящим в перечень системообразующих  организаций. Формирование перечня  системообразующих организаций  и мониторинг их финансово-экономического состояния.

Перечень из 295 системообразующих организаций утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 23 декабря 2008 г. № 2, раздел IV.

_________

2.1.1.2.

Оказание содействия предприятиям, имеющим существенное значение для экономики субъектов и муниципальных образований. Рассмотрение перечня предприятий регионального значения (1148) на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики 24 февраля 2009 г. № 8.

_________

2.1.1.3.

Обеспечение поддержки отдельным  стратегическим предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса. Создание Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий  и организаций оборонно-промышленного  комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ и испытывающих финансовые трудности в условиях сложившейся ситуации на финансовых рынках.

_________

2.1.2.

Меры налогового стимулирования

 

2.1.2.1.

Осуществление с 1 января 2010 года переноса ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования в целях стимулирования обновления соответствующего оборудования.

В пределах 3-7 амортизационных  групп ряд основных средств переносится  в группы с меньшим сроком полезного  использования. Изменения разработаны с целью обеспечения инвестиционной стабильности и привлекательности в нефтяной отрасли и затрагивают основные средства предприятий нефтегазовой отрасли.

34 млрд. Выпадающие доходы

2.1.2.2.

Переход к начислению амортизации  в целях налогообложения прибыли по группе объектов основных средств (по амортизационным группам), применению нелинейного метода начисления амортизации.

(Применение нелинейного  метода начисления амортизации  позволяет организациям ускорить  списание стоимости основных  средств и ускорить обновление основного капитала.)

_________

2.1.2.3

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате федеральных  налогов, если размер задолженности  организации превышает 10 миллиардов рублей, на срок не превышающий пять лет по решению Министра финансов Российской Федерации.

_________

2.1.2.4

Снижение ставки налога на прибыль 

(Снижена ставка налога  на прибыль с 24 до 20%, при этом  федеральная часть налога снижена  с 6,5 до 2,5%. Регионы в дополнение  к 17,5% получают 0,5% за счет федеральной части.  
330,9 млрд.руб. сокращения налоговых доходов федерального бюджета)

294,0 
Выпадающие доходы

В.т.ч в федеральный  бюджет – 330,9

2.1.2.5

Переход на уплату налога по фактически полученной прибыли за 4 квартал 2008 года

(В четвертом квартале 2008 года налогоплательщики вправе перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от внесения платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период)

_________

2.1.2.6

Оптимизация срока уплаты налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектами налогообложения данным налогом.

(ФЗ от 13 октября 2008 N 172-ФЗ)

(Начиная с налоговой  отчетности за третий квартал  2008 года, налог на добавленную  стоимость уплачивается равными  долям и в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, а не единовременно по истечении налогового периода.)

_________

2.1.2.7

Освобождение от налогообложения  налогом на добавленную стоимость  операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

(ФЗ от 26 ноября 2008 N 224-ФЗ)

_________

2.1.2.8

Отмена обязанности налогоплательщиков по перечислению налога на добавленную  стоимость отдельными платежными поручениями при безденежных формах расчетов.

(Возвращение ранее действовавшего  порядка, согласно которому можно  учитывать при начислении налогов  безденежные формы расчетов. Упрощает  налоговое администрирование налогоплательщиков.)

_________

2.1.2.9

Предоставление права  на вычет налога на добавленную стоимость  по авансовым платежам.

(Обеспечение "нейтральности"  налога по отношению к производителям, учитывая то, что в целом НДС  является косвенным налогом. Высвобождает  оборотные средства организаций.)

_________

2.1.2.10

Введение 30% амортизационной  премии

По основным средствам  в пределах 3-7 амортизационных групп  амортизационная премия увеличена  с 10 до 30 %

50,4 
Выпадающие доходы

В.т.ч в федеральный  бюджет – 5,6

2.1.2.11

Снижение ставки налога на прибыль по упрощенной схеме налогообложения

(Субъектам РФ дано право  уменьшать ставку с 15% до 5% от  суммы дохода при применении  упрощенной системы налогообложения.  Высвобождает оборотные средства  налогоплательщиков)

_________

2.1.2.12

Увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом

(Порог определяется как  1,5 ставки рефинансирования Банка  России для рублевых обязательств  и 22% – для валютных)

8,8

 

Ускорение сроков возврата экспортного  НДС

 

2.1.3.

Поддержка спроса

 

2.1.3.1.

Регламентация процедур закупок  субъектов естественных монополий  и государственных корпораций, в  том числе установление преференций  для поставщиков российских товаров.

_________

2.1.3.2.

Увеличение авансирования  выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и государственным оборонным заказом.

_________

2.1.3.3.

Совершенствование бюджетного процесса в целях создания возможностей лизинговых операций при государственных  закупках.

_________

2.1.3.4.

Развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг).

_________

2.1.3.5.

Государственная поддержка  экспорта промышленной продукции 

(Постановление Правительства  Российской Федерации от 14 января 2009 г. № 24)

6,0

2.1.3.6.

Определение и поддержка  приоритетных инвестиционных проектов, способных обеспечить конкурентоспособность  российской экономики на фазе посткризисного роста. При этом необходимо иметь  в виду не только проекты в сфере  транспортной или энергетической инфраструктуры (и тому подобное), создающие спрос на продукцию отечественной промышленности, но и инвестиционные проекты, направленные на техническую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности.

_________

2.1.3.7.

Продолжение технологической модернизации отечественной промышленности

_________

2.1.4.

Содействие повышению  доступности финансовых ресурсов

 

2.2.

ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

 

2.2.1.

Сельское хозяйство

 

2.2.1.1.

Субсидирование процентной ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых в 2008-2009 годах организациями и предприятиями агропромышленного комплекса, в размере 100% ставки рефинансирования Банка России

7,0

2.2.1.2.

Субсидии на возмещение части  затрат в размере 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями АПК

(Постановление Правительства  Российской Федерации от 4 февраля  2009 г. № 90, от 24 февраля 2009 г. № 140)

10,0

2.2.1.3.

Субсидирование процентных ставок по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на модернизацию и техническое перевооружение рыбопромыслового флота, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение.

(распоряжение Правительства  Российской Федерации  
от 4 февраля 2009 г. № 124-р)

1,1

2.2.1.4.

Расширение ломбардного  списка Банка Росси за счет включения  облигаций организаций АПК.

По итогам совещания у  Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова 26.01.2009 г. Банк России в течение месяца внесет в Указания Банка России от 28.07.2004г. № 1482-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России» изменения по системообразующим предприятиям.

_______

2.2.1.5

Обеспечение вхождения предприятий  агропромышленного комплекса в  перечень рекомендуемых отраслей для  рефинансирования коммерческими банками  под залог кредитных договоров, а также по снижению требований к  уровню риска по кредитам, выдаваемым под залог продукции.

(В настоящее время разрабатываются  возможные механизмы реализации  принятых решений. Минфин России  прорабатывает вопрос о выделении  банкам финансовых ресурсов через  Фонд национального благосостояния.)

_______

2.2.1.6.

Уточнение инструкции Банка  России «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами» в части рефинансирования кредитов, выдаваемых обществам с ограниченной ответственностью, а также по кредитам, отнесенным ко II категории качества;

фондирование за счет ресурсов Банка России и Внешэкономбанка кредитных организаций на цели кредитования инвестиционных проектов в объеме 200 млрд.руб., а также сезонных работ и текущей деятельности в объеме 200 млрд. руб. (на срок от 9 до 12 месяцев).

_______

2.2.1.7.

Разработка и практическое применение механизмов, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий Государственной программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, в том числе за счет предоставления банкам целевых государственных финансовых ресурсов, при условии, в частности, установления предельного размера ставок кредитования организаций агропромышленного комплекса, обеспечения финансирования инвестиционных проектов по ранее заключенным кредитным договорам и, при необходимости, продления кредитных договоров на срок до 3-5 лет.

_______

2.2.2.

Поддержка проектов автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения

 

2.2.2.1.

Субсидирование части процентных ставок российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение.

2,5

2.2.2.2

Субсидирование 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение отечественных легковых автомобилей физ.лицами.

2,0

2.2.2.3

Субсидирование расходов ОАО «Российские железные дороги»  по транспортировке отечественных  автомобилей в регионы Дальнего Востока.

2,0

2.2.2.4

Предоставление возможности ОАО «Росагролизинг» реализовывать проекты по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства для российских потребителей (Дополнительная капитализация ОАО «Россельхозбанк» (45 млрд.руб.), ОАО «Росагролизинг» (25 млрд.руб.)).

Направление в 1 квартале 2009 года средств федерального бюджета  на увеличение уставных капиталов ОАО  «Россельхозбанк» в объеме 45,0 млрд. рублей для кредитования предприятий  АПК и проведения закупочных интервенций  и ОАО «Росагролизинг» в объеме 25,0 млрд. рублей в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, включая автомобильную технику, сельскохозяйственного оборудования, племенного скота, техники и технологического оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленного рыбоводства, лесного хозяйства, лесопереработки и техники для дорожного строительства в сельской местности

70,0

2.2.2.5.

Обеспечение закупки автомобильной  техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке.

12,5

2.2.2.6.

Реализация программы  обновления парка автомобильной  техники, используемой субъектами федерации  и муниципальными образованиями для перевозки пассажиров, медицинских целей, милиции, коммунальной, дорожной и специальной техники, при условии ее софинансирования субъектами Российской Федерации в размере до 10 млрд.руб.

20,0

2.2.2.7.

Предоставление кредитной  линии лизинговым компаниям на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

1,0

2.2.2.8.

Выделение кредитных лимитов  на финансирование текущей деятельности предприятий автомобильной промышленности в размере до 70 млрд. рублей, в том числе с использованием механизма государственных гарантий.

 

2.2.2.9.

Содействие размещению в 2009 году облигаций российских автомобилестроительных предприятий для целей финансирования инвестиционных проектов в размере до 60 млрд. рублей и сроком обращения до 5 лет, с учетом предоставления государственных гарантий, а также возможность рефинансирования таких ценных бумаг Банком России.

 

2.2.2.10

Корректировка действующих графиков погашения реструктурированной задолженности предприятий автомобильной промышленности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым вносам перед внебюджетными фондами, в части переноса сроков уплаты сумм основного долга в 2009-2015 годах на 2011-2017 годы соответственно.

 

2.2.2.11.

Изменение ввозных таможенных пошлин на бывшие в употреблении и  новые автомобили специального назначения сроком на 9 месяцев. Введение пошлин на автомобили, бывшие в употреблении.

 

2.2.2.12.

Увеличение размера авансирования получателями средств федерального бюджета до 50% суммы договора (гос.контракта) при его заключении на закупку автомобильной и дорожно-строительной техники, производимой на территории РФ, а также в части заключения указанных договоров (гос.контрактов) без предоставления обеспечения их исполнения, при условии закупки техники непосредственно у производителей.

 

2.2.2.13.

Корректировка действующих  графиков погашения реструктурированной  задолженности предприятий автомобильной  промышленности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым вносам перед внебюджетными фондами, в части переноса сроков уплаты сумм основного долга в 2009-2015 годах на 2011-2017 годы соответственно.

 

2.2.2.14.

Ввод на временной основе сроком на 9 месяцев ставки ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в употреблении зерноуборочные и кормоуборочные комбайны в размере 15 процентов, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности.

________

2.2.3.

Обеспечение финансовой поддержки  предприятий оборонно-промышленного комплекса

 

2.2.3.1.

Предоставление предприятиям оборонно-промышленного комплекса  субсидий из федерального бюджета на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в 2008-2009 годах, в том числе полученным для пополнения оборотных средств.

(Проект проработан в  установленном порядке в Аппарате  Правительства РФ и находится  на визировании у Первого заместителя  Председателя Правительства РФ  И.И.Шувалова.)

15,0

2.2.3.2.

Проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций  отдельных стратегических предприятий с их последующим выкупом уполномоченными организациями.

(распоряжение Правительства  Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 79-р, от 10 марта 2009 г. № 309-р. 
ОАО «РСК»МИГ», ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова»,  
Планируется выкуп доп.акций ОАО «ММП им. В.В. Чернышева»

50,0

2.2.3.3.

Увеличение объемов субсидий организациям ОПК с целью предупреждения банкротства.

3,0

2.2.3.4.

Субсидирование из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного  комплекса затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям государственного оборонного заказа.

12,0

2.2.4.

Транспортный комплекс

 

2.2.4.1.

Снижение минимального размера  софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации с 20 % до 5 % годового размера финансирования объектов.

 

2.2.4.2.

Обеспечение недискриминационного доступа топливных и авиационных  компаний к объектам инфраструктуры топливозаправочных комплексов в аэропортах.

________

2.2.4.3.

Обеспечение предоставления авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении  ввозимых иностранных воздушных  судов и комплектующих к ним (в том числе двигатели) с освобождением  от необходимости внесения обеспечения по их уплате.

(Ведется работа по согласованию  необходимых НПА (проектов ФЗ  и постановления Правительства)  федеральными органами исполнительной  власти)

________

2.2.4.4.

Увеличение размера возмещения из средств федерального бюджета  части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговым компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.

________

2.2.4.5.

Государственная поддержка  авиакомпаний  
(взнос в ГК «Ростехнологии»).

2,0

2.2.4.6.

Предоставление субсидий из федерального бюджета:

коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленному по договору залога в обеспечение кредита;

авиационным перевозчикам для  возмещения недополученных ими доходов  в связи с обеспечением перевозки  пассажиров, заключивших договор  воздушной перевозки с авиационным  перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта.

 

5,0 

 

5,0

2.2.4.7.

Развитие аэродромов экспериментальной  авиации, в том числе аэродрома  Ульяновск-Восточный.

________

2.2.4.8.

Обеспечение размещения облигаций  ОАО «РЖД» для финансирования инвестиционной программы на 2009-2011 годы.

(В настоящее время зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций  на сумму в 100 млрд. рублей. Размещение  облигаций планируется ежемесячно (февраль-май 2009 г.) по 30 млрд. рублей  в месяц.)

 

2.2.4.9.

Компенсация (в форме увеличения уставного капитала) недополученных доходов ОАО «РЖД» в связи со снижением темпов индексации тарифов на железнодорожные перевозки на 2009 год – на 8% вместо запланированных ране 14%.

50,0

2.2.4.10.

Компенсация (в форме увеличения уставного капитала) недополученных доходов ОАО «РЖД» в связи со льготным проездом школьников, учащихся и студентов.

2,3

2.2.4.11.

Взнос в уставной капитал  ОАО «РЖД» в целях строительства 53-км. ж/д участка Яйва-Соликамск  за счет поступлений в федеральный бюджет средств от ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»

6,0

2.2.4.12.

Осуществление государственных  инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры (в части действующих  ФЦП Безопасность дорожного движения и подпрограммы «автомобильные дороги»  ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)»). Увеличение до 95% размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования.

(суммарно - 263,0 млрд.руб., ФЦП сократилась на 29%)

 

2.2.4.13.

Реализация проектов Инвестиционного  фонда Российской Федерации (суммарно 85,7 млрд.руб., сокращение финансирования)

 

2.2.5.

Жилищное строительство  и ЖКХ 

 

2.2.5.1.

Реализация ФЦП «Жилище» (суммарно - 61,4 млрд.руб.)

 
 

Выполнение государственных  обязательств перед отдельными категориями  граждан (для граждан, уволенных  с военной службы () .

 
 

Реализация государственных  жилищных сертификатов (для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил  Российской Федерации; выезжающих из районов Крайнего Севера)

 
 

Обеспечение жильем молодых  семей

 

2.2.5.2.

Обеспечение жильем всех ветеранов  Великой Отечественной войны (субвенции  субъектам Российской Федерации)

35,0

2.2.5.3.

Приобретение в 2008-2009 годах  жилья эконом-класса в многоквартирных домах с высокой степенью строительной готовности, а также возводимых с привлечением средств граждан, субъектами РФ для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств государственной корпорации – Фонда содействий реформированию ЖКХ при условии завершения строительства таких домов в срок не более 6 мес. Со дня заключения соотв. гос контракта.

(за счет разрешения  использования 50 млрд.руб средств  уставного фонда Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства)

 

2.2.5.4.

Предоставление возможности  семьям, имеющим государственный  сертификат на материнский (семейный) капитал, с 2009 г. направлять указанные средства на улучшение жилищных условий (погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и по займам, в том числе ипотечным).

.

(Согласно оценочному расчету,  который вошел в состав поправок  к закону о бюджете, потенциально  таким правом могут воспользоваться  порядка 88 тыс. семей, и на  эти цели должно будет потрачено 26,3 млрд. рублей из средств федерального бюджета.)

26,3

2.2.5.5.

Реструктуризация ипотечных  кредитов для лиц, потерявших работу через АИЖК (Выделено 60 млрд.руб, потрачено в 2008 Г. – 8,4 млрд.руб, на 2009 г. – 51,6 млрд.руб)

________

 

Погашение обязательств Агентства (в дек. 2008 . – 7,8 млрд.руб, на 2009 г. – 4,1 млрд.руб.)

________

 

Рефинансирование ипотечных  кредитов (в декабре 2008 года -

0,6 млрд.руб. , на 2009 г. – 30,0 млрд.руб.))

________

 

Выкуп ипотечных ценных бумаг, выдача целевых займов, в т.ч. сделки РЕПО (на 2009 г. – 9,4 млрд.руб.)

________

 

Взнос в УК Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) (на 2009 г. – 5,0 млрд.руб)

________

 

Выкуп ипотечных кредитных  продуктов для отдельных категорий заемщиков и новых кредитных продуктов (на 2009 г. – 3,1 млрд.руб)

________

2.2.5.6.

Разработка комплекса  антикризисных мер в строительной отрасли (совершенствование градостроительной  деятельности, поддержка промышленности строительных материалов и отдельных компаний, поддержка спроса) и осуществление постоянного мониторинга динамики состояния строительной отрасли (включая промышленность строительных материалов) и жилищно-коммунального хозяйства

________

2.2.5.7.

Формирование системы  адресных субсидий для населения и расширение масштабов работы в случае доведения уровня тарифов для населения до экономически обоснованного.

________

2.2.5.8.

Разработка комплекса  мер по реформированию ЖКХ на 2009 – 2011 годы.

________

 

Увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн. рублей

43,0 
Выпадающие доходы

2.2.5.9.

Включение в состав расходов сумм, уплаченных организацией в возмещение затрат работников по уплате процентов  по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда.

0,3

2.2.5.10.

Предоставление вычета налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным  работам для собственного потребления в одном налоговом периоде с начислением налога, а не после его уплаты в бюджет.

 

2.2.6.

Лесопромышленный комплекс

 

2.2.6.1.

Защита внутреннего рынка  лесобумажной продукции в 2009-2010 гг., в части корректировки ввозных таможенных пошлин на лесобумажную продукцию.

________

2.2.6.2.

Предоставление субсидий организациям лесопромышленного комплекса  на создание межсезонных запасов  древесины, сырья и топлива

0,325

2.2.7.

Иные отрасли

 

2.2.7.1.

Корректировка вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения

________

2.2.7.2.

Введение банка качества нефти, в том числе используемого  при транспортировке нефти трубопроводным транспортом.

________

2.2.7.3.

Создание объединенной лизинговой компании для обеспечения угледобывающих организаций горнотранспортным оборудованием.

________

2.2.7.4.

Выделение сжиженных углеводов  в отдельную группу ТНВЭД и  установление с 1 января 2009 г. нулевой  ставки таможенной пошлины.

 

2.2.7.5.

Государственные инвестиции, направленные на поддержку высокотехнологичных секторов экономики (ФЦП) (всего - 168,8 млрд.руб)

 

2.2.7.6.

В сфере металлургического  производства - поддержка экспорта и стимулирование внутреннего спроса со стороны строительной отрасли, машиностроения и топливно-энергетического комплекса

 

3

СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС

 

3.1.

Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской  деятельности

 

3.1.1.

Закрепление с 1 июля 2009 . уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности для 13 видов деятельности, преимущественно для малого и среднего предпринимательства.

_______

3.1.2.

Ограничение с 1 января 2010 г. количества проверок малых компаний, не чаще 3-х раз в год, внепланово – только с санкции прокурора.

_______

3.2.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

 

3.2.1.

Реализация Минэкономразвития  России государственной поддержки  субъектов малого предпринимательства (увеличение на 6,2 млрд.руб., суммарно – 10,5 млрд.руб)

6,2

3.2.2.

Увеличение программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком России

Разработка механизма  рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку.

30,0

3.2.3.

Обеспечение доступа субъектов  малого и среднего предпринимательства  к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпораций.

_______

3.2.4.

Обеспечение формирования перечня  федерального имущества, арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства, установление льготного размера  арендной платы, ограничение возможности  его корректировки, закрепление минимального срока аренды – 5 лет.

_______

3.2.5.

Установление платы за технологическое присоединение  энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере не более 550 рублей.

Установление рассрочки оплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт

_______

3.2.6.

Создание условий для  кредитования субъектов малого и  среднего предпринимательства со стороны коммерческих банков

(Указание Банка России  от 16 декабря 2008 г., в перечень активов, принимаемых в обеспечение от кредитных организаций для финансирование Банке России, включены кредиты и векселя малых предприятий)

 

4.

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

4.1.

Расширение ресурсной  базы и повышение ликвидности  банковской системы

 

4.1.1.

Регулирование нормативов обязательных резервов

(снижение с 5,5-8,5% в сентябре 2008 г. до 0,5% в октябре 2008 г. Установление с 1 мая2009 г. – 1,5%, с 1 июня 2009 г. – 2,5%.)

_______

4.1.2.

Размещение временно свободных  средств федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках

_______

4.1.3.

Выделение субординированных  кредитов коммерческим банкам, банкам с государственным участием и «Внешэкономбанку»

(в 2009 г. 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. ВЭБ, 225 млрд. руб. коммерческим  банкам)

555,0

4.1.4.

Расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся  правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда

(Рассматривается в Государственной  Думе)

_______

4.1.5.

Снятие ограничений, связанных  с размером уставного капитала и  стоимостью чистых активов хозяйственных  обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования, в том числе:

пересмотр существующего  ограничения на оплату уставного  капитала путем зачета требований к  обществу,

расширение возможностей для выпуска обществом необеспеченных облигаций,

пересмотр существующих способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала и снижении стоимости чистых активов «

_______

4.1.6.

Обеспечение контроля за реализацией  мероприятий по предупреждению банкротства  и ходом процедур банкротства  небанковских финансовых организаций, создание возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц

________

4.1.7.

Обеспечение возможности  допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям  рефинансирования со стороны Банка России – с передачей функций надзора и регулирования экономических показателей профучастников Банку России

________

4.1.8.

Участие Банка России в  торгах на фондовом рынке 

(Федеральный закон от 27 октября 2008 г. №176-ФЗ)

________

4.1.9.

Введение института общего собрания владельцев облигаций как  механизма консолидации мнений владельцев облигаций 

13 февраля 2009 г. законопроект  внесен в Правительство РФ

________

4.1.10.

Введение «мягкой» границы  изменения обменного курса рубля (41 руб. за 1 ед. «бивалютной корзины»).

________

4.1.11.

Ограничение дефицита федерального бюджета в 2009 году уровнем 8% ВВП.

________

4.1.12.

Предоставление кредитов банкам за счет средств Банка России

500,0

4.2.

Повышение доступности банковского  кредитования для предприятий реального сектора

 

4.2.1.

Меры перечислены в  отраслевом разделе:

Предоставление государственных  гарантий по кредитам;

Увеличение максимального  размера предоставления государственных  гарантий;

Субсидирование процентной ставки приоритетных отраслей экономики и малого предпринимательства

 

4.2.2.

Введение уполномоченных представителей Банка России в кредитные  организации, получившие государственную  поддержку.

 

4.2.3.

Предоставление дополнительных государственных гарантий

(Федеральный закон от 30 декабря 2008 . № 310-ФЗ. На 2009 г. предусмотрено предоставление дополнительных гарантий на общую сумму 300,0 млрд.рублей, в том числе – 100 млрд.рублей стратегическим предприятиям ОПК))

300,0

4.3.

Санация банковской системы

 

4.3.1.

Санация кредитных организаций  через Агентство по страхованию  вкладов 

(Взнос РФ в 2008 г. в государственную корпорацию АСВ – 200 млрд.руб.

За период с декабря 2008 г. – февраль 2009 г. Агентство участвовало  в предупреждении банкротства 15 банков. На цели реструктуризации банков в период с ноября 2008 г. по февраль 2009 г. Агентством фактически выделено 132,77 млрд. рублей, в том числе за счет полученных в Банке России средств – 100,6 млрд. рублей, за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство – 32,17 млрд. рублей.)

 

4.3.2.

Заключение Банком России соглашения с банками, в соответствии с которыми Банк России компенсирует банкам часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых  отозвана банковская лицензия

 

5.

Взаимодействие Правительства и субъектов Российской Федерации по реализации антикризисных мер

 

5.1.

Дотации на поддержку мер  по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 

150,0

5.2.

Расширение возможностей получения бюджетных кредитов

150,0


 

 

Заключение

 

Малый бизнес, или  малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к   большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого   предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров  и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и  управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться.

Хотя "лицо" любого развитого государства составляют  крупные корпорации, а наличие  мощной экономической силы  крупного капитала в значительной мере определяет уровень  научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается  и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются  питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают  устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой  состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях  становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С  одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на  изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических   и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность  привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).  Ограниченные масштабы производства и небольшое количество  занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

Во-первых, как уже  отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Александр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики /«Бизнес для всех» № 10, 2007.

2. Вейе Г., Деринг  У. Введение в общую экономику  и организацию производства. Красноярск, 2005.

3. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России /«Малое предприятие» №11, 2008.

4. Ворст И., Ревентлоу  П. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 2007.

5. Грузинов В.  Экономика предприятия и предпринимательства.  М.: Софит, 2007.

6. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2006.

7. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе /"Российская газета"  № 30, 2008.

8. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание /"Финансовая Россия" № 2, 2008.

9. Кожахметов, А. Богатство России – в хорошие руки /"Финансовая Россия" № 27, 2008.

10. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием /М.: Новый Логос, 2007.

11. Макконел  К. Р., Брю С. Л. Экономика.  М.: Республика, 2008.

12. Моляков Д.  С. Финансы предприятий отраслей  народного хозяйства. М.: Финансы  и статистика, 2006.

13. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике /"Экономическая газета"  № 20, 2008.

14. Фишер С., Дорнбуш  Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2007.

15. Чеботарь Ю. Оплата труда и ценообразование. М.: Мир деловой книги, 2007.

16. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал", 2008

17. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2008

18. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. М.- 2007.

19. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.08

20. Оноприенко В.И. “Малые предприятия: Опыт, проблемы” М.: Профиздат, 2008

21. Певзнер А.Г. “Новое о малых предприятиях” М.: АО "Факт", выпуск 2, 2007

22. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. Ж. “Проблемы теории и практики управления”, 2006

23. Серегин А.С. “Эффективность малого бизнеса”. М.: Экономика, 2005

24. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. Ж. "Вопросы экономики", 2007

25. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2006, N 1.

26. Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности / А. О. Блинов. - М.: «Ось-89», 2007. – 336 с.

27. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник / А.В. Бусыгин. - М.: Дело, 2008. - 640 с.

28. Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов / М. Еваленко // Российский экономический журнал - 2007 – №9 - 10 – с. 30-52.

29. Кошкина Э. Развитие малого бизнеса опережает экономику / Э. Кошкина // Бизнес журнал. Электронный журнал. Выпуск от 19.09.2005

30. Лапуста М.Г.  Предпринимательство: Учебник для вузов / М.Г. Лапуста и др. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 667 с.

31. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. Оганян // Экономист. 2007. - № 8.- с. 47-51.

32. Ореховский Г., Широнин В. Малое и среднее предпринимательство России / Г. Ореховский,  В. Широнин // Общество и экономика. 2005 – №12 – с. 49-86.

33. Синюрин А. Малые предприятия России: статистический обзор / А. Синюрин // Бизнес журнал. Электронный журнал. Выпуск от 24.05.2005.

34. Тихомирова Е. Отщипнуть кусочек бюджета / Е. Тихомирова // Независимая газета. Электронный журнал. Выпуск  от 14.12.2005.

35. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов / Ф. И. Шамхалов. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика»», 2007. – 382 с.

1 http://www.comch.ru/~voronezh/htm/lows/baselow.htm

2 http://www.mbm.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=112714


Информация о работе Развитие малого бизнеса в РБ