Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

Вложенные файлы: 1 файл

Признаки правового государства.docx

— 41.61 Кб (Скачать файл)

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, можно отнести следующие:

преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

выработка высокой политико-правовой грамотности;

появление действенной способности противостоять произволу;

разграничение партийных и государственных функций;

установление парламентской системы управления государством;

торжество политико-правового плюрализма;

выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированной юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие анти правовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия – реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия – демагогически популистские силы).

Правовое государство  – путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека. Понятие "правовое государство" – это фундаментальная  общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права  человека, политические и экономические  свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства –  в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство  открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни  всем направлениям и движениям. В  чем же заключается отличие правового  государства от государства как  такового? Государство как таковое  характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе  общества.

3. Располагает специальным  государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории.

5. Существует благодаря  налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным  суверенитетом.

Особенности механизма правового  государства заключаются в следующем. Все его структурные части  и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в  соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей  специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные  части и элементы правового государства  всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные  конституцией и другими нормативно-правовыми  актами. Права и свободы граждан  обеспечиваются органами правового  государства. Механизм правового государства  является способом его существования. Функции правового государства  реализуются с помощью его  механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных  методов управления. Его демократический  характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества – это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап – утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие  правового государства и его  основные признаки, необходимо непосредственно  перейти к осуществлению государственной  власти в правовом государстве.

2. Права  человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение  и гарантии в правовом государстве

Верховенство закона подразумевает  не только приоритет закона как разновидности  нормативно-правового акта в отношении  подзаконных актов, сколько широкий  аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим  законодательством. В правовом государстве  любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно  и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи  принципиальное значение приобретает  проблема правового равенства в  различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека, и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных  актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается  юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое  государство признает, что все  вопросы, связанные с виновностью  или невиновностью граждан в  совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может  быть вынесен смертный приговор, гражданин  вправе требовать, чтобы его судил  суд присяжных. В Российской Федерации  это право отражено в ст.49 Конституции  Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН  в 1948 году состоит из 30 статей. В ней  провозглашается, что "все люди рождаются  свободными и равными по своему достоинству  и правам. Они наделены разумом  и совестью и должны поступать  в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней указывается  на недопустимость жестокие, унижающие  человеческое достоинство, обращение  и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или  изгнанию, что каждый человек имеет  право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный  суд. В Декларации также указывается  на недопустимость произвольного вмешательства  в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции  и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые  должны быть признаны и уважаться  всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право  на свободный выбор профессии, право  на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.). Политический и идеологический плюрализм – отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и  олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену  самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство  не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать  преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные  в Декларации, должны быть реально  обеспечены в государстве. Это достигается  прежде всего принятием и проведением  в жизнь разнообразных законодательных  актов, закрепляющих их в соответствующей  сфере общественных отношений. В  числе международных документов о правах человека также следует  указать Международный пакт о  гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию  о правах ребенка.

В закреплении основ правового  положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в  Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также  полностью глава 2 – права и  свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства. " А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности  ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право  на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго  имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов 9органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).

В Российской Федерации все  равны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования прав и свобод для  посягательства на конституционный  строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено  в Конституции личным, гражданским  и политическим правам, а также  гарантиям этих прав. Право частной  собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной  собственности на землю (ст.36), а также  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом  экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения  экономической реформы, стабильного  развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд... ". Конституцией Российской Федерации  гарантируются: право на получение  квалифицированной юридической  помощи (ст.48), право обвиняемого  на рассмотрение его дела судом с  участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр  приговора вышестоящим судом, а  также право просить о помиловании  или смягчении наказания (ст.50). Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее названных  особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что  права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта  защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод –  права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует  и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения  гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

Информация о работе Признаки правового государства