Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства

Вложенные файлы: 1 файл

Исходной идеей гражданского общества является преобразова.docx

— 171.91 Кб (Скачать файл)

Исходной идеей  гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.

Формулирование  понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.

Несомненно, что  первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей —правового государства.

В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.

Признаками правового  государства являются:

1. Безраздельное  верховенство в государственной и общественной жизни правового закона, т.е.:

а) Правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой. Любые другие нормативные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы директивы, инструкции) являются подзаконными.

б) Правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. Везде утверждается приоритет правового закона, и никто не обходить его предписания. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) Правовой закон распространяется не только на общество, но и на само породившее его государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) Правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета каких-либо подзаконных нормативных актов, носящих ведомственный характер и обслуживающих не общенародные, не общегосударственные, а групповые интересы. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении. Использование их создает условия для оптимизации деятельности всех структур государства, повышения эффективности управленческого механизма в целом.

Третьей составляющей гражданского общества является собственно общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь.

Разумеется, прежде всего речь должна идти об экономике. Центральное место в экономике, имущественных отношениях гражданского общества занимает человек-собственник, причем содержание понятия «собственник», очевидно, неправильно ограничивать только владением средствами производства.

Еще одна специфическая  особенность жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Если демократия образует политическую оболочку гражданского общества, то сами управленческие начала гражданскому обществу присущи внутренне, составляют его неотъемлемую качественную черту. Гражданское общество является саморегулирующейся, самоорганизующейся и саморазвивающейся системой.

В органичном единстве с самоуправленческими началами находится и такая специфическая особенность жизни гражданского общества, как преобладание, приоритет в ней горизонтальных связей и отношений над вертикальными, иерархическими.

Наконец, к числу  существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву  следует отнести мировоззренческий плюрализм (от латинского «плюралмс» — множественный). Структура гражданского общества, включая в себя целый ряд разнообразных, независимых элементов, изначально предполагает плюралистический характер отношений между ними. В этой связи исключительное значение имеет такой важный атрибут плюралистически организованного общества, как консенсус (лат. согласие, единодушие).

Таким образом, гражданское  общество — это совокупность самостоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индивидов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), которые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.

Понятием власть пользуются не только политологи. Оно нередко встречается  в работах историков, философов, социологов, психологов. Однако именно политологи ставят перед собой следующие задачи и настойчиво движутся к их решению:  
• сформировать глубокое, всестороннее и четкое представление о содержании понятия «власть» и ее формах;  
• выявить основные виды власти;  
• провести отличие государственной власти от других форм власти;  
• установить все изменяющиеся под влиянием быстро преобразующейся политической ситуации характеристики понятия «легитимность».  
Понятие политической власти — одно из фундаментальных в политологии. Политическую власть можно рассматривать как ключевой феномен политики, ось, вокруг которой вращается политическая жизнь общества.  
Политическая власть является разновидностью общественной власти. Этимологически поня-ие власть происходит от древнегреческого слова «стой»». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В самом широком смысле слово «власть» означает «право, возможность распоряжаться кем-либо, подчинять кого-нибудь своей воле». Власть — явление социальное, изначально присущее человеческому обществу как его неотъемлемый и необходимый элемент. По мере развития и усложнения общественно-политических взаимоотношений происходит и трансформация власти в обществе. Процесс развития власти можно условно разделить на несколько этапов:  
неперсонифицированная власть не имела политического характера, не была конкретизиро-вана, индивидуализирована, осуществилась всеми взрослыми членами рода (выражалась в примитивных социальных нормах — в табу, верованиях и обычаях);  
индивидуализированная власть обрела конкретных носителей, признаваемых коллективом: родовых старейшин, жрецов, племенных вождей;  
институционализированная власть появляется с возникновением протогосударств, когда оформляются институты, поддерживающие внутреннюю стабильность коллектива и его внешнюю защищенность. Институционализация находит завершение в государевенной власти, которая является основным видом политической власти.  
На сегодняшний день исследователи выделяют различные общественной власти:  
• в зависимости от преобладающего ресурса власть делится на политическую, экономическую, социальную, информационную;  
• в зависимости от субъектов властвования власть подразделяют на государственную, воен-ную, партийную, профсоюзную, семейную;  
• в зависимости от способов взаимодействия субъектов и объектов власти различают власть диктаторскую, тоталитарную и демократическую.  
Существуют и другие типологии общественной власти.  
Политическая власть считается одной из важнейших разновидностей общественной власти, так как с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни. Политическая власть — это способность и возможность кого-либо осуществлять свою волю в политике, решающим образом воздействовать на поведение людей, групп, общества в целом при помощи разнообразных ресурсов: принуждения, убеждения, поощрения, сдерживания, права, традиций и т. д.  
Политическая власть — один из самых труднопостижимых феноменов общественной жизни людей. В настоящее время среди исследователей нет единства мнений в вопросах определения природы и источников власти. В политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Часть исследователей при определении власти используют субстанциональный подход. Суть этого подхода заключается в том, что внимание акцентируется на первооснове (субстанции), на которой базируется явление. С этой точки зрения можно выделить следующие концепции власти:  
теологическую: власть — это божественное установление;  
биологическую: власть — это средство контроля над человеческой агрессивностью, заложенной в основных инстинктах;  
бихевиористскую (поведенческую): власть — особый тип поведения, основанный на возможности одних повелевать другими;  
психоаналитическую: истоки власти в структуре бессознательного, стремление к власти — проявление подавленных влечений, трансформация психической энергии, средство компенсаций неполноценности.  
Существуют концепции, построенные на основе иного, социологического, подхода к определению понятия власти. Социологические концепции рассматривают власть через призму других общественных явлений:  
телеологическая концепция: власть — способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов;  
конфликтологическая: власть — средство разрешения политических конфликтов;  
структурно-функциональная: власть — способ самоорганизации человеческой общности, основанный на разделении функций между управляющими и управляемыми;  
реляционистская: власть — отношения зависимости между социальными субъектами, один из которых влияет на другого.  
Политическая власть реализуется в субъектно-объектных отношениях. Суть отношений власти заключается в том, что одна сторона (субъекты) навязывает свою волю другой стороне (субъектам) при помощи силы авторитета, закона или принуждения. К субъектам власти относятся индивиды, элита, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии, наконец, государство. Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран.  
Политическая власть подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую.  
Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства (на рубеже IV—III тыс. до нашей эры, в Месопотамии Египте складываются первые государства), имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами. Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. Государственная власть подразделяется на такие разновидности как законодательная, исполнительная, судебная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями (впервые в истории политической мысли такое разделение властей было предложено французским философом Ш.Л. Монтескье).  
На протяжении длительного времени политическая власть отождествлялась исключительно с государственной властью. Однако по мере развития и усложнения общественной жизни и социально-политических структур происходит усложнение и политической власти, поэтому сегодня нельзя приравнивать политическую власть к государственной. Понятие «политической власти» значительно шире. Оно включает в себя, помимо государственной власти, власть различных общественно-политических объединений: партий, профсоюзов. В отличие от государственной власти общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или общественно-политической организации. Так, партийная руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессио-нальных союзов и так далее. Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер.  
Одной из важных характеристик власти является легитимность. Понятие легитимность происходит от латинского слова «legitimus», которое означает согласие с законом, правомерность и правильность. В современной политологии легитимность определяется как принятие и признание правомерности существующей политической власти гражданами, общест-вом и мировым сообществом. Добиться легитимации власть может, демонстрируя эффективные действия: убеждая в законности существующих политических норм и ценностей, поддерживая имидж людей, стоящих у власти, обеспечивая политическую социализацию граждан, привлекая их к активному участию в политическом процессе. 

 

1. Понятие  формы государства и ее элементы 

Понятие формы государства    

 От того, какие задачи решает  государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность  государства проявляется в его  форме, типе.    

 Понятие формы государства  включает одновременно понятие  «формы» и «содержания», которые  раскрываются в философских концепциях.     

 Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.    

 Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.    

 Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится к его форме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм — тяжелый социальный недуг нашего времени.    

 На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.    

 Древние греки не случайно  подчеркивали значение формы.  Платон, например, отводил форме  определяющую, активную роль. Сама  идея государства неотделима  от его формы, на что указывает  этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антропологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности — души). «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи» — считали римские юристы.    

 Римские юристы полагали, что  именно форма дает бытие вещи.  Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна.  Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы.    

 Марксистская философия выдвинула  тезис о диалектическом единстве  формы и содержания.  При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования.  В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.

Содержание формы государства    

 Форма государства, т.е. устройство  государственной власти, ее организация,  в содержательном отношении выступает  в разных аспектах.Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима. 

 

    

 Таким образом, форма государства  имеет три грани своего выражения:    

а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);  

 б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);  

 в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти  (демократический и антидемократический.    

 Указанное понимание формы  государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика.      

 В последние десятилетия  в мире возникло множество  форм экономического, политического,  культурного и иного объединения  государств: содружество, сообщество  и др. К их числу относится  Европейский союз, который ранее  назывался Экономическим сообществом,  затем - просто Сообществом. В  результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входит 12 его участников - бывших союзных республик. 

Информация о работе Признаки правового государства