Предпринимательство на юге России как фактор развития региональной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать предпринимательство, как фактор развития региональной экономики.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль предпринимательства в современной рыночной экономике Юга России
- проследить формирование и развитие предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности в Ростовской области и определить ее особенности.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательство на Юге России
1.1.история развития и общая характеристика состояния предпринимательства на Юге России
Глава 2. Фактор развития предпринимательства на Юге России
2.1.опыт южных компаний-газелей
Глава 3. Особенности развития предпринимательства в Ростовской области
3.1. внимание властей
Заключение
Список литературы
Примечания.

Вложенные файлы: 1 файл

окончательный вариант..doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 

На юге России первый прорыв (из микропредприятий в малые предприятия) демонстрирует более высокий рост результатов — в 25–30 раз, но требует для этого немного больших усилий — увеличения численности в 13 раз, а основных фондов — в 15–17 раз. При следующем переходе (из малых в средние предприятия) у южан, как и в среднем по России, масштабы реализации увеличиваются в 5–6 раз, а затраты труда в 3 раза, но стоимость основных фондов увеличивается в 7–9 раз.

 

Особенности эволюции предпринимательства на Юге связаны с генетически заложенным преимуществом: для старта микробизнесу на юге России требуется вдвое меньше основных средств (445 тысяч рублей против 782 тысяч рублей в среднем по России) и в 1,5 раза меньше работников (2 работника вместо 3). Это двукратное превосходство на старте нивелирует дальнейший кратный рост затрат на последующих стадиях эволюции предпринимательства.

 

Кроме того, в результате естественного отбора бизнес на Юге является более деятельным. В целом по России бизнесом заняты 52 из 100 зарегистрированных микропредприятий, в Южном федеральном округе — 63 из 100, в Северо-Кавказском — 50 на 50. В то же время в Ростовской области реальную деятельность осуществляют 76, а в Ставропольском крае 73 из 100 зарегистрированных микропредприятий. Потери среди малых предприятий уже не столь значительны: только 8–9 из 100 зарегистрированных предприятий не заняты никакой деятельностью.

 

Если доля региона по какому–либо показателю оказывается выше его доли в численности населения, то такой сектор, фактор или процесс относят к региональной специализации. Сравнение с другими показателями доли региона позволяет выявить качественные преимущества такой специализации. («Эксперт Юг» №7-8 (197))

 

Результаты сплошного наблюдения подтверждают, что малое и среднее предпринимательство является сектором специализации юга России. На душу населения здесь приходится больше, чем по России, индивидуальных предпринимателей, замещаемых ими рабочих мест и производимой продукции. Конечно, это ещё не агробизнес, где Юг производит более 20% всей сельхозпродукции России, но это больше, чем промышленность (около 7%) или валовой региональный продукт (8%). Количество индивидуальных предпринимателей на душу населения южан в 1,5 раза выше, чем в среднем по России. (Таблица 1)

 

Малый бизнес на Юге более реален. Если в целом по Российской Федерации только 77% участвовавших в сплошном наблюдении юридических лиц и 66% индивидуальных предпринимателей реально занимались хозяйственной деятельностью, то на Юге эти показатели выше на 3–13%. Хозяйственной деятельностью реально, на деле, а не только на основании регистрации, занимались в Краснодарском крае 95% юридических лиц, в Ростовской области — 91%, на Ставрополье — 94% и 71–78% индивидуальных предпринимателей, а в Ростовской области — 79% индивидуальных предпринимателей.

 

Малый бизнес на Юге более конкурентен. Доля юга России в численности малых и средних предприятий (12,6%) и индивидуальных предпринимателей (21,8%) намного выше доли в общем числе предприятий и организаций (9,2%). Большое число равноправных участников рынка формирует конкурентную среду, которая является моделью будущей экономики всей России: место естественных и искусственно созданных монополий должны занять конкурирующие предприятия и предприниматели.

 

Малый бизнес на Юге лучше технически оснащён. Объём основных средств на одного замещаемого работника на юге России на 10–15% выше среднероссийского уровня. Кроме того, индивидуальные предприниматели Юга более эффективно используют имеющееся оборудование — отдача от него на 25–30% превышает средний по России уровень выручки на единицу стоимости основных средств.

 

Малый бизнес на Юге более инвестиционно активен. Юг России сам является достаточно инвестиционно привлекательным регионом: в 2010 году на его долю приходилось 11,8% всех прямых российских инвестиций. Но даже на этом фоне инвестиции средних предприятий Юга составляют 14,1%, а инвестиции индивидуальных предпринимателей — 15,4% соответствующих показателей в целом по Российской Федерации. Если эту инвестиционную активность сопоставить с объёмами основных средств, впервые рассчитанными в ходе сплошного наблюдения, то уровень их обновления на малых предприятиях — юридических лицах составит свыше 40%, а на микропредприятиях — более 80%. Понятно, что речь идёт об обновлении доставшихся в наследство предпринимателям старых, изношенных фондов. Но без инвестиций предпринимателей эти фонды никто бы не смог так интенсивно (за 1,5–2 года) модернизировать. (Таблица 2 ).

 

2013 год начался для российских  предпринимателей тяжелыми испытаниями. Повышение страховых взносов  заставило десятки тысяч представителей  малого бизнеса отказываться  от собственного дела, говорят в профильных ассоциациях. Точной статистики не ведется. Только за первый месяц этого года ликвидированы более 140 тысяч индивидуальных предпринимателей, 3,5% общего количества (Данные ФНС). Но даже повышенные взносы предпринимателей не обеспечивают достойные пенсии. (указывают в Минтруда)

 

С 1 января по 1 февраля в России закрыли дело 141 598 индивидуальных предпринимателей. По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано 4 030 309 таких форм ведения бизнеса. Из них 3 888 614 ИП и 141 695 фермерских хозяйств. На 1 декабря 2012 года в ЕГРИП значилось 4 119 157 действующих предпринимателей: 3 975 081 ИП и 144 096 фермеров. В начале года динамика была положительной. В результате за год из реестра исключены 73 750 предпринимателей.

 

Среди причин закрытия ФНС учитывает решение владельца, его смерть, аннулирование виз иностранцам или судебные решения.

 

Предприниматели тысячами отказываются продолжать свое дело в связи с повышением страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, говорят профессиональные объединения представителей малого бизнеса. Точной статистики причин не ведется.

 

В рамках пенсионной реформы страховые взносы для самозанятых с 2013 года увеличились с 14 300 рублей до 32 479 рублей в год. Самозанятые – это индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и некоторые другие категории.

 

Среднестатистическая сумма годового платежа в систему обязательного пенсионного страхования от работодателей составляет 112 тысяч рублей в год, в то время как самозанятые раньше платили всего 14,3 тыс. рублей в год. Получается, что их пенсионные права формировались за счет пенсий других граждан.

 

Даже повышенных взносов – 32 479 рублей – мало. Чтобы сформировать достойную пенсию, этой суммы недостаточно: страховые взносы в разы меньше, чем те, что в среднем поступают за наемного работника. (Минтруда)

 

Повышение страховых взносов не единственное усиление нагрузки на малый бизнес. Налог на вмененный налог растет каждый год процентов на 15—20, так как регионы его регулярно изменяют. Большого шума по этому поводу не было, так как в Москве этот налог до последнего дня не вводили. Кроме того, тарифы на коммунальные услуги растут каждый год. По малому предпринимательству нанесен еще один мощный удар. В России малый бизнес занимает лишь 17% в ВВП, а в развитых странах – 50—90%. Такая практика сложилась из-за существующей системы распределения налогов: самые собираемые перечисляются в федеральный бюджет, а остальные – в региональные. Ситуацию может исправить патентная система, которая будет введена с 2014 года и доходы от которой будут поступать в муниципалитеты. (Газета.ру «Малый бизнес выходит на пенсии» от 12.02.2013)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Фактор развития предпринимательства на Юге России

 

2.1.Опыт южных компаний-газелей.

 

«Газели» – это общепринятая мировая практика названия быстрорастущих компаний. Придумал этот термин американский исследователь экономист Дэвид Берч в конце 70-х. Почему этот феномен стоит внимания? Когда Берч исследовал «газели» в США, то оказалось, что несмотря на то, что их доля ничтожно мала – именно на них приходится от 50 до 70% роста занятости. (Эксперт, «Газели» как витамин роста экономики

2 октября 2011)

Наблюдения за самыми динамичными компаниями, получившими в экономической теории наименование «газелей» за свою способность сочетать высокие темпы развития с выносливостью, позволяют фиксировать важнейшие тренды в региональной экономике. Не будет преувеличением сказать, что найденные нами «газели» лучше всех сейчас реализуют наименее используемый потенциал региона. Например, в сфере АПК, в промышленности. Мы видим, что среди отобранных предприятий достаточно инноваторов — причём к ним можно отнести как химиков из ставропольского «Монокристалла», так и дизайнеров из донской «Глории Джинс». Всё это очень важно, поскольку раньше мы констатировали, что подавляющее количество динамичных компаний — торговцы. Южные «газели» явно усложняют экономику региона и, хочется думать, позволяют увидеть её будущий образ. В региональном разрезе особо важно усиление позиций СКФО — уже почти треть компаний-«газелей» прописаны именно там.

 

Журнал Эксперт-Юг провел исследования в 2012 году. По его итогам аналитики выявили следующее. Динамично развивающихся компаний юга России в 2011 году эксперты насчитали 64 «газели». Четыре года назад их было 59, а в настоящем рейтинге их 65. До кризиса — по итогам 2007 и 2006 годов — к этой категории было отнесено 59 и 47 компаний соответственно.

 

Изначально аналитики  располагали базой из более чем восьми тысяч компаний ЮФО и СКФО с целым рядом показателей экономической деятельности с 2005 по 2010 год включительно. Затем они отобрали тех, чья выручка по итогам 2010 года была не ниже 400 млн рублей, условно отделяющих малый бизнес от среднего. Осталось 1296 компаний; совокупная выручка раскрывших свои данные статистическим органам подобных предприятий Юга по итогам 2010 года составила 3,09 трлн рублей.

 

Оптовая торговля, традиционный лидер южной экономики, в этом проекте впервые уступила место вышедшей на первый план химической промышленности. На долю четырёх компаний химпрома приходится более четверти (25,9%) общих доходов динамичных компаний, тогда как годом ранее показатель был почти в два раза ниже. Если в исследовании 2011 года химическая промышленность была представлена только ставропольскими ООО «Монокристалл» и ООО «Ставролен», то в нынешнем к ним добавились ООО «Волгопромтранс» и ОАО «Арнест». Совокупно доходы этих четырёх компаний по итогам 2010 года составили 32,7 млрд рублей.

 

В целом на опт и розницу приходится 30%, хотя ещё четыре года назад доля торговых компаний составляла бо́льшую часть выручки регионального бизнеса — 54,6%, а два года назад — 35%. Это говорит прежде всего о том, что после кризиса появились и закрепили свои позиции динамичные компании в других отраслях, в первую очередь в промышленности. На долю промпроизводства приходится почти половина — 49,3% — выручки всех «газелей».

 

В настоящем рейтинге мы наблюдаем появление четырёх компаний из сферы промышленности строительных материалов, на которые приходится 4,5% общей выручки. Несмотря на то, что эта отрасль в наибольшей степени пострадала от кризиса, три кубанских компании и производитель сухих строительных смесей из Волгограда ООО «ВОЛМА», продукция которого представлена практически во всех регионах России, смогли заявить о себе. В то же время значительно сократился вклад в рейтинг собственно строительных компаний — их доля упала почти в 2,6 раза, с 17,2% до 6,5%. Теперь их четыре, и у всех — кубанская прописка. Достижения этих компаний особо ценны, так как строительная отрасль переносила кризис весьма болезненно, и именно на точки роста в Сочи многие строители возлагали особые надежды, думая о том, как пережить тяжёлые времена.

 

Появилась среди динамичных компаний лёгкая промышленность, представленная двумя компаниями — ООО «Селена» и Gloria Jeans Corporation, которая и по итогам 2011 года продолжила расти, увеличив свои доходы на 72% — до 15,5 млрд рублей.

 

Сокращение доли компаний из отрасли телекоммуникаций и связи, которое мы наблюдали ещё два года назад, в 2011 году продолжилось и привело к отсутствию её представителей в числе «газелей». Не прошли по показателям и транспортные компании. Таким образом, мы видим, что всё больший вклад в доходы динамичных компаний вносят представители промышленности и АПК; чётко вырисовывается тренд на отвоёвывание ими позиций у оптовой и розничной торговли. Этот тренд мы увидели и в рейтинге 250 крупнейших компаний ЮФО по результатам 2010 года, где также впервые, хотя и символически, промышленность перевесила совокупные показатели торговли (см. «Эксперт ЮГ» № 44–45 за 2011 год).

 

Количество компаний-«газелей» на той или иной территории может рассматриваться как индекс, отражающий потенциал динамики её развития, а также показывающий, насколько деловая среда региона благоприятна для быстрого роста.

 

Список «газелей» за 2011 год сильно обновился. В рейтинг не вошла 41 компания из предыдущего списка, но 24 оставшихся — тоже высокий показатель. Обновление рейтинга более всего сказалось на Ростовской области, которая на этот раз оказалась представленной лишь одной компанией — Gloria Jeans Corporation, тогда как в 2011 году донских «газелей» было семь.

 

По количеству компаний-«газелей» Кубань уже не первый год является абсолютным лидером, который продолжает укреплять отрыв от других территорий (см. таблицу 3). Сегодня здесь насчитывается 36 «газелей», на чью долю приходится 42,1% совокупной выручки. Если же принять во внимание показатели ЗАО «Тандер», то доля Краснодарского края вырастет до 82,1%.

Информация о работе Предпринимательство на юге России как фактор развития региональной экономики