Предпринимательство и его формы в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Выводы и предложения
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательство ФРОЛОВ В..docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

Частные фонды поддержки малого предпринимательства можно назвать пионерами микрофинансирования в России. Как правило, они осуществляют свою деятельность при поддержке международных программ и грантов, предоставляя финансовые ресурсы на основании договоров займа.

Крупнейшая в России небанковская микрофинансовая организация - Фонд поддержки малого предпринимательства "ФОРА" - обслуживает более 15 тыс. предпринимателей в 18 регионах России и распоряжается портфелем займов примерно в $20 млн.

В регионах Дальнего Востока успешно реализует микрофинансовую программу Фонд поддержки малого предпринимательства "Каунтерпарт Бизнес Фонд".

Однако в последнее время, учитывая ограниченность донорских средств и следуя общей логике развития микрофинансового рынка, большая часть частных фондов рассматривает возможность и целесообразность трансформации в регулируемые кредитные организации - банки или небанковские депозитно-кредитные организации.

Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день функционируют три подобных банка: Российский сельскохозяйственный банк, Российский экспортно-импортный банк и Российский банк развития.

Главными рычагами воздействия российского государства на развитие малого предпринимательства являются федеральные и региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Основные направления и задачи федеральных программ состоят в следующем:

1) формирование инфраструктуры  поддержки и развития малых  предприятий;

2) создание льготных условий  использования субъектами малых  предприятий государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических разработок и технологий;

3) установление для малых  предприятий упрощенной процедуры  регистрации, лицензирования, сертификации продукции, государственной бухгалтерской и статистической отчетности;

4) содействие развитию  торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Для реализации указанных направлений законодательство обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:

1) формирование инфраструктуры  поддержки (одновременно на местном, региональном и федеральном уровнях);

2) вовлечение в малые  предприятия социально незащищенных  слоев населения;

3) внесение предложений  в установленном законодательством  порядке о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на их государственную поддержку;

4) передача субъектам  малых предприятий результатов  НИОКР и инновационных программ;

5) передача малым предприятиям  завершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных  предприятий на льготных условиях;

6) обеспечение возможности  первоочередного выкупа арендуемых  малыми предприятиями объектов недвижимости (с учетом вложенных в эти объекты средств).

Разразившийся в 2009 г. финансовый и банковский кризис ослабил и без того скромные возможности федерального бюджета по финансированию федеральных программ поддержки малых предприятий. Еще одна существенная причина состоит в том, что соответствующие государственные органы по старинке пытаются решить сложную задачу сугубо бюрократическими способами, при отсутствии четко сформулированных целей и принципов государственной политики в области малого предпринимательства.

Эти ошибки, а также хроническое бюджетное недофинансирование вынуждало Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства искать альтернативные источники наполнения тощего бюджета -- например, за счет размещения части полученных от государства средств в "надежные" и ликвидные государственные бумаги.

В 2012-2013 гг. наметилось некоторое оживление государственной политики в области малого бизнеса. Так, принята Правительством и одобрена Госдумой Федеральная программа. Ее целью провозглашено создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, а задачами являются нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, развитие погресивных финансовых технологий -- включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые цепочки и т. п. -- и международное сотрудничество, в том числе расширение внешнеэкономической деятельности малой экономики, привлечение иностранных инвестиций в российский малый бизнес.

Сложившаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства в условиях недофинансирования программ претерпевает существенные изменения. Усиливаются "крайние проявления": коммерциализация превращает систему государственной поддержки из инфраструктуры в разновидность предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

В первой части рассмотрена теория вопроса. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Во второй главе был проведен анализ современных процессов развития малого предпринимательства в РФ. Согласно этим материалам можно сделать следующее заключение, малый бизнес в России растет и развивается. Все это сложилось в результате применения остаточного принципа, применяемого к поддержке малых предприятий и отсутствия внятной государственной политики.

Угнетающе действует на предпринимательскую активность постоянно реформируемая, но все еще громоздкая и внутренне противоречивая налоговая система. Крайне негативное влияние на конкурентоспособность продукции оказывают платежи и сборы, исчисляемые с выручки от реализации товаров и услуг (налог с оборота и др.). Поэтому весьма важны разумные изменения в законодательстве, которые заложили бы четкие и стабильные рамки для текущей деятельности, а главное - для хозяйственного планирования субъектов малого предпринимательства. Не менее важно добиться, чтобы заложенные в них нормы на практике выполнялись, причем всеми и одинаково в социальном плане.

В третьей части очерчены основные направления поддержки государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства и стратегические направления. В последнее время государство повернулось лицом к малому бизнесу, и произошли некоторые сдвиги. Но по нашему мнению необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести "инвентаризацию" ее методов. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.

Кроме того, отнюдь не только мерами непосредственно экономической политики ограничивается роль государства в формировании благоприятной среды для развития малого бизнеса. Во-первых, государство должно научиться видеть в малом предпринимательстве и ассоциациях, его представляющих, равного и достойного партнера. Это можно продемонстрировать на деле не столько эпизодически проводимыми пышными съездами "передовиков малого бизнеса", созданием сервильных малопредпринимательских объединений, сколько привлечением их представителей в постоянно действующие органы (экспертные советы и т. п.), где они могли бы участвовать в формировании политики в области малого бизнеса.

Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления др. финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт. Они могли бы подставить свое "кредитное плечо" микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную кампанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1) Отчет "Основные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2012 году"

2) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" // СПС "Гарант".

3) Баженов Ю.К., Баженов  А.Ю. Малое предпринимательство. Практическое руководство. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. - 103 с.

4) Байша Ж.Ф. Предпринимательское право. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2004. - 544с.

5) Бережная О. Малому бизнесу  помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2009. № 7.

6) Брциева И. Малое предпринимательство, как экономическая категория // Экономика. № 9, 2008.

7) Воронов А.А. Малый бизнес - стратегический приоритет национальной  конкурентоспособности России. // Эксперт, №11, 2008.

8) Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Курс предпринимательства. - М.: Финансы, 2007. - 450с.

9) Колесникова Л.А. Предпринимательство  и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2000. - 56 с.

10) Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе // Российская газета, № 30, 2009.

11) Кирсанов И. Российский  бизнес на выживание. // Финансовая  газета, № 2, 2009.

12) Кожахметов, А. Богатство России - в хорошие руки. //Финансовая газета, № 27, 2009.

13) Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, № 2, 2009.

14) Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года: www.president.kremlin.ru

 


Информация о работе Предпринимательство и его формы в условиях рынка