Предпринимательство и его формы в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Выводы и предложения
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательство ФРОЛОВ В..docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

 

Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков

Под доступом к рынку и условиями конкуренции понимаются барьеры для сбыта продукции (в том числе, на рынках других регионов и стран) и для получения сырья, а также условия конкуренции между компаниями. Эти факторы зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.

Человеческие ресурсы и навыки - это не только доступность и качество (квалификация) кадров для бизнеса, но и наличие специальных программ по развитию навыков ведения бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области образования (как среднего, так и высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства и на мотивацию к открытию своего дела.

Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы - от финансирования её запуска до новых инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого фактора - в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса на всех этапах его роста и при любых уровнях риска. К рычагам государства по развитию этой сферы относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и деятельность государственных банков.

К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные и выставочные помещения (их доступность и качество), транспортно-логистическая инфраструктура (пути перемещения, места и способы хранения и обработки грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.).

Технологический потенциал компаний характеризуется производственным оборудованием и используемыми технологиями, а в качестве фактора развития бизнеса - доступом к новым технологиям.

Качество административного регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры - объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует собственное отраслевое регулирование и принят набор стандартов - от них также зависит, насколько легко начать собственное дело и расширить его.

Наконец, фактор "экосистема поставщиков" включает в себя доступность специализированных услуг (например, селекция), нормы и условия взаимодействия малых и средних фирм с основными клиентами (при соответствующей структуре отрасли) - крупными "головными компаниями", и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах).

Рассматривая сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных семи факторов упомянуть еще одну сферу - культуру предпринимательства в обществе. Так, в США малый бизнес традиционно являлся символом "американской мечты" о свободном человеке, который "делает себя сам", открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе - положительным. По сравнению с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более склонен к риску и меньше опасается неудачи (что повышает вероятность повторной попытки открытия бизнеса) вследствие терпимости общества к такому исходу дела. Напротив, в России подобные традиции отсутствуют (или прерваны), стабильная работа в крупной и надежной компании, в целом, более привлекательна для среднего российского жителя, чем открытие своего дела, а любая неудача в бизнесе оказывается серьезным препятствием для карьерного роста.

Кроме того, необходимо отметить, что процесс развития всегда зависит от прогресса, достигнутого в предшествующий период. Иными словами, конкурентоспособность малых фирм в будущем зависит не только от перечисленных выше семи факторов, но и от их текущей конкурентоспособности.

 

2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ  ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Общая характеристика  современного состояния малого 

предпринимательства в России

 

Число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ в четвертом квартале 2012 года по сравнению с третьим кварталом 2009 года немного увеличилось: рост показателя составил 0,4% (Таблица 1).

 

Таблица 1 - Оценка уровня развития малого предпринимательства

в Российской Федерации в 2012 г.

Показатель

1 квартал

2011

2 квартал

2011

в% к 1 кварталу 2011

3 квартал

2011

В % к 2 кварталу 2011

4 квартал 2011

В % к 3 кварталу 2011

Число предприятий, тыс. ед.

287,0

286,2

99,7

281,7

98,4

282,7

100,4

Численность работников списочного состава, (без внешних совместителей) тыс. человек

6069,3

6220,9

102,5

6262,6

100,7

6217,1

99,3

Оборот,

млн.рублей

2072852,2

2550146,7

118,6

2751906,9

106,1

2718577,6

96,4

Инвестиции в основной капитал, млн.рублей

47895,8

72959,01

146,9

91500,2

123,3

105031,9

112,1


В то же время произошло сокращение среднесписочной численности занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера): после роста, зафиксированного во втором и третьем кварталах 2012 года, в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом данный показатель сократился на 0,7%.

В четвертом квартале 2012 года было также зафиксировано сокращение темпов прироста объемов оборота малых предприятий: прирост объемов оборота в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом снизился на 3,6%. В конце 2012 года также сократились темпы прироста объемов инвестиций в основной капитал на малых предприятиях: если во втором квартале 2012 года темп прироста показателя составил 146,9%, а в третьем квартале 123,3%, то в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом - уже 112,1%. Указанные изменения показателей, характеризующих сектор малого предпринимательства, подтверждают тенденцию к снижению деловой активности малых предприятий в четвертом квартале 2012 года.

На 1 января 2013 г., по данным таблицы 2 число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в среднем по стране достигло 199,1 единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2013 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения

Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения, в % от среднего по РФ

РФ

199,1

100

Центральный

221,0

111,0

Северо-Западный

232,6

116,8

Южный

174,7

87,8

Приволжский

194,4

97,7

Уральский

91,5

46,0

Сибирский

232,2

116,6

Дальневосточный

214,3

107,6


 

Наиболее высокое число зарегистрированных МП на 100 тыс. человек действует в Северо-Западном федеральном округе - 232,6 единиц, что на 16,8% превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ - 232,2 единиц (на 16,6% выше общероссийского показателя). Наименьшее число малых предприятий на 100 тыс. человек действует в Уральском федеральном округе - показатель составляет лишь 46% от среднего по России уровня. По данным представленным в таблице 3, на 1 января 2010 г. в 14 регионах количество МП на 100 тыс. жителей превысило 300 ед. К таким регионам относятся Волгоградская (559,6 ед.), Томская (550,7 ед.), Новосибирская (504,6 ед.) и Ярославская (410,6 ед.) области, Камчатский (405 ед.) и Приморский (345,7 ед.) края, Рязанская (343,5 ед.) и Липецкая (342,2 ед.) области, г. Санкт-Петербург (337,1 ед.), Самарская (327,8 ед.) и Ивановская (314,9 ед.) области, Алтайский край (310,9 ед.), Магаданская (301,6 ед.) и Курская (301,1 ед.) области.

Таблица 3 - Распределение регионов по группам с различным уровнем

количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей

 на 1 января 2013 г.

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

Количество регионов

Высокий уровень (свыше 300 ед.)

14

Средний уровень (от 200 до 300 ед.)

12

Небольшой уровень (от 100 до 200 ед.)

37

Низкий уровень (от 50 до 100 ед.)

15

Минимальный уровень (менее 50 ед.)

5


 

В 15 регионах значения рассматриваемого показателя оказались низкими (количество МП на 100 тыс. жителей составило от 50 до 100 ед.). В эту группу регионов попали Челябинская (99,7 ед.) и Брянская (99,4 ед.) области, Республика Алтай (96,7 ед.), Воронежская область (92,1 ед.), Республика Адыгея (90,7 ед.) и Оренбургская область (89,7 ед.), Забайкальский (89,4 ед.) и Хабаровский (85,5 ед.) края, Свердловская (84,2 ед.) и Тюменская (83,0 ед.) области, Кабардино-Балкарская (78,5 ед.) и Карачаево-Черкесская (70,2 ед.) республики, Республика Калмыкия (70,0 ед.), Ханты-Мансийский (66,4 ед.) и Ямало-Ненецкий (55,3 ед.) автономные округа. Наименьшее количество МП на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах, среди них Республики Дагестан, Тыва и Ингушетия, Чеченская Республика и Ненецкий АО. По итогам 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) составила 6 217,1 тыс. человек.

 

 

 

 

 

Рис.2 Распределение регионов по группам с различным уровнем

количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей

 на 1 января 2013 г.

 

Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране достиг 12,6%. (Таблица 4.)

 

Таблица 4 - Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП, тыс. человек

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых, %

РФ

6 217,1

12,6

Центральный

1 678,4

11,8

Северо-Западный

812,7

15,3

Южный

872,5

15,2

Приволжский

1 406,5

13,2

Уральский

360,8

7,7

Сибирский

842,4

13,2

Дальневосточный

243,8

10,7


 

 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Наибольшее значение удельного веса работников МП в общей среднесписочной численности занятых отмечается в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе - 15,3% и 15,2% соответственно. В Уральском федеральном округе зафиксирована наименьшая доля занятых на МП в общей численности занятых - 7,7%.

В 2012 г. доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых свыше 15% была зафиксирована в 20 регионах, согласно таблице 5. Максимальное значение показателя было отмечено в Волгоградской области (29,0%) и г. Санкт-Петербург (20,9%). Средний уровень показателя (15-20%) отмечается в 18 регионах, среди них: Калужская (18,7%), Рязанская (17,9%), Новосибирская (17,5%), Томская (17,4%), Ивановская (17,2%) и Воронежская (16,8%) области, Еврейская автономная область (16,7%), Алтайский край (16,6%), Ярославская (16,6%), Курская (16,5%) и Ростовская (16,4%) области, Удмуртская Республика (16,0%), Самарская (15,9%) и Пензенская(15,7%) области, Республика Башкортостан (15,4%), Вологодская (15,4%), Кировская (15,2%) и Новгородская (15,1%) области.

Информация о работе Предпринимательство и его формы в условиях рынка