Предпринимательство в сфере организации досуга: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение современных проблем коммерциализации сферы досуга.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
1.рассмотреть понятие «досуг» с точки зрения реализации потребностей, содержания, целей, мотивов;
2. современные проблемы предпринимательства в сфере досуговой деятельности
3. рассмотреть предпринимательскую деятельность в сфере досуга;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
1.Особенности сферы организации досуга ………………………….…..5
1.1. Содержание досуговой деятельности……………………………….5
1.2. Предпринимательская деятельность в сфере досуга………...……11
2. Современные проблемы предпринимательства в сфере досуговой деятельности……………………………………………………………………..19
2.1 Состояние предпринимательской деятельности в сфере досуга РФ…………………………………………………………………………………19
2.2. Тенденции развития досуга………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………….24
Библиографический список………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая предпринимательство.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Состояние предпринимательской деятельности в сфере досуга РФ

Культурно-досуговая сфера испытывает в наши дни существенные трудности и проблемы.

Современные проблемы развития социально-культурной сферы (культура, образование, туризм, спорт) во многом связаны с совершенствованием управления, основой которого является планирование как центральное звено, главный элемент не только хозяйственного механизма, но и стратегии действий. Проводимая в стране экономическая реформа, появление новых форм собственности, в том числе и в отраслях «Культура», «Образование», усиление самостоятельности экономической и хозяйственной деятельности учреждений социально-культурной сферы, изменение всей сформировавшейся в советское время системы ценностей, норм, представлений о мире привели к обретению социально-культурной сферой свободы, как в творческом, так и в организационном отношении.

Предоставление самостоятельности учреждениям социально-культурной сферы, в том числе и финансовой, потребовало ориентации органов управления всех уровней на новые подходы в планировании. На широкое внедрение в практику программно-целевых и иных современных методов планирования, которое представляет собой превентивное определение процесса действий и решений, предпринимаемых руководителем учреждения для того, чтобы учреждение смогло достичь поставленных целей по удовлетворению потребностей пользователей услуг. План является универсальным инструментом, который помогает принять правильное управленческое решение или целый их комплекс (1, С. 34).

Остро стоит вопрос о целевом использовании средств. Никому сейчас не дано права «пускать деньги на ветер», не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором (32, С. 14).

Далее на повестке дня стоит вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом - зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена (9, С. 12).

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение «форма должна соответствовать содержанию» не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.

Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информации, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.

Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем общественности, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.

Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.

Поскольку только массовыми мероприятиями не исчерпывается содержание культурно-досуговой деятельности, в равной мере важно заботиться и о других видах занятий: репетициях, занятиях в кружках и студиях, включая и индивидуальную справочно-консультационную, и образовательную работу.

Совершенствовать технологию какой-либо работы - это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера - транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.

Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.

В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.

С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему «досуговую квалификацию» (10, С. 32 - 33).

Разумеется, профессиональный культработник быстрее волонтера поставит и решит административно-управленческую или художественно-творческую задачу, нежели активист-общественник. Но ведь сущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования. В этом одна из сложностей нашей профессии, в этом ее отличительная особенность. Более того, прежде чем культурная потребность будет удовлетворена, она должна быть целенаправленно сформирована тем же культработником. Когда же придет время для удовлетворения конкретной потребности, потребитель услуги не просто присутствует при ее производстве и реализации (нельзя оказать услугу в отсутствие ее потребителя), но собственными усилиями эту услугу создает. Да еще и платит за это! Это очень важная информация к размышлению.

Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку.

При любом учреждении культуры найдется хотя бы один спонсор или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не говоря уже о потребителях услуг.

А ведь есть еще органы управления, профсоюзные и иные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т.п. Отрыв от этих «контактных аудиторий» чреват большими потерями в работе.

В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждения культуры занимались и прежде.

Другое дело, что работа эта велась бессистемно, на ощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.

Прямо противоположные задачи у «паблисити», иначе говоря -пропаганды. Любое культурно-досуговое учреждение может и должно способствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры (22, С. 24).

Для этого вполне подойдут презентации, газетные репортажи о состоявшихся мероприятиях, радиопередачи о коллективах и объединениях и др.

Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.

    1. Тенденции развития досуга

Идеал досуга — это отражение общественно акцентируемых форм отношений, а реальный современный досуг довольно часто расходится с ним. Приведённые доводы приводит нас к пониманию того, что досуг — это не чётко определяемое и отграниченное от других сфер понятие, а то пространство жизнедеятельности, в котором наиболее ярко проявляются последствия трансформаций, происходящих в современном обществе, и которое позволяет представить совокупность факторов, определяющих объём, содержание и структуру досуга. Канадский исследователь Р. А. Стеббинс в своей статье «Свободное время: к оптимальному стилю досуга» пишет: «Оптимальный досуговый образ жизни достигается, когда человек через социально-приемлемую досуговую деятельность осуществляет свои возможности наиболее полно и получает желательное качество жизни» 

Таким образом, можно сделать вывод, что досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. В свободное время человек стремится реализовать множество неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Однако, с другой стороны, увеличение количества свободного времени в структуре социального бытия и развитие научно-технического процесса задали новый вектор развития досуга, при котором главной его функцией стала развлекательная, а сам он стал ассоциироваться исключительно с ничегонеделанием, развлечением, расслаблением, наслаждением, самореализация личности отошла на задний план. Эта ситуация является губительной и требует усилий для ее преломления в лучшую сторону. Утверждение приоритета самореализации личности в рамках досуга, восстановление его полифункциональности, а также возвращение ему всей полноты и разнообразия должны стать первоочередными задачами современного общества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Услуги коммерческого сектора весьма разнообразны и трудно поддаются классификационным рамкам. Так называемая «индустрия развлечений», всемерно развиваемая коммерческими организациями, является существенной статьёй доходов её владельцев. Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы. Индустрия развлечений включает множество направлений: проведение различных фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных комплексов, появляются коммерческие услуги, связанные с новыми информационными технологиями, такими, как Интернет - услуги. Можно сделать вывод, что с переходом на рыночные отношения клубная культура России стала намного богаче и разнообразнее.

В данной курсовой работе нами были решены следующие задачи:

-рассмотрено понятие «досуг»  с точки зрения реализации  потребностей, содержания, целей, мотивов;

-изучены современные проблемы  развития социально-культурной сферы;

-рассмотрена предпринимательская  деятельность в сфере досуга;

Таким образом, цель курсовой работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы социально-культурной  деятельности [Текст]: сб. ст. - М.: МГУК, 1995.- 121 с.

2. Большой толковый социологический  словарь [Текст]: В 2 т. Т. 1. - М.: Вече, 1999. - 544 с.

3. Воронова, Е.Н. Экономика культуры [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Воронова. - Рязань: Узорочье, 1997. - 192 с.

4. Галуцкий, Г.М. Экономика культуры [Текст]: учебное пособие / Г.М. Галуцкий. - М.: Изд-во РУМК Министерства  культуры РСФСР, 1991. - 208 с.

5. Досуг: вопросы теории и социальной  технологии [Текст]: сб. ст. /Под ред. В.В. Туева. - Кемерово: КГИК, 1995. -106 с.

6. Досуг в кругу семьи [Текст]. - М., 1989. - 302 с.

7. Досуг в Москве [Текст]. - М., 1989. - 383 с.

8. Досуг в парке [Текст]. - М., 1988. - 147 с.

9. Дуликов, В.З. Организационный процесс  в социокультурной сфере: учебное  пособие [Текст] / В.З. Дуликов. - М., 2003. - 88 с.

10. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая  деятельность в современных условиях [Текст]: лекция / И.Н. Ерошенков. - М.: МГИК, 1994. - 43 с.

11. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой  деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Жарков. - М.: МГУК, 1998. - 246 с.

Информация о работе Предпринимательство в сфере организации досуга: состояние и перспективы