Предпринимательство в сфере организации досуга: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение современных проблем коммерциализации сферы досуга.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
1.рассмотреть понятие «досуг» с точки зрения реализации потребностей, содержания, целей, мотивов;
2. современные проблемы предпринимательства в сфере досуговой деятельности
3. рассмотреть предпринимательскую деятельность в сфере досуга;

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
1.Особенности сферы организации досуга ………………………….…..5
1.1. Содержание досуговой деятельности……………………………….5
1.2. Предпринимательская деятельность в сфере досуга………...……11
2. Современные проблемы предпринимательства в сфере досуговой деятельности……………………………………………………………………..19
2.1 Состояние предпринимательской деятельности в сфере досуга РФ…………………………………………………………………………………19
2.2. Тенденции развития досуга………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………….24
Библиографический список………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая предпринимательство.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА СЕРВИСА И ТУРИЗМА  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности в сервисе»

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

_______________________________________________________

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса

группы  131

Карбаева Е.А.

 

Руководитель:

          Канд. экон.н., доц,

Никонова Т.В.

 

 

 

 

 

Казань 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение         ………………………………………………………………3   

1.Особенности сферы организации досуга ………………………….…..5

1.1.  Содержание досуговой деятельности……………………………….5

1.2.  Предпринимательская деятельность в сфере досуга………...……11

2. Современные проблемы  предпринимательства в сфере  досуговой деятельности……………………………………………………………………..19

2.1 Состояние предпринимательской деятельности в сфере досуга РФ…………………………………………………………………………………19

2.2. Тенденции развития досуга………………………………………… 22

Заключение……………………………………………………………….24

Библиографический список………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения, которое является потенциальной аудиторией культурно-досуговых учреждений. Духовные потребности очень динамичны и в связи с этим постоянно изменяются, переходя на качественно новый уровень.

В современную перспективную модель социально-культурной сферы наряду с государственными структурами, где долгое время преобладало гипертрофированное административно-командное начало, органично вписывается самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов социально-культурной сферы, рынка досугового спроса.

Частный сектор целиком и полностью зависит от культурно – досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предложений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру даёт возможность коммерческим предприятиям, фирмам безошибочно находить и «закрывать» экономически выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих самоокупаемых клубов и досуговых центров.

В условиях рыночной экономики коммерческий сектор и инновационная политика взаимосвязаны и взаимозависимы. Нововведения помогают коммерческим учреждениям культуры выжить в конкурентной борьбе и получить прибыль. В то же время ресурсы коммерческого сектора способствуют возникновению и развитию инновационных форм досуга.

Таким образом, объектом данной курсовой работы является сфера досуга, а предметом – коммерциализация сферы досуга.

Цель данной курсовой работы – изучение современных проблем коммерциализации сферы досуга.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

1.рассмотреть понятие «досуг»  с точки зрения реализации  потребностей, содержания, целей, мотивов;

2. современные проблемы предпринимательства в сфере досуговой деятельности

3. рассмотреть предпринимательскую  деятельность в сфере досуга;

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

1.1Содержание досуговой деятельности

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

- первичные, или врожденные, - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические – в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные – в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

- социальные – потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

- культурные – потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми, от общественных трансформаций – новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др. (11, С. 34 – 35).

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности. Осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания. Его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе (10, С. 23).

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельных досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Укажем еще одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по разному с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени (6, С. 45).

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток (12,С. 17).

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете, цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Например, врачи предписывают больному человеку провести отпуск в профильном санаторно-лечебном учреждении. Но он выбирает для отдыха модный курорт, где трудно найти специалиста по его заболеванию, уверяя окружающих, что быстро поправит здоровье. В этом случае мотивы его поведения не связаны с желанием лечиться; они в большей степени ориентированы на новые знакомства и свободу действий.

Мотивация, направленная на обретение свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как домашнего, так и организованного досуга могут иметь весьма стандартные формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга – мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

Информация о работе Предпринимательство в сфере организации досуга: состояние и перспективы