Предпринимательство: история и роль в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является определения понятия «Предпринимательство». Исследовать его историю и роль в современном мире, в том числе и в Украине.
Ведь предпринимательство есть, прежде всего, мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую роль играет в этом случай, удача, везение и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

!! готовая.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Предпринимать - затевать, решаться

                                                        исполнить   какое-либо  новое   дело,

                                                        приступать к совершенью чего-либо

                                                        значительного.

                                                                                                    В. И. Даль                           

 

                                                   Введение

      Целью моей  работы является определения  понятия «Предпринимательство».  Исследовать его историю и  роль в современном мире, в  том числе и в Украине.

 Ведь предпринимательство  есть, прежде всего, мыслительный  процесс, но поскольку каждый  из нас обладает собственным  аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной  сфере деловой активности и  успехи у каждого предпринимателя  различны. Но уровень успеха не  может не отражать уровень  мышления, хотя одного этого недостаточно - большую роль играет в этом  случай, удача, везение и т.  п. Однако случай, удача, везение  сопутствуют лишь тому, кто научился  и может мыслить. Именно к  этому - к попытке помочь каждому  индивиду выработать свой собственный  стереотип мышления - и сводится  основная задача процесса обучения.

     Реалии наших  дней свидетельствуют, что и  в кругах экономической общественности, и среди практиков закрепилось  упрощенное толкование экономической  сущности предпринимательства, отождествляющее  последнее с любым бизнесом. При  таком подходе и в разработке  законов, и в регулировании  предпринимательства едва ли  могут быть выбраны правильные  ориентиры. Вот почему сегодня  так остро стоит проблема теоретического  осмысления сущности, организационных  форм и принципов предпринимательства .

 

 

Раздел 1  Экономическая  сущность предпринимательства и  его развитие в Украине

 

1.1.  Понятие и сущность предпринимательства

Впервые о предпринимательстве  как о понятии начали говорить еще в XVIII веке. Первыми ему дали определение классики экономической  науки французский экономист  Ж.Б. Сей и английский ученый-экономист  А. Смит.

Ж.Б. Сей в 1803 году сформулировал  определение предпринимательской  деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Основной тезис Сея состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сея, является вознаграждением за его труд, за его способность организовывать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, считал он, - это лицо, которое берётся на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

А. Смит, наоборот же, представлял  экономику как саморегулирующийся механизм, в котором творческому  предпринимательству не находилось места. Предприниматель, по мнению Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская  деятельность и есть, по Смиту, компенсация  собственнику за риск.

На сегодняшний день существует большое количество вариантов толкования значений понятий «предпринимательство»  и «предприниматель». Наиболее емкими и точными можно считать определения  американского ученого, профессора Роберта Хизрича и английского профессора Алана Хоскинга. Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»[12,с.21]. Профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость)» организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

Предпринимательство как  особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью  оригинальных взглядов и подходов к  принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять»

Предпринимателем в его  деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. Он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.

В нашей отечественной литературе предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «искусство возможного». Тем более, что речь идет об управлении и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности, навыки играют не последнюю роль.

Таким образом, можно сформулировать окончательное определение предпринимательства:

Предпринимательство — это  особый вид экономической активности (под которой следует понимать целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности  и инновационной предпринимательской  идее.

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей  материализованную форму. Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов  такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это  видится многим). Появление субъектов  предпринимательства подразумевает  наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательский бум». Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов  организации производства или новых  технологий — это тоже инновационные  моменты.

Основным субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а  также с государством, которое  в различных ситуациях может  выступать в качестве помощника  или противника. И потребитель  и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу.

     Предпринимательству присущи такие признаки, как самоокупаемость, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность, активный поиск нового, динамичность в развитии, мобильность.

   

 

1.2. Возникновение и развитие предпринимательства в Украине

Процесс развития малого предпринимательства  на Украине имеет свои исторические корни и на стадии перехода к рынку  имеет продолжение. Для всестороннего  утверждения принципов предпринимательства  необходимо использовать отечественный  опыт, достаточно богатый и обширный.

Предпринимательство в Украине  родилось еще во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Начинателями предпринимательской деятельности были купцы. Основываясь на своем имуществе и интуиции,  на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой и Европой.

В пятнадцатом веке начали формироваться торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переноситься на украинскую территорию и начинает внедряться во внутрихозяйственные отношения, сначала в торговые, а затем  и производстве.  Годы правления Петра ( конец 17-18вв) можно назвать периодом становления предпринимательства. Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве, им был дан государственный заказ на развитие отраслей промышленности.

Переломным моментом в  становлении предпринимательства  считаемся начало 19 века. Александр 1 издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России. Начали активно создаваться объединения предпринимателей.

Мощным стимулом в развитии предпринимательства стала отмена крепостного права. Деловые люди получили возможность более свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот период времени приходятся величайшее событие – промышленный переворот. К 1808г. в России стали  активно возникать акционерные  общества, началась реконструкция тяжелой  промышленности и привлечением иностранного капитала. В 1870г. состоялся Первый всероссийский съезд предпринимателей, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса». В 1886г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. В 90-е годы 19 века сложилась достаточно мощная  индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С.Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым. В Россию усилился приток иностранного капитала.

В начале 20-го века в России создаться картели, синдикаты, тресты.  В первом десятилетии 20-го века предпринимательство  в России становиться массовым явлением, а к 1914г. ступает в стадию устойчивого  развития. Однако это развитие было прервано сначала Первой мировой войной, затем Гражданской и «военным коммунизмом».

В годы НЭПа свободное предпринимательство стало возрождаться.  На долю частного сектора в те годы приходилась промышленного производства и розничной торговли. В дальнейшем, с 1929г., свободное предпринимательство было свернуто и объявлено нелегитимным, произошло полное огосударствление экономики. И уже на рубеже 2-ой половины 80-х годов, и особенно после 1991г. предпринимательство, уже в рамках суверенной пост тоталитарной Украины, зарождается вновь.

Реальный сектор малого бизнеса  начал формироваться с 1986 по 1988г., после принятия постановления, а  затем и Закона  «О кооперативах». Он и положил начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства, в таким образом время, когда крупные предприятия находились в руках государства. Ряд аспектов деятельности малого предпринимательства был определен Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. « О мерах по созданию и развитию малого предпринимательства».

В дальнейшем в ходе приватизации и предприятия, принадлежавшие ранее  государству переходят в частную  и частно- коллективную собственность и на сегодняшний день можно говорить   о сложившейся предпринимательской структуре в отечественной экономике, регламентируемой рядом нормативных актов, таких как Закон Украины « О собственности», «О предпринимательстве» , « О предприятиях» , «О хозяйственных обществах» и других.  

 

 

1.3.  Основные функции предпринимательства

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

1) Общеэкономическая функция  объективно обусловлена ролью  предпринимательских организаций,  действующих под ответственность  юридического лица и индивидуальных  предпринимателей, действующих от  своего имени и под свою  имущественную ответственность.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

Информация о работе Предпринимательство: история и роль в современном мире