Предпринимательское управление и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:30, статья

Краткое описание

Среди новых тенденций в развитии науки и практики управления, появившихся накануне XXI в., особый интерес представляет подход, получивший название "предпринимательское управление" (entrepreneurial management). В 80-е годы, когда крупные зарубежные фирмы осознали, что условием их выживания и сохранения выступает гибкость, заметно усилилась тенденция к децентрализации управления внутри компании, созданию предпринимательских подразделений, "центров прибыли", распространению дивизиональных структур. Помимо традиционного предпринимательства (антрепренерства) в эти годы возникло так называемое внутреннее предпринимательство (интрапренерство).

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательское управление и его сущность.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная статья

 

 

 

На тему: «Предпринимательское управление. Его сущность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы УПИ -11-1

 

 

 

 

 

Иркутск 2012 г.

Среди новых тенденций  в развитии науки и практики управления, появившихся накануне XXI в., особый интерес представляет подход, получивший название "предпринимательское управление" (entrepreneurial management).

В 80-е годы, когда крупные  зарубежные фирмы осознали, что условием их выживания и сохранения выступает  гибкость, заметно усилилась тенденция к децентрализации управления внутри компании, созданию предпринимательских подразделений, "центров прибыли", распространению дивизиональных структур. Помимо традиционного предпринимательства (антрепренерства) в эти годы возникло так называемое внутреннее предпринимательство (интрапренерство).

Сегодня управление организацией приобретает все более предпринимательский характер. Некоторые компании успешно используют отдельные элементы предпринимательского управления, другим удалось стать полностью предпринимательскими организациями.

Чем же обусловлена усиливающаяся  в последнее время потребность  в предпринимательском управлении? Прежде всего это связано с  факторами внешнего окружения.

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, повышение требований покупателей, увеличение объемов и скорости получения информации, новых знаний – все эти и другие изменения, происходящие во внешней среде, вынуждают организации искать иные подходы для лучшей адаптации к этим условиям.

Неопределенность, непредсказуемость  и нестабильность внешней среды, глубина и скорость происходящих в ней изменений будут возрастать и дальше. Следовательно, организациям необходимо адаптироваться не только к настоящим условиям, но и обеспечить такую способность на длительный период.

Известно, что компании используют для этого различные подходы  и осуществляют всевозможные изменения. Эти изменения могут носить как  временный характер и обеспечивать краткосрочную эффективность, так и быть ориентированными на долгосрочную перспективу.

Например, применяя ситуационный подход в управлении, основанный на учете ситуационных факторов, воздействие на которые позволяет эффективно достичь цели, компания обеспечивает соответствие между внешней и внутренней средой организации на короткий период.

Компании, использующие стратегический подход в управлении, прогнозируют будущие изменения в окружающей среде и стремятся подготовить организацию к ним заранее, обеспечивая ее эффективную работу на более длительный срок.

Таким образом, предпринимательское  управление позволяет создать организацию, способную лучше других адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.

Термин "предпринимательство" был  введен в научный оборот Кантильоном в 17 веке, хотя он использовался экономистами и раньше. Несмотря на более, чем двухсотлетнюю историю, до сих пор отсутствует единство взглядов на понятия "предпринимательство" и "предприниматель". Среди множества существующих сейчас подходов можно выделить два основных. Первый, традиционный, связывает предпринимательство с бизнесом. Он основан на том, что слово предприниматель происходит от французского глагола "intreprendre", что означает предпринимать, предпринять, взять на себя, пытаться. Поэтому под предпринимательством понимается создание нового бизнеса, чаще всего, малого. Предпринимателем называют человека, который создает и управляет собственным бизнесом на первых этапах существования организации либо этапах ее преобразования и развития.

Новый нетрадиционный подход, который начал формироваться в 1980-е годы, состоит в более широком понимании предпринимательства. По утверждению П. Друкера "Предприимчивость - скорее тип поведения, чем личностная характеристика". Предпринимательство стало рассматриваться как способ мышления, стиль поведения, образ жизни.

На чем основан этот подход? По определению, предприниматель- это:

- новатор, генератор новых идей, подходов;

- человек, который берет на  себя риск;

- человек, который ищет и находит новые возможности;

- созидатель, человек, создающий  что-то новое, основатель нового дела.

В этом случае предпринимателем называют человека, который обладает способностями  изыскивать возможности, часто не имея денег и других ресурсов (помещения, людей, оборудования), для реализации новых идей, новых проектов, программ, используя нетрадиционные пути и методы. Но такие люди есть не только в бизнесе. Это значит что предпринимательство распространяется не только на бизнес, но и другие сферы деятельности, такие как образование, наука, культура, здравоохранение.

  Предпринимательской может быть любая организация, как коммерческая, так и некоммерческая - университеты, правительственные учреждения, муниципальные органы власти, общественные организации. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера – малая, средняя, крупная.

Определяющим здесь являются не продукты и услуги, предлагаемые организацией, не разрабатываемые технологии и организационные структуры, а стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства.

Такое нетрадиционное понимание предпринимательства, на основе которого формируется концепция предпринимательского управления, получает все большее распространение. Новый подход к управлению организациями не отрицает старого, более узкого, который связывает предпринимательство только с бизнесом. Можно проследить, как за последние 20-30 лет крупные компании, работающие в сфере бизнеса, прошли путь от традиционного предпринимательства к внутреннему и, наконец, к предпринимательскому управлению ( Johnson & Johnson, Microsoft и др.).

Главными отличительными признаками предпринимательской организации являются: гибкость, адаптивность, динамизм, способность к непрерывным изменениям и обновлению. Поиск новых возможностей, которые имеются не только во внешнем окружении, но и во внутренней среде организации, например передача подчиненным полномочий и включение их в процесс принятия решений, формирование предпринимательского менталитета и поведения.

Предпринимательские организации более гибки и подвижны: правила, организационные структуры, ресурсы, стратегии, системы постоянно изменяются, так как служат для поддержания всего предпринимательского процесса, направленного на достижение целей организации. В одном случае это получение прибыли, в другом – реализация новых идей, инноваций, в третьем – развитие организации, в четвертом – умножение богатства общества.

Возможности возникают, исчезают, приводят к другим возможностям. Процесс этот перманентный. Поэтому  предпринимательская организация должна постоянно реагировать на появление новых возможностей, изменяться и адаптироваться, чтобы успеть их реализовать. Речь в данном случае идет о самоадаптации, напоминающей биологическую регенерацию. Предпринимательский процесс как бы "биологически" воссоздается, распространяется по всей организации, повторяется автоматически. Самоадаптация отличает предпринимательскую организацию от организаций другого типа и позволяет ей эффективно функционировать в течение длительного времени. Это возможно лишь при условии, что предпринимательское мышление становится основой управления организацией, а предпринимательство – философией управления, которую можно выразить словами "меньше менеджмента, больше предпринимательства".

Несмотря на то, что в предпринимательстве много непредвиденного, неожиданного и непривычного, предпринимательское управление предполагает систематическую целенаправленную деятельность по реализации функций планирования, организации, координации, стимулирования, контроля и анализа. Особенность предпринимательского управления состоит в изменении роль функций и соотношения между ними.

Возрастает роль предвидения, стратегического представления, собственного видения руководителя-предпринимателя. Меньшая роль отводится систематическому планированию, особенно в малых организациях. Организация как деятельность, требует больших усилий по реализации новых идей. Стимулирование направлено на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства, генерации новых идей, поиска новых возможностей. Большое значение имеет контроль за изменениями внешней среды и систематический анализ новых возможностей. Контроль и анализ могут быть централизованы, но их основное предназначение – информирование о происходящих изменениях.

Важную роль в предпринимательском управлении играет лидер. Руководитель-предприниматель ведет организацию благодаря своей активной позиции. Он может эффективно управлять либо с помощью концентрации власти в своих руках, либо используя врожденное умение вести за собой, личное обаяние, харизму.

Воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей, работающих в предпринимательской организации. Стив Джобс, один из основателей фирмы Apple, осознавая всю важность и необходимость этого, поместил великолепный рояль и машину BMW в центральном фойе штаб-квартиры компании с плакатом "Я полагаю, что людям приходят в голову великие идеи, когда они видят великие творения". Лидер-предприниматель должен обладать способностью не только видеть вещи с новой, нетрадиционной точки зрения, но и сделать так, чтобы и другие увидели их с этой стороны. Ему нужно уметь распознавать перспективу и возможности там, где другие видят лишь хаос и противоречия. Для него важно найти, распределить и удержать под контролем ресурсы, принадлежащие часто другим. Руководителю необходимо создать команду высшего руководства, которая дополнила бы его собственные навыки и способности.

Организационная культура предпринимательской организации, ее ценности также имеют особенности. Для нее характерны атмосфера творчества, инициативы, самостоятельности, активности, возможности рискованных действий, позитивного восприятия изменений и особый тип людей с нетрадиционным мышлением: новаторов и созидателей.

Организация рассматривается  как сообщество предпринимателей, ориентированных на поиск новых возможностей, изменения, риск, неожиданность, нестандартность ситуаций и решений, творчество. Создание такой атмосферы требует фундаментальных изменений в мышлении всех работающих в организации и, особенно, менеджеров.

Менеджеры должны рассматривать  каждого человека, независимо от занимаемого им положения, как предпринимателя, который осознает и разделяет цель (цели) организации, имеет право самостоятельно принимать решения и распоряжаться необходимыми ресурсами и информацией.

Чтобы не упустить возможности, решения должны приниматься сразу  же после их выявления. Обычно это  происходит на низшем или среднем уровнях управления, которые наиболее близки к клиентам, потребителям товаров или услуг. Именно сюда необходимо передать право принятия решений и ответственность за поиск и реализацию новых возможностей.

Высший уровень управления должен содействовать децентрализации принятия решений, поддерживать менеджеров, которые способствуют этому, отдавать предпочтение людям, проявляющим инициативу и самостоятельность, обеспечивать им доступ к ресурсам и информации.

Каждый сотрудник предпринимательской организации должен на своем уровне без директив сверху работать для достижения общих целей. Менеджерам ясно, что люди, а не структура и формальные процедуры определяют деятельность организации. Поэтому принятие решений часто осуществляется по неформальным правилам. Большое значение при этом имеют профессиональные знания и личные контакты внутри организации. Принятие решений  характеризуется активным поиском, предвидением проблем, сознательным риском. Реализуются смелые решения, часто основанные на интуиции, а не на рациональном расчете. Принимая решения, работники не ищут безопасных путей, а часто рискуя идут навстречу опасности.

Подобные преобразования коснулись и высшего уровня руководства, где наметилась тенденция к переходу от управления одним человеком к  управлению группой. В высшее руководство  фирмы Intel входят три человека. Эксперименты в этом направлении осуществляются и во многих других компаниях.

Организационная культура предпринимательской организации, ее ценности отличаются от традиционной. Для нее характерна атмосфера самостоятельности и созидания. Среди компаний, которые уделяют особое внимание  формированию такой культуры, следует назвать, IBM. "Мы заинтересованы в независимости суждений сотрудников  и их предприимчивости. Это не один из подходов к делу, а самый главный, единственный", - утверждают руководители компании IBМ.

Отношения между людьми строятся на доверии и уважении. Предпринимательство всегда связано с риском, а, следовательно, с ошибками и неудачами. Поэтому в предпринимательских организациях доверие и уважение к людям должно подкрепляться терпимостью к неудачам. Неудача не должна угрожать "членству" в организации. Система контроля также должна поддерживать высокую степень доверия к работникам.

Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпринимательского управления, требует самоуправления. Суть его состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении), а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Поэтому контроль со стороны руководства должен быть ограничен и направлен на конечные результаты. При этом предпочтение надо отдавать самодисциплине и самоконтролю.

Информация о работе Предпринимательское управление и его сущность