Сущность предпринимательской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в сложный период перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает,

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В постоянно изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в сложный период перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается ее влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что предприятие, которое не следит регулярно за предпринимательской средой, может плохо адаптироваться к положению на рынках. Следовательно, эффективность деятельности предприятия в значительной степени зависит от многочисленных факторов предпринимательской среды и умения предприятия реагировать на них и по возможности управлять ими. Если предприятие не учитывает влияния данных факторов, то это отрицательно отражается на эффективности его деятельности в целом, безусловно, снижая такие экономические показатели работы предприятия как прибыль и рентабельность. Соответственно, изучение предпринимательской среды и учет влияния ее факторов в формировании стратегии и тактики развития предприятия является прямым путем повышения эффективности деятельности производственного предприятия.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном  уровне. Организация находится в  состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого воздействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выжить в долгосрочной перспективе.

Для того, что б определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Первоначально внешняя  среда организации  рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Таким образом, учитывая вышесказанное, тема данной курсовой работы является достаточно актуальной, особенно в настоящее время, в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как изучение и учет факторов предпринимательской среды, управление ими служит верным гарантом успеха предприятия на рынке и обеспечивает эффективность деятельности самого предприятия в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы.

Целью курсовой работы является изучение и обобщение теоретических и практических материалов по проблеме изучения и определения влияния на деятельность предприятия факторов предпринимательской среды на примете предприятия  ТОО ПФ «Автосельмаш».

Задачами курсовой работы являются:

-определение роли  предпринимательской среды и  ее влияния на деятельность  предприятия;

-характеристика структуры  предпринимательской среды;

-анализ внутренней предпринимательской среды деятельности ТОО ПФ «Автосельмаш».

-разработка основных  направлений совершенствования  деятельности ТОО ПФ  «Автосельмаш» .

 

 

 

1.1 Понятие предпринимательской  среды, ее роль и значение

 

Предприятие представляет собой сложный механизм, действующий во внешнем мире. Предпринимательская среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю сил», с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы стратегического развития. Предпринимательская среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, предпринимательская среда глубоко затрагивает жизнь предприятия. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности.

Предпринимательская среда  включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на предпринимательскую деятельность предприятия (поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.). Она включает также совокупность факторов, которые косвенно воздействуют на все субъекты хозяйствования, т.е. не оказывая прямого влияния на их деятельность, но сказываются на ее результатах. К ним относятся: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.

Предприятию необходимо учитывать факторы, оказывающие  непосредственное влияние на эффективность ее деятельности. Среди большого числа таких факторов обычно выделяют:

  • контролируемые;
  • неконтролируемые.

Одни факторы являются управляемыми предприятием, другие – неуправляемыми.

Предположения предприятия  и влияние неконтролируемой окружающей среды взаимодействуют и определяют степень успеха или неудачи организации в достижении целей. Обратная связь имеет место, когда предприятие пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать их сильные и слабые стороны. Если предприятие не хочет рассматривать всю окружающую среду (контролируемые и неконтролируемые факторы) с позиции системного подхода, возрастает вероятность того, что организация утратит чувство перспективы и не достигнет должных результатов.

Принято учитывать следующие  характеристики предпринимательской среды: взаимосвязь факторов предпринимательской среды; сложность предпринимательской среды, подвижность предпринимательской среды, неопределенность предпринимательской среды.

Взаимосвязь факторов внешней  среды определяет уровень силы, с  которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Известно, что изменение одного фактора предпринимательской среды может обуславливать изменение других.

Под сложностью предпринимательской  среды понимается число факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также уровень вариантности каждого учитываемого фактора.

Подвижность предпринимательской среды характеризует скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Результаты многих исследований показывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. В условиях, когда эта тенденция является общей, есть организации, предпринимательская среда которых особенно подвижна (например, фармацевтическая, электронная промышленность, отрасль информационных технологий и т.д.).

Неопределенность предпринимательской  среды характеризуется количеством информации, которой располагает организация или конкретное лицо по поводу конкретного фактора, а также степенью уверенности в достоверности этой информации. В ситуации, когда информации мало или существуют сомнения в ее точности (достоверности), среда становится более неопределенной по сравнению с ситуацией, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Современная тенденция развития предпринимательства требует все больше различной информации для достижения успеха организации, при этом наблюдается снижение уверенности в ее точности. И чем неопределеннее внешнее окружение, тем все труднее становится принимать эффективные решения.

Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что предприятие, которое не следит регулярно за предпринимательской средой, может плохо адаптироваться к положению на рынках. Успешное функционирование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания предпринимательской среды, что достигается с помощью исследований, применения методов стратегического планирования. Чтобы улучшить деятельность и обеспечить свое долговременное существование, организация должна располагать обратными связями (информацией о неконтролируемой предпринимательской среде, деятельности самой организации). Для этого она должна определять степень удовлетворенности потребителей, изучать тенденции в конкуренции, оценивать взаимоотношения с правительственными ведомствами, наблюдать за состоянием экономики и возможной нехваткой ресурсов, изучать независимые средства массовой информации, анализировать динамику сбыта и прибылей, вести переговоры с различными участниками сбытовых сетей, использовать другие методы получения и оценки информации о предпринимательской среде.

На основе этой информации предприятие должно адаптировать свою стратегию к предпринимательской  среде, продолжая одновременно использовать свои отличительные преимущества. Для долгосрочного успеха оно должно постоянно изыскивать новые реальные возможности, которые соответствуют общему плану стратегического развития предприятия, а также реагировать на потенциальные угрозы, пересматривая свою стратегию.

1.2 Структура предпринимательской среды

Основными элементами, составляющими  предпринимательскую (внешнюю) среду деятельности предприятия являются: деятельность поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторов (рисунок 1).


 



 

 

 

 

 

Рисунок 1.- Основные элементы предпринимательской среды деятельности предприятия

Анализ предпринимательской  среды является очень трудной  задачей, так как для этого  необходимо провести ситуационный анализ, то есть исследовать все сферы  деятельности, обеспечивающие нормальное функционирование предприятия, определить его сильные и слабые стороны. Первоначально рекомендуется провести анализ внутренней среды предприятия. Оценивать внутренние сильные и слабые стороны компании необходимо периодически. Для этого обычно анализируется маркетинг, финансовое состояние, производственную и организационную деятельность компании, давая оценку каждому фактору (основная сильная сторона, менее значительная сторона, нейтральная, незначительная слабая сторона, основная слабая сторона).

Любое предприятие сталкивается с конкуренцией и занимается исследованиями с целью выявления конкурентов. Предприятие, которое не удовлетворяет нужды клиентов так же эффективно, как это делают конкуренты, обречено на неудачу.

В качестве поставщиков  могут выступать предприятия, фирмы и отдельные лица, обеспечивающие данное предприятие и его конкурентов различными видами ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров и услуг. Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность и репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции. Поэтому важной задачей является всестороннее изучение поставщиков, их политики и адекватное реагирование на всякие изменения с их стороны.

При изучении поставщиков  в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

  • стоимость поставляемой продукции;
  • гарантии качества поставляемой продукции;
  • соблюдение требуемых объемов и сроков поставки;
  • пунктуальность и обязательность выполнения договорных обязательств.

Предприятию необходимо тщательно изучать своих клиентов. Оно может выступать на пяти типах конкурентных рынков:

а) Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

б) Рынок производителей – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;

в) Рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя;

г) Рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.

д) Международный рынок – покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственных учреждений.

Каждому перечисленному типу рынка присущи свои характерные  черты, которые требуют детального изучения.

Общеизвестно, что недостаточно произвести качественный товар, нужно еще доставить его к покупателю. Этому способствует широкая сеть посредников. Посредники – это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении товаров. Они обеспечивают выбор удобного места продажи, времени и процедуру приобретения товара с меньшими издержками, чем это может сделать само предприятие. В отношении каждого посредника оценивается качество, стоимость и быстрота оказываемых услуг. К посредникам относятся:

Информация о работе Сущность предпринимательской среды