Предпринимательская среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:49, реферат

Краткое описание

С развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи и др.) по-разному трактуют содержание этого термина. По мнению одних ученых, предпринимательство- это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство- это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….3
1. Сущность предпринимательской деятельности……………………………4
2. Экономическая свобода – ведущий элемент предпринимательской среды..6
3. Внешняя предпринимательская среда………………………………………11
4. Рынок – среда существования предпринимателей……………………….16
5. Внутренняя предпринимательская среда…………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Косов организация ПД.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Важную роль в развитии в стране цивилизованного предпри­нимательства должны сыграть Федеральный закон о защите кон­куренции, усиление значимости регулирования экономической деятельности Федеральной антимонопольной службы, которой следует придать функции поддержки предпринимательства. Конечно, большое значение для развития предпринимательства имеют сокращение налогового или административного бремени, ликвидация коррупции чиновников всех рангов, которых в РФ функционирует больше, чем их было в СССР, хотя численность дееспособного населения сократилась почти в разы.

 

 

 

 

 

4.      РЫНОК – СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимателей, и наоборот. Предприниматели (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике выступает коллективным предпринимателем.  Анализ множества определений рынка, представленных в на­учной литературе, позволяет сделать вывод, что рынок является формой взаимоотношений между отдельными самостоятельны­ми, принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление, соединение спроса и предложения, форма общественно-эконо­мических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже товаров (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров: ведь если они не будут проданы, пред­приниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функциони­рования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.

В рыночной экономике существует рынок покупателя, кото­рый характеризуется превышением предложения товаров над спросом на них при определенной стабильности цен. В результа­те разразившегося в августе 1998 г. экономического кризиса, ко­торый отрицательно повлиял на платежеспособность потребите­ля, в стране фактически сложился рынок продавца, но, к сожале­нию, неотечественных товаров.

Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приоб­ретении. Никто не может административно (юридически) за­ставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяй­ствующих субъектов, а предприниматель — самостоятельно хо­зяйствующий субъект. Рынок, по образному выражению аме­риканских ученых Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, — это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения: миллионы потре­бителей принимают самостоятельное решение, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимате­лей — что и как производить; владельцы факторов производ­ства делают свой собственный выбор — кому и как их прода­вать. Все эти процессы осуществляются посредством рынка, рыночного механизма.

Свободного рынка ни в одной стране нет, так как нет для него определенных экономических условий, а действует конкурент­ный рынок при наличии различных форм собственности, но пре­обладающей является негосударственная собственность при су­ществовании развитой рыночной инфраструктуры, включающей три основных элемента — рынок товаров и услуг, рынок факто­ров производства, финансовый рынок и соответствующие им раз­витые системы рыночных институтов.

Развитой конкурентный рынок характеризуется сложными структурой и системой соответствующих институтов (бирж, ком­мерческих банков, аудиторских организаций, страховых компа­ний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринима­телей и др.).

Современный рынок классифицируется по различным катего­риям:

а)              по экономическому назначению объектов рыночных отношений — рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств
производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау;
сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок втор-
сырья; рынок информационных технологий и др.;

б)              по географическому положению — местный, региональный,
национальный, мировой;

в)              по степени ограничения конкуренции — монополистический,
олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный;

г)              по отраслям — автомобильный, компьютерный, нефтяной,
газовый и др.;

д)              по характеру продаж — оптовый, розничный. Разумеется,
любая классификация рынка носит ограниченный характер, каждая
из них имеет существенное значение для понимания необходимости изменения функций государства и развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах и сферах функционирования.

Рынок имеет по сравнению с командно-административной эко­номикой значительные преимущества. Во-первых, посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ре­сурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необ­ходимых потребителям товаров (работ, услуг). Во-вторых, рынок функционирует при наличии относительно ограниченной эконо­мической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, количестве произведенной продукции и услуг. В-третьих, преимуществом рынка является высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потреб­ления. В-четвертых, участниками рынка оптимально используются результаты научно-технического прогресса. Чтобы получить мак­симальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами. В-пятых, предприниматель и потребители обладают свободой вы­бора и действий. Они независимы в принятии решений, заключе­нии различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т.д. В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых разных по­требностей. В то же время рынок имеет и негативные стороны. Поэтому, формируя в стране рыночную экономику, новые эконо­мические условия, необходимо знать их. Исходя из зарубежного опыта, можно выделить следующие недостатки рынка:

1)  рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2)  рынок не имеет действенной экономической защиты окру­жающей среды; только государство может заставить предприни­мателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;

3)  рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу);

4)  рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;

5)              рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;

6)  рынок не обеспечивает развитие фундаментальных иссле­дований в науке;

7)  рынок не ориентирован на производство социально необ­ходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном за­просов тех лиц, которые имеют большие деньги: «Миром правят деньги»;

8)  рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инф­ляционными процессами.

Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыноч­ный механизм, берет на себя государство.

Как уже говорилось, рынок есть сфера существования пред­принимателей, без него не будет миллионов предпринимателей, а без предпринимателей как самостоятельно хозяйствующих субъектов не может быть развитого рынка. Поэтому все условия и факторы становления цивилизованного развитого рынка являют­ся и условиями становления и развитого предпринимательства.

 



 

Важнейшим обязательным признаком рынка выступает его конкурентный характер. Конкуренция — это механизм функцио­нирования предпринимателей, которые конкурируют между со­бой, а также с покупателями. Конкуренция — это состязатель­ность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные дей­ствия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения на соответствующем товарном рынке. Поэтому действующим зако­нодательством запрещается прибегать к недобросовестной кон­куренции на рынке, занимать доминирующее положение, осуще­ствлять монополистическую деятельность, устанавливать моно­польно высокие или монопольно низкие цены.

Предприниматель только тогда может добиться успеха, если сумеет своевременно и правильно оценить рыночные возможно­сти с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы, производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньши­ми издержками и необходимого качества.

 

 

 

 

 

 

5.      ВНУТРЕННЯЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

 

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, сре­ди которых важнейшим является внутренняя предприниматель­ская среда как определенная совокупность внутренних условий (функционирования предпринимательской организации. В зна­чительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого пред­принимателя, его компетентности, силы воли, целеустремлен­ности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и целении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде нуж­но отнести следующие подсистемы (факторы): наличие необхо­димого объема собственного капитала; правильный выбор орга­низационно-правовой формы предприятия; выбор предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпри­нимательской тайны и др.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельно­сти, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития организации. К факторам внутренней среды следует также отнес­ти четкое соблюдение предпринимателями и наемными менед­жерами законов и нормативных актов, регулирующих деятель­ность данного вида бизнеса или соответствующей организацион­но-правовой формы предпринимательской организации.

Как уже указывалось, добиться успеха смогут только те пред­приниматели, которые постоянно повышают свои знания, хоро­шо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские дого­воры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Только те предприниматели добиваются успеха, которые имеют долгосроч­ную обоснованную цель. (Ее должны знать и поддерживать все работники.) В их фирмах налажена железная дисциплина, а сами они много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, которые нацелены не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Несомненно, практический интерес для российских предпри­нимателей представляет опыт формирования внутренней пред­принимательской среды японским предпринимателем К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринима­тельства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов, заключа­ется в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего тру­да и участвовать в управлении предприятием. В уважении лич­ности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. По ут­верждению автора, между рационализмом и гуманизмом нет ни­каких противоречий. К примеру, если рациональной целью для вас является сокращение издержек производства, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для ваших работников, чтобы они могли сами решить данную проблему. Важное место в менеджменте компании «Омрон» за­нимают мотивация работников, создание такого производствен­ного, управленческого климата, чтобы каждый работник смог в полной мере проявить свой талант. «В нашей компании занято около 15 тысяч человек, — пишет Татеиси. — Это означает, что мы имеем дело не просто с 15 тысячами людей, а с 15 тысячами различных подходов к жизни и работе, с 15 тысячами различных уровней образования и опыта, амбиций и характеров.

21



 

Для меня идеальным местом работы представляется то, где ца­рит хорошее настроение, где кипит работа. Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетите­ля. Это ведет и к росту продуктивности, и к улучшению самочув­ствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает талант каждого сотрудника. В конечном счете успех любой работы зависит от способностей человека и от умения применить JTH способности. Для нас главное — талант как таковой, незави­симо от сферы его проявления».

Важными в механизме совершенствования управления компа­нией являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью. Так, на руко­водителя низовых подразделений компании были возложены «обязанности, весьма сходные с обязанностями президента ком­пании средней руки», в результате низовое подразделение при­обрело статус как бы независимой компании среднего размера со всеми обязанностями, правилами и мотивацией, что приносит положительные результаты.

Большую роль в совершенствовании менеджмента компании «Омрон» сыграло внедрение в практику управления понятия «предприятие — слуга общества» в виде девиза компании: «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех».

Следование этому девизу позволило руководству компании внедрить рациональный менеджмент, расширить деловую актив­ность всех подразделений компании, совершенствовать организа­цию производства, обновить выпускаемую продукцию, увеличить объемы продаж и получать больше прибыли, а на этой основе ма­териально стимулировать всех работников. В компании проведена корпоративная реконструкция, в основе которой лежали две глав­ные идеи: приблизить администрацию к реальным условиям рабо­ты и создать в разумном объеме полностью самостоятельные пред­приятия, действующие в рамках компании. Эта реконструкция позволяет развивать предпринимательское управление, чему в не­малой степени способствовало провозглашение трех лозунгов: «Продает каждый!», «Реагировать немедленно!», «Действовать молниеносно!». По этому поводу К. Татеиси пишет: «Каждое утро вместо того, чтобы по обычаю приветствовать друг друга, все наши работники должны были повторять эти лозунги, чтобы перед ра­ботой зафиксировать в своем сознании эти заповеди».

Задачей менеджмента в сфере производства является совер­шенствование управления всеми процессами производства про­дуктов, но менеджеру необходимо овладеть механизмом прогно­зирования, планирования процесса производства. Согласно К. Татеиси, предприниматель должен взять себе за правило про­гнозировать будущее и соответственно регулировать деятельность своей компании, используя обратные связи.

Информация о работе Предпринимательская среда