Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:22, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса состоит в том, что проблемы законной конкуренции в Российской Федерации не всегда выполняются. Хуже ситуация обстояла в нашей стране на стадии становления капиталистического строя в конце XX века, для этого необходимо знать права и обязанности участников правоотношений в данном аспекте, чтобы не допускать незаконных действий в отрасли предпринимательского права со стороны нарушителей.
Цель работы - исследовать конкуренцию в Российском законодательстве.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них...................................................................................................................4
Нормативно-правовая база конкуренции....................................................9
Правовые меры защиты конкуренции.......................................................13
Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.......22
Заключение..................................................................................................25
Список использованной литературы.........................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ПОПД.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

Публично-правовая обязанность  предпринимателя-нарушителя осуществить  контррекламу возникает в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.

Если контрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральный антимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такое решение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Теперь рассмотрим каким  образом должна осуществляться контрреклама. Во-первых, контрреклама должна осуществляться посредством того же средства распространения, что и опровергаемая ненадлежащая реклама; во-вторых, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама. 
Содержание такой контррекламы в обязательном порядке согласовывается с антимонопольным органом, принявшим решение. Надо сказать, что допускаются случаи, когда по решению федерального антимонопольного органа (территориального управления) происходит замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Но законодатель не указывает критерии, по которым бы определялись такие случаи. По мнению К. Ю. Тотьева, такая неопределенность создает почву для бюрократического произвола.

3. Отзыв товара  от потребителя.

Недобросовестная конкуренция  может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях  применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить  производство (реализацию), а в необходимых  случаях принять меры по изъятию  из оборота и отзыву от потребителя  товара. Если установлено, что при  соблюдении потребителем установленных  правил использования, хранения и транспортировки  товара (работы) он причиняет или  может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. Даже если причины вреда установить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности  снять товар (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв  от потребителей производятся по предписанию  соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  контроль за качеством и безопасностью  товаров, работ, услуг. Убытки, причиненные  потребителю в связи с таким  отзывом, возмещаются за счет изготовителя, исполнителя в полном объеме.

4. Недействительность  сделок.

Все сделки должны соответствовать  императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско-правовом последствии незаконных сделок –  их недействительности.

Согласно п.1 ст. 166 ГК РФ в  зависимости от состава юридических  фактов выделяют два вида недействительных сделок: оспоримые ( сделки становятся недействительными по решению суда), ничтожные (решение суда не входит в состав юридических фактов, влекущих недействительность сделки).

В качестве ничтожных сделок следует считать договоры, заключаемые  хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара. Такие договоры запрещены п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции, как могущие повлечь негативные последствия для конкуренции.

Оспоримыми являются сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст. 18 Закона о конкуренции. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они приводят к ограничению конкуренции.

5. Признание недействительным  акта государственного органа  или органа местного самоуправления.

Применение данного последствия  в законодательстве о конкуренции  и монополиях вызвано тем, что  запрещающие и обязывающие нормы  в этом законодательстве адресованы федеральным органам исполнительной власти, органам государственной  власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам (организациям), наделенным функциями или правами  органов власти.

Основная правовая форма  их деятельности издание нормативных  и ненормативных актов. Антимонопольный  орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд  с заявлением о признании недействительными  полностью или частично противоречащих законодательству о конкуренции  и монополиях актов властных органов.

 

 

 

 

 

Роль государства  в обеспечении правовых гарантий конкуренции

Государство проявляет постоянную заботу об укреплении правовых гарантий свободы конкуренции. Главным методом  воздействия государства служит контроль, проводимый им в этой сфере общественных отношений. Государственный контроль за реализацией правовых гарантий конкуренции, прежде всего тех, что закреплены в антимонопольном законодательстве, составляет одно из обязательных условий формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики, свободы конкуренции на товарных рынках. Государственный контроль призван охватить весь массив нормативно-правовой основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Главное в антимонопольном контроле – не допустить, предупредить, а сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечь обман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разного рода проявления монополистической деятельности – антиконкурентные соглашения, согласованные действия и т.п., повлекшие или могущие повлечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества и государства. Конечный результат государственного контроля выражается в восстановлении нарушенных прав и законных интересов участников рыночных отношений, возмещении причинённых им убытков, привлечении к юридической ответственности виновных.

Государственный контроль за осуществлением антимонопольного законодательства – общая задача всех, в пределах предоставленных им полномочий, органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Надзор за его  соблюдением, исполнением и применением  от имени Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры. Созданы и особые федеральные антимонопольные органы контроля - МАП России и его территориальные  управления.

Государственный контроль ограничен  строго установленными законодательством  пределами деятельности хозяйствующего субъекта и динамикой структуры  рынка. Показателем, интегрирующим  обе эти линии контроля, и общей  отправной точкой контроля является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определённого  товара. Юридическим средством фиксации подконтрольного состояния предпринимателя  того, что он находится под пристальным  вниманием, служит реестр хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35%. Реестр является открытым, содержащие в нём сведения предоставляются по запросам заинтересованных юридических  и физических лиц. Кроме того, Министерство ежегодно публикует Реестр  по состоянию на 1 января. Для публикации привлекаются и общероссийские средства массовой информации

В обеспечении правильного  функционирования государственного контроля на обоих его участках, в предупреждении конфликтов между контролёрами –  федеральными антимонопольными органами и подконтрольными – хозяйствующими субъектами важное значение имеет утверждённое приказом МАП России от 13 августа 1999 года №276 Положение о порядке  предоставления антимонопольным органам  ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст.17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»

О естественных монополиях.

Естественные монополии  находятся под непосредственным контролем по соответствующим видам правоотношений сразу двух федеральных структур – антимонопольных органов, полномочия которых по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства распространяются на всех хозяйствующих субъектов, в том числе «работающих» в сферах естественных монополий, и специальных органов регулирования деятельности естественных монополий. (Например, федеральная энергетическая комиссия)

Итак, органы регулирования  естественных монополий могут применить  ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного  уровня. Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Согласно ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, но исключительное право предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путём установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии. Специфическим методом регулирования является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Цель контроля – добиться проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности естественных монополий. Первое направление контроля – защита потребителей товаров естественных монополий. Второе направление контроля – активизация поиска путей демонополизации естественных монополий, устранение препятствий, мешающих развитию здесь свободной конкуренции.

 

 

 

 

Заключение

 

Конкуренция для России - это новое явление. О ней в  нашей стране было известно только до установления Советской власти в  начале XX века. Она появилась только в 1991 году, когда произошел развал Советского Союза и огромное государство разделилось на республики.

 Конкуренция необходима любому государству, не только Российской Федерации, потому что благодаря ей развиваются предприятия большого, среднего, малого бизнеса, в которых происходит активизация инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, повышается качество продукции, увеличивается производительность труда, минимизируются издержки, реализация принципов оплаты по количеству и качеству труда, а в целом от этого повышаются условия жизни населения, поднимается экономика государства. Но существуют и негативные стороны конкуренции: "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Основной вывод – конкуренция  является несомненным двигателем современной  экономики. Она позволяет создавать  что-то новое, двигаться дальше.

Соответственно, высокий уровень  конкуренции – показатель развития той ли иной национальной экономики. Грамотно разработанное антимонопольное  законодательство способствует развитию конкуренции, что ведет за собой  прогресс в науке и технике.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования любой рыночной экономики.

В заключение хочется привести слова  Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами – «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993
  1. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) 
    Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ

  1. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) 
    Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ

  1. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 
    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите конкуренции"
  2. С.Э. Жилинский "Предпринимательское право" - Учебник для вузов Издательство НОРМА - 2007
  3. Паращук С.А. Предпосылки недобросовестной конкуренции. Предпринимательское право М., 2006
  4. Трофимов В.Н. Применение антимонопольного законодательства. Сборник судебной практики с комментариями. М., 2006
  5. http://www.consultant.ru
  6. http://www.antitrust.ru

 

 

 

 


Информация о работе Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации