Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:22, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса состоит в том, что проблемы законной конкуренции в Российской Федерации не всегда выполняются. Хуже ситуация обстояла в нашей стране на стадии становления капиталистического строя в конце XX века, для этого необходимо знать права и обязанности участников правоотношений в данном аспекте, чтобы не допускать незаконных действий в отрасли предпринимательского права со стороны нарушителей.
Цель работы - исследовать конкуренцию в Российском законодательстве.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них...................................................................................................................4
Нормативно-правовая база конкуренции....................................................9
Правовые меры защиты конкуренции.......................................................13
Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.......22
Заключение..................................................................................................25
Список использованной литературы.........................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ПОПД.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)
    • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
    • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
    • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
    • продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
    • незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой  конкуренции, в том числе с  предупреждением и пресечением  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, и в  которых участвуют российские юридические  лица и иностранные юридические  лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные  внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Положения данного Федерального закона применяются к достигнутым  за пределами территории Российской Федерации соглашениям между  российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении  таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты  в отношении находящихся на  территории Российской Федерации  основных производственных средств  и (или) нематериальных активов  либо в отношении акций (долей)  российских хозяйственных обществ,  прав в отношении российских  коммерческих организаций;

2) соглашения приводят  или могут привести к ограничению  конкуренции в Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к источникам антимонопольного законодательства относятся:

    • Конституция РФ, в соответствии с которой гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);
    • Гражданский кодекс РФ, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);
    • Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства;
    • Уголовный кодекс РФ (ст. 178);
    • указы Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в рамках ее компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые меры защиты конкуренции

Недобросовестная  конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые  действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили  или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический  термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так  называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

Спектр деятельности, которую  можно назвать нечестной, очень  широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

  • все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к  Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Традиционно выделяют две  модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции. В  европейской модели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями  и направленное на борьбу со злоупотреблениями  монополистического характера, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции.

Для России правовое регулирование  недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал  под понятием недобросовестной конкуренции  что-то индивидуальное и свое. Первые законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались  в Законе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).

Понятие недобросовестной конкуренции  появилось в законодательстве Российской Федерации после принятия Закона РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». В  ст. 10 Закона устанавливался запретна недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный  перечень форм недобросовестной конкуренции.

С принятием Конституции  Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции получило закрепление на конституционном  уровне. Статья 8 Конституции закрепляет свободу экономической деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 Конституции  РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Цель недобросовестной конкуренции — остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто не упоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.

К основным чертам недобросовестной конкуренции (поведения предпринимателей) следует относить стремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственных достижений, а путем незаконного использования либо результатов деятельности конкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ложными или вводящими в заблуждение утверждениями.

Способы пресечения недобросовестной конкуренции

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно  анализировать (самостоятельно или  с привлечением специалистов), с  какой целью и каким образом  осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного  пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции  относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции в  МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрения дел  о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 N 91.

1. Предписание  антимонопольного органа.

Предписание представляет собой  правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются  задачи и реализуются функции  антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Основанием для рассмотрения дел в антимонопольных органах  могут являться представления прокурора  либо заявления коммерческих или  некоммерческих организаций, федеральных  и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Заявление, содержащее сведения о конкретных действиях хозяйствующих субъектов, подается в антимонопольный орган  с приложением документов, свидетельствующих  о фактах недобросовестной конкуренции.

2. Контрреклама.

Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган  вправе применить для того, чтобы  пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит  в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях  ликвидации вызванных ею последствий.

Информация о работе Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации