Правовое регулирование биржевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Уже не одно столетие эпицентром рыночной экономики выступают биржи. За многие годы их успешного функционирования накоплен огромный опыт, очень полезный сегодня для нашей страны.
Переход России к рыночной экономике потребовал не только изменения существующего рынка, но и создания новых рынков, не присущих системе плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж – товарных, фондовых, валютных.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие института биржевой торговли
1.1 Исторические предпосылки возникновения бирж
1.2 Сущность брокерства
2. Правовые положения и особенности деятельности бирж в РФ
2.1 Условия и причины возрождения бирж в России
2.2 Биржевое законодательство и регулирование биржевой деятельности
2.3 Органы управления биржей. Основные биржевые институты
3. Биржевые сделки
3.1 Кассовые сделки
3.2 Форвардные сделки
3.3 Бартерные сделки и сделки с «условием»
3.4 Фьючерсные сделки
3.5 Опционные сделки
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

12878.rtf

— 353.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Правовые положения и особенности деятельности бирж в РФ

 

2.1 Условия и причины возрождения бирж в России

 

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма.

Организационно возрождение бирж было частично подготовлено системой аукционной торговли производственными ресурсами, которая получила определенное развитие в 1988-1989 гг.

Аукционы продукции производственно-технического назначения проводились коммерческими центрами территориальных органов Госснаба. На аукционах впервые за долгие годы нашей истории появились не фиксированные оптовые, а свободные цены. В условиях дефицита ресурсов предприятия получили возможность не только приобретать необходимые им товары, но и знать их реальную стоимость. Прототип биржи был заложен. Но рост аукционного движения и альтернативной системы распределения сказывался на позициях самого Госснаба. И он, стремясь их поддержать, принимает ведомственное Положение об аукционах продукции производственно-технического назначения, которое ввело 70%-ные отчисления в бюджет от разницы между аукционными и оптовыми ценами. Аукцион стал невыгоден, и его место безраздельно занял бартер. Тем не менее первый опыт реализации ресурсов по свободным ценам сыграл свою роль - возникли биржи.

К развитию биржевой торговли подталкивало и наличие сверхнормативных и неиспользованных запасов, которые скопились к тому времени на складах предприятий. Предприятия заинтересовались биржевой торговлей как возможностью реализовать их по рыночным ценам.

Кроме того, при советской экономике денежный спрос постоянно превышал товарное предложение как средств производства, так и предметов потребления2. Избыток денежных доходов через финансово-кредитную систему превращался в накопление крупных финансовых ресурсов предприятий в форме неиспользуемых средств фондов развития производства, финансового развития и др. Предприятия, получив свободу в использовании этих средств, искали возможность их приложения. Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных ресурсов.

С 1990 г. разворачивается процесс создания, вернее воссоздания (с исторической точки зрения) российской биржевой структуры. В 1990-1991 гг. возникли: Московская товарная биржа, Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости, Российская товарно-сырьевая биржа, биржа «Гермес», биржа наукоемких технологий, металлические, нефтяные, лесные, бумажные, продовольственная биржи. Сформировались региональные, областные, городские и районные биржевые комплексы. К началу 1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся на душу населения, первой в мировой экономике. Общее количество зарегистрированных товарных бирж превышало общее количество товарных бирж во всем мире. В одной Москве их было около 20.

Такое положение было обусловлено, прежде всего, мизерным количеством оптовых посредников на рынке. Отсутствие необходимых знаний у отечественных предпринимателей привело к тому, что биржа прочно стала ассоциироваться чуть же не с единственной формой оптовой торговли.

Кроме того, сами биржи организовались не так, как везде, и даже не так, как в России при НЭПе. Традиционно биржа возникла как объединение торговцев (иначе-брокеров) для того, чтобы упростить свои операции на рынке. Ни о каком извлечении прибыли от деятельности самой биржи не могло быть и речи. Прибыль возникает у каждого отдельного участника от торговли на ней. У нас же относительно небольшое число инвесторов, вкладывая свои капиталы, организовывали обычные акционерные общества, называли их биржами и ожидали прибыльности от вложенных денег.

Ситуация изменилась к весне 1992 г. Сократилось число биржевых сделок, уменьшилось количество товарных бирж. Биржа перестала быть единственным и неповторимым символом рынка, она начала занимать именно то место, которое присуще ей во всех развитых странах.

Прекращается торговля спиртными и прохладительными напитками, происходит становление фьючерсного рынка с постепенным отказом от сделок с наличным товаром. На основе заключаемых между биржами соглашений о совместных торгах происходит создание единых биржевых пространств, что само по себе является важным вкладом в рыночную экономику страны3.

 

2.2 Биржевое законодательство и регулирование биржевой деятельности

 

По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 г. был подготовлен первый проект Закона РСФСР «О товарной бирже и биржевой торговли», вошедший в программу «500 дней». Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И несмотря на то что все они так и остались проектами, тем не менее, их разработки определили основные подходы к проблеме4.

Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно - административной системы управления к рыночной экономике.

Среди этих документов выделяются:

1. Основы гражданского законодательства, определяющие организационно - правовую структуру рынка.

2. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. №161 «О деятельности товарных бирж в РСФСР», которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим положением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх госзаказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т.е. было положено начало свободной торговли. Этим актом была регламентирована деятельность бирж по некоторым вопросам. В частности:

  • введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;
  • запрещена товарно-посредническая деятельность самих товарных бирж;
  • размер уставного фонда биржи должен быть не менее 10 млн. руб.;
  • введена выдача лицензий

31 мая 1991 г. приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) №28 было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Этот документ содержал ряд новых существенных моментов. Был введен запрет на участие наемных служащих биржи в биржевых торгах, на создание собственных брокерских контор, а также на переход служебной информации другим лицам. Был определен порядок лицензирования, состав документов, требования к Уставу биржи и правилам биржевой торговли.

Следующим важным документом стало Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране (утверждено постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №78). В нем дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа. Также было утверждено Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг.

Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами (разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №78) были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за неиспользованием ими выданных лицензий.

Основным документом регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли стал Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 года. Данным законом созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности; учтены реальные процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно этого документа биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет.

Она не может также осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли (ст. 3 Закона). Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «товарная биржа» или «биржа» и не подлежит регистрации в качестве биржевых структур (ст. 5 Закона). Согласно ст. 6 п. 2 Закона предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения искусства. Также данный Закон определяет участников биржевых торгов и их право.

Порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимое для совершения сделок с валютой определены принятом в октябре 1992 г. Законом РФ «О валютным регулировании и валютном контроле».

11 мая 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ №452 «О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи». Этим постановлением подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка, им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.

Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг». В данном законе даются определения брокерской, дилерской деятельности, а также говорится о том, что фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами. Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи5.

Представляет интерес рассмотрение вопроса контроля за деятельностью бирж со стороны государства. В соответствии со ст. 33 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» для осуществления государственного регулирования и контроля при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике создается Комиссия по товарным биржам (КТБ), Положение о которой было утверждено постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. №152. В состав КГБ входят представители государственных союзов предпринимателей и эксперты. Комиссия выдает лицензии на организацию бирж, контролирует лицензирование брокеров и посредников, следит за выполнением законодательства о биржах, вырабатывает предложения по совершенствованию биржевого законодательства КТБ имеет право:

  • лишить биржу лицензии;
  • применять к бирже санкции;
  • назначать на биржу Государственного комиссара;
  • организовывать аудиторские проверки биржи;
  • требовать от бирж представления учетной документации и т.п.

Комиссия по рынку ценных бумаг регулирует фондовый рынок в России. В ее состав входят представители Минфина РФ, Центрального Банка РФ, Комитета по антимонопольной политике.

Лицензированные биржи и индивидуальных посредников является составной частью государственного регулирования. Согласно Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж КТБ уполномочена выдавать, аннулировать и приостанавливать действие биржевых лицензий.

Для получения лицензии в комиссию представляются внутрибиржевые документы (Устав, учредительный договор, Правила биржевой торговли), свидетельство о государственной регистрации, документ удостоверяющий право пользования помещением; документ, подтверждающий внесение в уставной капитал товарной биржи не менее 50% объявленной суммы; список учредителей.

Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение 2-х месяцев. Если она отказывает в выдаче лицензии, то при повторном обращении принимается в течении месяца.

Лицензирование биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование биржевых посредников и лицензии инвестиционных институтов.

При этом, чтобы получить лицензию инвестиционному институту, ему необходимо иметь в штате сотрудников с квалификационными аттестатами. Последние выдаются при условии сдачи соответствующего экзамена.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» Указом Президиума РФ №1009 от 1 июля 1996 года Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Этим же Указом было утверждено «Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг», в котором определено что ФКЦБ является федеральным органом исполнительской власти, подчиняется непосредственно Президенту РФ и состоит из 6-ти членов.

ФКЦБ вправе (ст. 10 Положения):

1. Выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительской власти;

2. Устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных) нормативы достаточности собственных средств;

Информация о работе Правовое регулирование биржевой деятельности