Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Родоначальником аудита считается Великобритания. Еще в 1844 г. в Англии закон о компаниях устанавливал необходимость приглашения аудитора для проверки бухгалтерских счетов для акционеров. Институт присяжных бухгалтеров Шотландии был учрежден несколько позже и сегодня по праву стоит первым в списке уполномоченных аудиторских структур, с достоинством храня свою более чем 150-летнюю историю.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы аудиторской деятельности
1.1.Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности 6
1.2. Аудиторские правоотношения 8
Глава 2. Регулирование порядка аудиторской деятельности
2.1 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности 12
2.2 Лицензирование аудиторской деятельности 15
2.3 Аудиторская проверка 18
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Предпринимательскому праву.docx

— 48.99 Кб (Скачать файл)

Объектом правоотношений, возникающих из обязательного аудита, являются услуги, т.е. действия по проведению аудиторской проверки, не имеющие материализованного результата, он не может быть отделен от самой деятельности субъекта и потребляется в результате ее осуществления. Посредством совершения указанных действий в ходе осуществления аудита субъекты правоотношения, в конечном счете, удовлетворяют свой интерес в получении достоверной финансовой информации, на основе которой возможно принятие финансово значимых решений.

 

2. Регулирование  порядка аудиторской деятельности

2.1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

Вопросы аттестации определены в ст. 15 «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности» и Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Образование аудитора». В соответствии со ст.15 определено:

1. Аттестация на право  осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации  физических лиц, желающих заниматься  аудиторской деятельностью. Аттестация  осуществляется в форме квалификационного  экзамена. Лицам, успешно сдавшим  квалификационный экзамен, выдается  квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора  выдается без ограничения срока  его действия.

2. Обязательными требованиями  к претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора  являются:

- наличие документа о  высшем экономическом и / или  юридическом образовании, полученном  в российских образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию, либо наличие документа  о высшем экономическом и / или юридическом образовании,  полученном в образовательном  учреждении иностранного государства,  и свидетельство об эквивалентности  указанного документа российскому  документу государственного образца  о высшем экономическом и / или юридическом образовании;

- наличие стажа работы  по экономической или юридической  специальности не менее трех  лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного  аттестата аудитора, а также порядок  проведения аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи  определяются уполномоченным федеральным  органом.

3. Каждый аудитор, имеющий  квалификационный аттестат, обязан  в течение каждого календарного  года, начиная с года, следующего  за годом получения аттестата,  проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

К аттестации допускаются  лица, имеющие высшее экономическое  или юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (в случае необходимости претендент представляет копию документа, подтверждающего  государственную аккредитацию образовательного учреждения), и в образовательных  учреждениях, а также стаж работы по экономической или юридической  специальности не менее трех лет  из последних пяти.

Элементами образования  аудитора являются: базовое образование, практический опыт, специальное профессиональное образование (в настоящее время  носит рекомендательный характер), свободное владение деловым русским  языком.

В ст.16 Федерального закона «Основание и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора» рассмотрены вопросы аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

1. Квалификационный аттестат  аудитора аннулируется в случаях,  если: 1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; 2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; 3) установлен факт несоблюдения требований ст.ст.8 и 12 Федерального закона; 4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; 5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; 6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; 7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное ст.15 настоящего Федерального закона.

2. Решение об аннулировании  квалификационного аттестата аудитора  принимается уполномоченным федеральным  органом. Уполномоченный федеральный  орган выносит мотивированное  решение об аннулировании квалификационного  аттестата аудитора.

3. Лицо, квалификационный  аттестат которого аннулирован,  вправе обжаловать решение уполномоченного  федерального органа об аннулировании  квалификационного аттестата аудитора  в суд в течение трех месяцев  со дня получения решения об  аннулировании квалификационного  аттестата аудитора.

4. Лицо, квалификационный  аттестат которого аннулирован  по основаниям, предусмотренным  пп.1, 3 - 5 п.1 ст.16, не вправе повторно  обращаться с заявлением о  получении аттестата на право  осуществления аудиторской деятельности  в течение трех лет со дня  принятия решения об аннулировании  квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным пп.2 п.1 ст.16, не вправе повторно обращаться с заявлением о  получении аттестата на право  осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

 

2.2. Лицензирование аудиторской деятельности

Вопросы лицензирования аудиторской  деятельности определены ст.17 Федерального закона об аудиторской деятельности и следующими двумя документами:

- Федеральным законом  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ);

- Постановлением Правительства РФ № 190 от 29 марта 2002 г. «О лицензировании аудиторской деятельности».

Лицензирование аудиторской  деятельности осуществляется Министерством  финансов Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (далее - лицензия) выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.

Лицензионные требования и условия осуществления аудиторской  деятельности сформулированы следующим  образом:

а) наличие у индивидуального  аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате  аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской  деятельности только в виде проведения аудита и оказания, сопутствующих  аудиту услуг в соответствии с  нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности) и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

г) соблюдение правил внутреннего  контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение  возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов  не менее двух аудиторов, имеющих  квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных  организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской  организации при проведении обязательного  аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской  деятельности по проверкам кредитных  организаций не менее двух лет.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в  лицензирующий орган основные документы. Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган с  целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверку их деятельности. Основанием для проведения проверки является:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим  органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом  при осуществлении им аудиторской  деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

В случае выявления при  проведении проверки нарушений лицензиатом  лицензионных требований и условий  лицензирующий орган обязан в  месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений  и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении  своего почтового адреса и / или адресов  используемых им для осуществления  аудиторской деятельности зданий и  помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет  реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием  идентификационного номера налогоплательщика:

наименование, организационно - правовая форма, номер свидетельства о  государственной регистрации в  качестве юридического лица, место  нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов - для  аудиторской организации;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего  личность, номер свидетельства о  государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов - для индивидуального аудитора;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о выдаче лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования  лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны  в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий  орган об изменениях данных, внесенных  в реестр лицензий.

Лицензирующий орган руководствуется  при проведении лицензирования и  предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании аудиторской деятельности.

 

 

2.3. Аудиторская проверка

Аудиторская проверка - независимая  вневедомственная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых  деклараций, платежно-расчетной документации и других финансовых обязательств и  требований.

Устанавливает достоверность  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в РФ. Осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, который проводится специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством РФ:

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности