Права потребителей на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является Защита прав потребителей.
Задачами данной курсовой работы являются: становление и развитие защиты прав потребителей, система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей, реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением, Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо, организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо, пути повышения эффективности защиты прав потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Становление и развитие защиты прав потребителей
1.2 Система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей
реби1.3Реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением
2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХОТИМСКОГО РАЙПО
2.1Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо
2.2Организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо
2.3Пути повышения эффективности защиты прав потребителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 86.03 Кб (Скачать файл)

6. Потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара в течение гарантийного срока.

7. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Для подтверждения  факта приобретения товара могут  использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также  документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

8. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара.

При возникновении  между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков  товара и причинах их возникновения  продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном  Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.

9. В случае, когда недостатки товара обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

В случае, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении  гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, если потребитель  докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или  по причинам, возникшим до момента  его передачи.

Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, на который  не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю  или по причинам, возникшим до момента  его передачи.

10. Возврат крупногабаритных товаров или товаров весом более пяти килограммов ненадлежащего качества продавцу (изготовителю, поставщику, представителю), а также доставка таких товаров для ремонта, соразмерного уменьшения покупной цены, замены и возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, поставщика, представителя). В случае неисполнения данной обязанности, а также если продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не имеет своего места нахождения (места жительства) либо филиалов или представительств, иных обособленных подразделений в населенном пункте, являющемся местом жительства потребителя, доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.[ст 20]

Сроки предъявления потребителем требований в отношении  недостатков товара:

1. Потребитель  вправе предъявить предусмотренные статьей 20, требования продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если гарантийный срок установлен продавцом в соответствии с частью второй пункта 5 статьи 13 , требования в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются потребителем продавцу.

В отношении  товаров, на которые гарантийные  сроки или сроки годности не установлены  либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение  двух лет со дня передачи таких  товаров потребителю, а в отношении  недвижимого имущества – в  течение трех лет со дня его  передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством  и (или) договором.

2. Гарантийный  срок товара исчисляется с  момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено , иным законодательством или договором. Если момент передачи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. Если в дате изготовления товара указаны только месяц и год или год изготовления товара, днем его изготовления считается соответственно последний день месяца или года.

3. Для  сезонных товаров (одежды, меховых  изделий и др.) гарантийные сроки  исчисляются с момента наступления  соответствующего сезона: с 1 апреля  – для товаров весенне-летнего  ассортимента и с 1 октября  – для товаров осенне-зимнего  ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: для зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая. Правила исчисления гарантийных сроков для сезонных товаров, имеющих иную сезонную классификацию, устанавливаются законодательством. Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона. Если в сезонном товаре в ходе его использования обнаружены недостатки до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем.

4. При реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, с доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений, а также в случае, если момент заключения договора и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок исчисляется со дня доставки товара потребителю, а когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, – со дня его установки (подключения) или сборки. Если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, которые обязаны осуществить продавец или уполномоченная им в соответствии с договором организация (индивидуальный предприниматель), либо в нем имеются недостатки, либо он не может использоваться потребителем по иным причинам), гарантийный срок не исчисляется до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора.

5. Гарантийные  сроки могут устанавливаться  на комплектующие изделия и  составные части основного изделия.  Гарантийные сроки на комплектующие  изделия и составные части  основного изделия исчисляются  в том же порядке, что и  гарантийный срок на основное  изделие.

Если  иное не предусмотрено договором, гарантийные  сроки на комплектующее изделие  и составную часть основного  изделия (за исключением комплектующего изделия и составной части  основного изделия, подлежащих периодической  замене) считаются установленными той  же продолжительности, что и гарантийный  срок на основное изделие.

В случае, когда на комплектующее изделие, составную часть основного изделия (за исключением комплектующего изделия  и составной части основного  изделия, подлежащих периодической  замене) в договоре установлены гарантийные  сроки меньшей продолжительности, чем на основное изделие, потребитель  вправе предъявить требования, связанные  с недостатками комплектующего изделия, составной части основного изделия, при их обнаружении в течение  гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если  на комплектующее изделие, составную  часть основного изделия установлены  гарантийные сроки большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия, составной части основного  изделия обнаружены в течение  гарантийных сроков на них, независимо от истечения гарантийного срока  на основное изделие.

6. В случае  обнаружения производственных , рецептурных и иных недостатков, не связанных с износом, старением и другими физическими процессами в товаре, по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, а в отношении недвижимого имущества – трех лет со дня его передачи потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором, потребитель вправе предъявить изготовителю требования, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 и частью второй пункта 5 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки возникли до реализации товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанные требования могут быть предъявлены, если недостатки в товаре обнаружены в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара, если срок службы не установлен. В случае экономической несостоятельности (банкротства) изготовителя, приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений об изготовителе либо о месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей», также поставщику, представителю в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня реализации потребителю товара, если срок службы не установлен. При невыполнении поставщиком, представителем указанных требований потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки). 
7. Срок службы и срок годности товара исчисляются с момента изготовления товара. Если момент изготовления и момент готовности товара к использованию не совпадают, срок службы и срок годности его исчисляются с момента готовности товара к использованию, о чем должен быть проинформирован потребитель. [cт 21] 
 
Государственную защиту прав потребителя осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы. 
1. Министерство торговли Республики Беларусь: 
Направляет предложения в органы государственного управления об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей; 
Направляет предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей; 
При выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направляет предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений; 
Направляет материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя; 
Имеет право обращаться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав потребителей; 
Направляет материалы о нарушении прав потребителя в государственные органы и государственные организации, выдавшие специальные разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) до устранения допущенных нарушений либо о прекращении действия специального разрешения (лицензии); 
Осуществляет контроль в области защиты прав потребителей; 
Осуществляет иные права по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством. 

  2.Должностные лица Министерства торговли Республики Беларусь при исполнении своих должностных обязанностей в области защиты прав потребителей имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать государственные органы и иные организации, а также индивидуальных предпринимателей с учетом режима их работы.

3. Государственные органы и иные организации, а также индивидуальные предприниматели обязаны по требованию Министерства торговли Республики Беларусь предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для осуществления этим министерством полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

4. Решения о защите прав потребителя, принимаемые Министерством торговли Республики Беларусь в пределах своей компетенции, являются обязательными для всех государственных органов, а также организаций, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:

-рассматривать обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;

-организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителей;

-при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы) в соответствии с их компетенцией;

-направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;

-при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы),  
или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений;

-направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя;

Информация о работе Права потребителей на предприятии