Права потребителей на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является Защита прав потребителей.
Задачами данной курсовой работы являются: становление и развитие защиты прав потребителей, система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей, реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением, Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо, организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо, пути повышения эффективности защиты прав потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Становление и развитие защиты прав потребителей
1.2 Система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей
реби1.3Реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением
2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХОТИМСКОГО РАЙПО
2.1Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо
2.2Организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо
2.3Пути повышения эффективности защиты прав потребителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 86.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 
1.1 Становление и развитие защиты прав потребителей 
1.2 Система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей 
реби1.3Реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением 
2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХОТИМСКОГО РАЙПО  
2.1Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо 
2.2Организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо 
2.3Пути повышения эффективности защиты прав потребителей 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
    ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                  ВВЕДЕНИЕ 

Цель курсовой работы является Защита прав потребителей. 
Задачами данной курсовой работы являются: становление и развитие защиты прав потребителей, система потребительского законодательства в области защиты прав потребителей, реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением, Организационно –экономическая характеристика Хотимского Райпо, организация защиты прав потребителей в Хотимском Райпо, пути повышения эффективности защиты прав потребителей. 
Объектом исследования выступает Хотимское Райпо, а предметом изучения является организация работы в области защиты прав потребителей. 
При написании курсовой работы я использовала такие методы исследования как: теоретический анализ, индуктивный метод, математические и статистические методы. 
Структурой данной работы является: введение, содержание и сущность защиты прав потребителей, реализация прав потребителей на предприятиях Хотимского Райпо, заключение, список используемой литературы , приложение.  
Актуальность темы исследования обусловлена формированием в Республики Белоруссии нового потребительского рынка товаров, работ и услуг. Переход к рыночной экономике, основанной на свободе предпринимательства, повлек за собой рост количества товаропроизводителей, исполнителей различных услуг. В сложившихся условиях взаимоотношения потребителей и предпринимателей должны выйти на новую ступень своего развития, характеризующуюся удовлетворением потребностей населения в высоком качестве товаров, работ и услуг. 
Источники курсовой работы являются книжные пособия, Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», интернет. Гражданский кодекс Республики Беларусь, Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь. 
Данная работа состоит из ???????  страниц. 
 
1 Содержание и сущность защиты прав потребителей

 

1.1 Становление и развитие системы защиты прав потребителей

 

 
 Эволюция  защиты прав потребителей (consumerism) берет  свое начало в Соединенных Штатах Америки. Первый протест потребителей, подтвержденный документально, произошел в штате Массачусетс в 1775 г. Продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. Постепенно на проблему защиты прав потребителей обращает внимание государство и формирует законодательную базу для этой защиты. 
В начале ХХ века большой упор делался  на сферу питания и производства товаров питания. В это время  была написана знаменитая книга «Джунгли», которая рассказывала о стандартах безопасности, которые надо соблюдать при производстве мясных продуктов, указывала на то, к каким последствиям для здоровья могут привести нарушения технологии. Книга имела большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что на законодательном уровне было принято решение о создании государственного органа, который был назван «Администрация по надзору за питанием и медикаментами». Этот орган до сих пор остается одним из ведущих государственных органов в сфере защиты потребителей в США. 
Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства — президент США Джон Кеннеди 15 марта 1962 г. обратился к парламенту и одновременно к общественным организациям с призывом признать за потребителями четыре основных права: 
— право на безопасность товаров и  услуг; 
— право на информацию; 
— право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; 
— право быть выслушанным. 
Провозглашенные Дж. Кеннеди права потребителей явились  фундаментальными, на их защиту и в  настоящее время ориентированы  правительства государств мирового сообщества. 
Благодаря настойчивости американцев в отстаивании своих прав сформирована эффективная защита прав потребителей в США.  
Значимую роль в деле защиты прав потребителей сыграли и играют общественные объединения потребителей. В настоящее время самым крупным считается Consumers International. 
Международная организация союзов потребителей (International organization of consumers unions) была образована в 1960 г. небольшой группой потребительских  организаций, целью которых было объединение союзов потребителей всего  мира. В 1995 г. организация была переименована в Consumers International (CI). Главное управление организации находится в Лондоне.

Членами CI являются 224 потребительские организации  из 120 стран мира (данные на 1998 г.). В CI входят две организации Республики Беларусь: Белорусское общество защиты потребителей (БОЗП) и Минское общество защиты потребителей.

У CI есть две главные задачи. Первая: представлять точку зрения потребителя  на международных межправительствах уровнях и влиять на выработку  решений в контактах между правительствами в деятельности крупных межправительственных организаций. Вторая: помогать развитию потребительского движения во всем мире.

В основе политики CI лежат восемь основополагающих прав потребителя:

-право на удовлетворение основных потребностей потребителя;

-право на благоприятную окружающую среду;

-право на безопасность;

-право на возмещение убытков;

-право быть услышанным;

-право на информацию;

-право на потребительское образование;

-право на выбор.

На  современном этапе развития потребительского движения Consumers International, с учетом изменившегося положения потребителя на мировом рынке и в мировом сообществе в целом, выработала новые стратегические направления деятельности:

-пропаганда потребления, не наносящего вреда окружающей среде (пропаганда альтернативных источников энергии, пропаганда средств, не разрушающих озоновый слой);

-прекращение экспорта вредных продуктов и технологий и удаление таких продуктов с рынка, предотвращение экспорта и продаж опасных продуктов, не прошедших необходимые исследования на безопасность;

-работа с международными органами для выработки общемировых стандартов;

-пропаганда уменьшения использования антибиотиков и гормонов в виде пищевых добавок, если их качество не проверено;

-пропаганда соответствующей маркировки продуктов, особенно если при их производстве использовались продукты, полученные с помощью генной инженерии;

-контроль производства продуктов, которые теоретически могут стать источниками болезней;

-пропаганда качественных заменителей естественных продуктов;

-регулирование применения пестицидов с точки зрения безопасности для здоровья потребителей и пропаганда потребления продуктов, произведенных без пестицидов;

-помощь развивающимся странам в распространении материалов, необходимых для просвещения потребителей;

-усиленная защита прав «обездоленных» потребителей (к ним причисляются женщины и дети), а также пропаганда производства необходимых продуктов и предоставления услуг для «обездоленных» потребителей;

-лоббирование интересов потребителей в таких вопросах, как недопущение ограничений для развивающихся стран на доступ к новым технологиям, помощь странам — чистым экспортерам продовольствия, сельскохозяйственный протекционизм и проблемы пищевой безопасности.

В 1973 г. Европейский союз на 25—й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей. 9 апреля 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (резолюция 39/248 Генеральной Ассамблеи). К числу основополагающих прав потребителей ООН относит:

— защиту от ущерба здоровью;

— право на безопасность;

— охрану их экономических интересов;

— право на информацию;

— просвещение потребителей;

— наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб;

— право на здоровую окружающую среду;

— право на выражение своих интересов.

Согласно  названному документу государства  берут на себя обязательства по защите прав интересов населения на рынке  товаров и услуг. Республика Беларусь, являясь полноправным членом мирового сообщества, присоединилась к Решению  ООН, подписала вышеуказанную Резолюцию.

Руководящие принципы для защиты интересов потребителей предусматривают, с одной стороны, систему государственной защиты интересов потребителей на национальном уровне, с другой — право независимой  общественно—правовой защиты этих интересов  со стороны организаций потребителей. Одним из первых результатов реализации Руководящих принципов в нашей стране явилось образование в 1989 г. Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП), представляющего собой национальное общественное движение потребителей в защиту прав и законных интересов по удовлетворению запросов на качественные товары, работы, услуги.

Общественное  потребительское движение получило сильную правовую поддержку после  выхода Закона СССР «О защите прав потребителей», который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона.

Важным  вкладом в становление и развитие национального общественного потребительского движения явилось принятие по инициативе БОЗП Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», вступившего в законную силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался новый этап развития национального потребительского движения в Беларуси.

1.2Система  потребительского законодательства в области защиты прав потребителей

 

Основным нормативным  правовым актом, регулируемым вопросы защиты прав потребителей, являются: 
1) Закон Республики Беларусь от 09.02.2002 №99-3 «О защите прав потребителей» (изменения и дополнения от 02.05.2012г №353-3) Определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей. Закон так же регулирует отношения возникающие между гражданами, имеющими намерения заказать или приобрести , либо заказывающими ,приобретающими или использующими товарами (работы или услуги) для личных и бытовых, семейных или иных нужд, не связанных с осуществлением с осуществлением предпринимательской деятельности, и организациями или индивидуальными предпринимателями, производящими товары или выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям, а так же реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде , медицинском или гостиничном обслуживании и тому подобных договорах.  
Закон подробно регламентируют требования к предоставленной информации о товарах (работах , услуг), об изготовителях, исполнителях продавцах, порядке и способах предоставления информации. Определены требования к безопасности и качеству товара, порядку проверки качества, установлению и порядка течения сроков годности, гарантийный срок, а так же правомочия потребителя при приобретении товара не надлежащего качества. 
Отдельной главой регулируется гражданско – правовая ответственность за нарушения прав потребителей. Ответственность может включать покрытие убытков, уплату неустойки, возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда. Указаны случаи и порядок освобождения от ответственности субъектов, реализующие товары (работы, услуги) потребителям. 
Закреплены особенности защиты прав потребителей при выполнение работ(оказанных услуг), а именно сроков выполнения, последствия нарушения сроков, права потребителя при недостатках в работе (услуги), сроки выполнения недостатков, порядок выполнения работ (оказания услуг) с вещью потребителя или его материала, порядок расчетов.  
2) Постановление Советов Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Белоруссии «О защите прав потребителей» ( Изменения и дополнения от 14.01.2009г. №26 которым утверждены: 
- Положение о порядке предоставления потребителю на период ремонта или замены  
товара длительного пользования  безвозмездно  во временное пользования аналогичного  товара . Устанавливает порядок предоставления потребителю на период ремонта или замены товара длительного пользования безвозмездно во временное пользование аналогичного товара; 
- Перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не представляется аналогичный товар; 
Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечению определенного срока могут предоставлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы который должен устанавливать изготовитель; 
-Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения к их качеству) потребитель в праве требовать их замены; 
-Перечень не продовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату; 
3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.09.2009г. №26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» , которым утверждены: 
-Положение о порядке проведения экспертизы товаров(результатов выполненных работ , оказанных услуг), достоверности информации о товарах(работах, услуг). Регулирует отношение по проведению экспертизы товаров (результаты выполненных работ, услуг) при возникновении между потребителем и продавцом, изготовителем, поставщиком, исполнителе спора о качестве товара (выполненной работы, указывании услуг), достоверности предоставленной информации о товаре (работе, услуги), а так же в целях защиты прав неопределенного круга потребителей. 
- Положение о реализации отдельных непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранение которых истекали  (кроме лекарственных средств) ; 
-Положение о случаях и информировании потребителей о показаниях к применению отдельными возрастными группами пищевых продуктов. Определяет случаи и порядок информирования потребителях о показаниях к применению отдельными  возрастными группами пищевых продуктов; 
4) Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 №218-3 (изменения и  
дополнения от 03.07.2011г. №285- 3) Определяет правовое положение участников гражданского оборота , основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других прав, прав на результате интеллектуальной деятельности, регулирует отношение между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные или иные обязательства, а так же другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 
   Согласно ст.3 Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 №90-3 «О защите прав потребителей», отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК , Законом «О защите прав потребителей» и иным законодательством . При этом ГК  имеет большую юридическую силу , чем «Закон о защите прав потребителей». 

1.3 Реализация прав потребителей и контроль за её соблюдением

Права потребителе  закреплены в «Законе о защите прав потребителей» Среди них  можно выделить общие права потребителей [ст 5], а так же права потребителей, которыми они могут воспользоваться при продаже им не качественного товара, а так же при выполнении работ(услуг)  
    Контроль за соблюдением Закона «О защите прав потребителе» ведут вышестоящие органы по книге «Предложений и замечаний»

1. Потребитель,  которому продан товар ненадлежащего  качества, если его недостатки  не были оговорены продавцом,  вправе по своему выбору потребовать:

-замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

-соразмерного уменьшения покупной цены товара;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

-возмещения расходов по устранению недостатков товара.

2. Потребитель  вправе потребовать замены технически  сложного товара или дорогостоящего  товара в случае обнаружения  его существенных недостатков.  Перечень таких технически сложных  товаров утверждается Правительством  Республики Беларусь.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить  эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель  вправе по своему выбору потребовать  замены такого товара товаром надлежащего  качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

3. Вместо  предъявления указанных в пунктах 1 и 2 ,требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

При возврате потребителю уплаченной за товар  денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую  понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования  товара, потери им товарного вида или  других подобных обстоятельств.

4. Вместо предъявления указанных в части первой требований потребитель вправе потребовать от изготовителя возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 . При этом потребитель по требованию и за счет изготовителя должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

   5.При невыполнении поставщиком, представителем требований потребителя, предъявленных в соответствии с частью первой настоящего пункта, потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

Информация о работе Права потребителей на предприятии