Понятие и признаки малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие МП - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономич теория 2 курс.docx

— 62.80 Кб (Скачать файл)

Понятие и признаки малого предприятия.

 Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие МП - это  не просто небольшое по численности  или объему продукции производство, но и совершенно новая структура,  особый вид предприятия, основанного  на специальной форме собственности.  На самом деле термин МП  определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП. Закон оО предприятиях в РФ говорил о двух признаках малого предприятия численность работающих и объьем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству РФ. Аналогичная ситуация наблюдается и в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности Р.Ф. Постановление N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству. Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым в промышленности и строительстве до 200 работающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону. Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия численность работающих, как признаком объема хозяйственного оборота когда он будет установлен, необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия. Для предпринимателя предприятие и он сам воспринимается как единое целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя. Малое предприятие имеет ряд особенностей:

1. еЕго работники составляют единую небольшую команду, объединенную единством целей;.

2. вВ деятельности отдельного работника совмещаются функции управления и труда;.

3. аАктивно используется взаимозаменяемость и помощь;.

4. кКаждый из работников стремится к постоянному совершенствованию, к повышению полезности своего труда;.

5. иИнтенсивность деятельности часто очень высокая, что вызвано обостренным чувством личной ответственности;.

6. нНовые решения руководителя быстро реализуются;.

Несмотря на трудности  в борьбе за выживание  и остроту 
конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными 
предприятиями подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная 
приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно 
применять новые технологии и научные разработки : это дух инициативы, предприимчивость и динамизм. 
Для отдельных граждан преимущества при создании малых 
предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие 
-юридическое лицо. Создав предприятие - юридическое лицо, 
гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по 
своим обязательствам ; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для 
малых предприятий. 
К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. 
Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, 
на базе структурных единиц которых они образованы, а также 
создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче 
в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

В целом на малых предприятиях занято огромное число работников. В успешности их деятельности заинтересованно все  общество, поэтому из государственного бюджета выделяют специальные средства на государственную поддержку малых  предприятий. Эти средства предоставляются  в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, оплаты обучения сотрудников, льготных кредитов.

 

Цели создания малых предприятий.

 Так называемая малая экономика  важный сектор полноценного рынка.  Без малого бизнеса невозможно  становление цивилизованной рыночной  экономики. Целями создания малых  предприятий, или предприятий  малого бизнеса, являются активизация  структурной перестройки экономики  насыщение потребительского рынка  товарами преодоление отраслевого  и регионального монополизма  расширение конкуренции создание  материальной основы для трудоустройства  работников, высвобождающихся с  действующих предприятий. укрепление  экономической базы местных органов  власти. Развитие сел, небольших  городов Возрождение художественных  промыслов.

Базы  оценки. Рыночная стоимость.

Стоимость и цена имущества  и имущественных  прав как категория  экономических отношений  в странах переходного  типа исследованы  недостаточно. Стоимость  и цена имущества равны между собой только в условиях совершенного рынка. Цена выражает стоимость определенного количества товара (объекта собственности) при осуществлении процесса купли-продажи в условиях рынка. И в этом понимании цена является денежным измерителем стоимости этого товара. 
    Однако, с позиции оценки, стоимость объекта собственности (имущества, имущественных прав) является денежной мерой того, сколько покупатели (инвесторы) платят за аналогичную собственность на рынке при определенных условиях сделок. В тоже время цена объектов собственности - это совершившийся факт, отражающий то, сколько конкретные покупатели (инвесторы) затратили средств на покупку конкретных объектов собственности в условиях прошлых сделок. Оценивая конкретное имущество для целей совершения сделки, оценщик может определять только стоимость этого имущества. Результат сделки выявит цену имущества. В случаях, предусмотренных законодательством Украины, когда цена имущества устанавливается на основании вывода о его стоимости по результатам проведенной оценки, цена и стоимость имущества будут тождественны. 
    Такая же ситуация будет наблюдаться в случаях, когда стороны сделки согласны на ее осуществление по стоимости, отраженной в выводах оценщика. 
    Таким образом, стоимость является эквивалентом ценности объекта оценки, выраженным в вероятной сумме денег (наибольшей сумме денег, которую может получить продавец и может согласиться заплатить покупатель), цена - это фактическая сумма денег, заплаченная за объект оценки или подобное имущество. 
    Оценка имущества и имущественных прав, как процесс определения их стоимости, всегда нацелена на определенную область использования ее результатов. Именно поэтому при проведении оценки определяется конкретный вид стоимости объекта оценки как вероятная сумма денег, которая может быть получена за объект оценки на дату оценки исходя из предполагаемых условий сделки, для целей которой проводится оценка. Комплекс методических подходов, методов и оценочных процедур, которые соответствуют определенному виду стоимости, называется базой оценки.

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Малый бизнес в России поставлен  в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы  уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут  к разорению и банкротству.

К главным проблемам российского  малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового  характера, т.е. непродуманность государственной  политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной  поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.

Хотя в настоящее время  мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной  власти в отношении слабой эффективности  экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет  в достаточной степени внимания этой проблеме. Следует признать, что  система государственной поддержки  малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет  желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают  государственную поддержку мелкому  производству на современном этапе  как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще  можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

В целом к недостаткам  нормативно-правовой базы в отношении  малого предпринимательства можно  отнести:

  • отставание законодательства от практики;
  • нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
  • наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
  • низкий уровень информирования о принимаемых законах.

Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность  российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса.

Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая  со стороны государства – неоправданные  административные барьеры. Они создаются  государственными ведомствами в  сфере регулирования предпринимательской  деятельности, лицензирования и сертификации.

Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного  произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования.

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное  обеспечение малого бизнеса. Текущее  положение дел в сфере государственной  финансовой поддержки весьма плачевное.

В сфере обеспечения малых  предприятий финансовыми ресурсами  без помощи бюджета государства  также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики  мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это  обусловлено не только слабой политикой  государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим  предприятиям для существования  нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.

Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной  информации о финансовых показателях  работы предприятия. Пробелы нормативно-правового  регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики.

Обобщая опыт партнерства  региональной власти и малого бизнеса  в Российской области, можно сделать  следующий вывод. Для улучшения  положения в сфере малого предпринимательства  необходимо:

  • установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;
  • упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования их деятельности и налогообложения;
  • законодательно закрепить порядок использования малыми предприятиями земли и иной недвижимости, являющейся муниципальной собственностью;
  • определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.

Система государственной поддержки  малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет  желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают  государственную поддержку мелкому  производству на современном этапе  как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами.

Развитие малого бизнеса в России служит укреплению экономического и  инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в  мире. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий  в современном обществе гарантом политической стабильности.

Решение задач развития малого предпринимательства  рассматривается в настоящее  время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти.

В настоящее время принят ряд  экономических и политических мер, направленных на развитие малого бизнеса  в России:

1. Принят пакет законов, речь  в которых идет об устранении  административных барьеров для  ведения бизнеса, как на федеральном,  так и на региональном уровне.

2. Внесен ряд поправок в Налоговый  кодекс, изменена ставка налога  на прибыль в сторону уменьшения. Введение единого социального  налога с регрессивной шкалой  отчислений дало возможность  предприятиям платить меньше  налогов и увеличить заработную  плату работникам. Развитие малого  предпринимательства в различных  регионах Российской Федерации  происходит весьма неравномерно  – как в региональном, так и  в отраслевом разрезах.

Отличительной чертой российского  малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора.

Малый бизнес является одним  из основных факторов развития для  экономики многих зарубежных стран, но, к сожалению, малый бизнес в  Российской Федерации делает только первые шаги. Несмотря на то, что многие малые предприятия в России не могут просуществовать и двух лет, перспективы малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично.

Правительство Российской Федерации  предпринимает множество мер, которые  должны помочь встать на ноги начинающим предпринимателям. Одним из направлений работы государственных и местных органов власти является снятие административных барьеров и выделение денежных средств на развитие малого бизнеса.

Несмотря на то, что многие россияне предпочитаю работать в  крупных корпорациях, некоторые  граждане пробуют отправиться в  «одиночное плаванье»,  создав собственное малое предприятие, которое вполне может стать успешным.

Перспективы развития малого бизнеса в России  лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором достаточно свободных ниш. Также стоит отметить, что  многие люди, потерявшие работу в кризис, часто стараются найти возможность открыть собственное дело. Многие предприятия, которые не смогли выдержать натиска финансового кризиса, вынуждены очень дешево сдавать свои помещения и распродавать оборудование, что позволяет начинающим бизнесменам довольно быстро открыть собственное дело.

Перспективы малого бизнеса  в России могут открыться в  самых неожиданных областях, например, известны случаи, когда люди открывали  ателье по пошиву одежды для домашних животных, которые приносили довольно приличную прибыль, хотя, казалось бы, данное предприятие больше напоминало авантюру.

Развитие малого бизнеса  довольно часто упирается в невозможность  сбыта своей продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса в России, связанного с производством  продукции, необходимо рассматривать, прежде всего,  рынки сбыта. Продукция многих производителей  не может  попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а из-за довольно высоких аппетитов ритейлеров, которые хотят извлечь как можно больше прибыли.  Для того чтобы поддержать малый и средний бизнес, многие региональные власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные предприниматели могут реализовать свою  продукцию. 

Перспективы малого бизнеса  в России в большей степени  зависят от законопроектов, которые  принимаются органами государственной  и муниципальной власти. Некоторые  малые предприятия вынуждены  значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать  собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство  становится нерентабельным.

Общая информация и статистика по г.Кумертау.

Город Кумертау — административный, промышленный, образовательный и культурный центр юго-западной части Республики Башкортостан, основан в 1953 году.

Его площадь составляет около 17,0 тыс. гектаров. Расположен в 250 км от г. Уфы в предгорьях южной части Уральских гор, на границе Республики Башкортостан и Оренбургской области.

В ходе проведенной реформы местного самоуправления с 2006 года город Кумертау получил статус Городского округа, в его состав кроме города входят 2 села — Маячный и Ира, и 2 деревни — Алексеевка и Старая Уралка.

По своему географическому положению г. Кумертау находится в лесостепной зоне. Граничит: на севере — с Мелеузовским, на востоке, юге и западе — с Куюргазинским районами Республики Башкортостан.

Город является связующим  центром на пересечении транспортных магистралей между Поволжьем, Уралом, Средней Азией и Западной Сибирью.

Общая площадь города — 14 801 га, села — 2 159 га.

Численность населения по состоянию на 01.01.2012 г. — 66558 чел.

Численность населения из общей численности трудоспособного возраста — 41142 чел. на 01.01.2012 г.

Среднесписочная численность  работающих (по крупным и средним предприятиям) — 14240 чел. на 01.09.2012 г.

Численность экономически активного  населения на 01.03.2012 г. — 34 562 чел.

Ведущая отрасль экономики — машиностроение.

Количество предприятий  и организаций, зарегистрированных на территории городского округа — 735. Численность индивидуальных предпринимателей — 1856 чел., Численность малых предприятий — 488 чел. на 01.10.2012 г.

В настоящее время в  городе работает 20 оптовых и мелкооптовых предприятий.

В 2012 году платные услуги населению в г.Кумертау оказывали 87 предприятий всех форм собственности, из которых 19 предприятий малого и среднего бизнеса, а также 275 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

В общем объеме платных  услуг наибольший удельный вес — 22,6% составляют коммунальные услуги, на втором месте — 20,7% — транспортные услуги. И хотя бытовое обслуживание составляет в общем объеме платных услуг всего 8,1%, эта отрасль наиболее разнообразна по сложности и многообразию представленных в ней видов услуг и наиболее значима по удовлетворению потребностей населения.

Поэтому в целях наиболее полного удовлетворения потребностей горожан в бытовых услугах, повышения  уровня обслуживания клиентов, расширения видов оказываемых услуг и  форм их обслуживания, разработана  и утверждена решением Кумертауского  горсовета «Комплексная программа  развития бытовых услуг населению г.Кумертау на 2012 год».

В городе есть перспективные предприятия, такие как: ООО «Триумф» (производство нефтепродуктов, добыча полезных ископаемых), ООО «Центр информационных технологий» (консультирование по аппаратным средствам, вычислительной техники), ООО «Гранит» (строительство зданий), ООО «Башкирская литейная компания» (производство чугунных, стальных отливок, металлического оборудования), ООО «Дорстрой» (строительство мостов, надземных дорог), ООО «Мобильные коммуникационные системы» (деятельность в области телефонной связи), ООО «Маяк» (торговля сложнобытовой техникой), ООО «Баштур» (деятельность туристических агентств), ООО «Полет» (деятельность ресторанов и кафе), ООО «Эверест» ( наем рабочей силы и подбор персонала), ООО «Колосок» (растениеводство, животноводство, переработка сельхозпродукции), ООО «Профи» ( рекламная деятельность), ООО "Охранное предприятие «Беркут» (расследование и обеспечение безопасности), ООО "Мебельная фабрика «Дария» (производство мебели), ООО «Гарант-Авто» (деятельность автомобильного грузового транспорта), ООО «Афродита» (торговля).

Предприятия сферы потребления (непроизводственные бытовые услуги, торговля, общепит и строительство) по-прежнему переходят в другие формы  ведения предпринимательской деятельности, например, без образования юридического лица, что положительно влияет на снижение затрат по ведению бизнеса.

Предпринимательством охвачены все сферы деятельности города, в  том числе и такие традиционно  бюджетные виды деятельности, как:

- здравоохранение, где  успешно работают кардиоцентр  «Медикор» и ООО МОЦ «Каштан»  и 9 стоматологических кабинетов; 

- в сфере юриспруденции — две адвокатские конторы, частный нотариат и три юридических консультации;

- в сфере образования — негосударственные образовательные учреждения «Техникум экономики и права», «Институт экономики и права»;

- средства массовой информации  представлены: кабельным телевидением  «Фиалка», газетой «Арис», радиостанцией  «Арис- Дубль» с круглосуточным  режимом вещания. 

В городе действует инфраструктура поддержки малого бизнеса в составе  :

  • Координационного Совета по поддержке малого бизнеса при администрации города;
  • Кумертауский Союз предпринимателей;
  • Информационно-аналитический отдел по поддержке малого предпринимательства;
  • Производственно-технологические центры СМП «Единство», «Уют», «Согласие» и "Телерадиоцентр «АРИС»;
  • Фонд местного развития при администрации города; Союз защиты предпринимателей; Информационно-консультационное бюро при ГУК «Центральная библиотечная система» г. Кумертау;
  • кредитный потребительский кооператив граждан «Гражданский кредит».

Предприниматели задействованы  во всех отраслях экономики города и создают серьезные конкурентные условия в торговле и сфере  услуг, производстве товаров народного  потребления, агропромышленном комплексе.

 

Информация о работе Понятие и признаки малого предприятия