Понятие и основные виды франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:43, реферат

Краткое описание

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения.

Вложенные файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 32.69 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ   И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 

 

 

       Франчайзинг  - это такая организация бизнеса,  в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения.     

 Чтобы получить  такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров.     

 Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый брэнднэймг).   После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.      

 Для  компаний франчайзинг - это способ  распространения бизнеса. Для  предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем  бизнеса.

Предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы: 

1) Помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

2) Помогать компаниям эффективно  расширяться, не неся больших  затрат на создание и поддержание  массивного административного комплекса  и не испытывая трудностей  в управлении широкой сетью  корпоративных предприятий;

 

3) Помогать компаниям превратить свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают преданные делу люди. 

4) Доверять и уважать франчайзора и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзора к себе.      

 Принимать  четко установленные правила  и обязанности, описанные в  договоре, поскольку после подписания  договора они не подлежат никаким  изменениям или дополнениям.

5) Стремиться работать и  общаться с франчайзором.

6) Связать  себя определенными  обязательствами  с бизнесом, быть верным ему в  хорошие и плохие времена.

7) Стать  частью системы  путем внесения в  бизнес новых  идей (с согласия франчайзора) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.   

 

Существуют  три основных вида франчайзинга.

1. Товарный франчайзинг иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера.

Этот  вид деятельности, подразумевает  приобретение у ведущей  компании права на продажу товаров  с  ее торговой маркой. В этом случае франчайзи  покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

В США  франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзорами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

2. Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая  фирма здесь  не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия

Этот  вид франчайзинга наиболее широко представлен  в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных  или региональных разливочных и  упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в Казахстане открытый по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки начала активные действия на рынке станы в 1994г. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингового договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.

3. Деловой франчайзинг  называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

        Таким   образом, это франчайзинг на  вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.). 

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи. 

4. Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров. 

5. Конверсионный  франчайзинг  - способ расширения  франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя. 

Основные проблемы:

    • Отсутствие государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору.
    • Недостаточная защита интеллектуальной собственности.
    • Ограниченность доступа  предпринимателей к т. н. «длинным деньгам».
    • Непрозрачность отечественного предпринимательства.
    • Слабая информированность  о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательских отношений.
    • Гиперинфляционный рост цен на недвижимость за период 2000—2007 год в результате огромного наплыва денежной массы. Высокие цены на недвижимость делают нерентабельным открытие франчайзинговой точки, что является существенным барьером для развития франчайзинга в целом.

 

 В стране накопилась огромная денежная масса. Но отсутствуют объекты инвестирования. Неразвитость фондового рынка мешает населению использовать этот ресурс как источник инвестирования. В результате, инвестиции в основном направляются в недвижимость, что провоцирует  инфляцию.

В то же время предпринимательство и франчайзинг в частности, являются очень распространенными в мире объектами инвестирования. Как показывает опыт Запада, успешным предпринимателям может быть любой человек: от пенсионера до домохозяйки. И франчайзинг как менее рискованный метод ведения бизнеса идеален для неофитов бизнеса.

Но в Казахстане все  еще недостаточный  уровень предпринимательской  информированности, слабая вовлеченность  неактивного  населения в предпринимательскую  активность. Доля занятого населения  в предпринимательстве по сравнению  с мировой статистикой очень  невысока. Это говорит о необходимости совершенствования инфраструктуры поддержки начального предпринимательства.

На рынке Казахстана превалирует  доля иностранных франшиз. Но за последнее  время сформировались ряд отечественных компаний, которые активно развиваются через систему франчайзинга. Несомненно, большую роль в развитии франчайзинга будет играть соседство с Китаем, с которым очень трудно конкурировать в себестоимости продукции. И только предприятия с оригинальными и неповторимыми товарами и услугами могут быть конкурентоспособными в таких условиях.  

 

 

ПОРЯДОК   ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Так, существует четыре способа  передачи прав на объект интеллектуальной собственности:

  • лицензионный договор
  • договор уступки
  • договор франчайзинга
  • авторский договор

По условиям лицензионного  договора происходит передача прав на объект интеллектуальной собственности  третьему лицу во временное  пользование. В данном случае Лицензиату (принимающей  стороне) предоставляется  исключительная либо неисключительная лицензия на использование  объекта  интеллектуальной собственности.

Ситуация: Вы намерены расширить  границы  своего бизнеса.

Решение: Для этого Вы заключаете лицензионный договор с  фирмой «Х», на основании которого эта  фирма  получает право пользования  Вашей  интеллектуальной собственностью. Данное право, к примеру,  может  заключаться  в праве на реализацию либо производство  продукции под  Вашим товарным знаком.

Результат: Вы получаете  доход  от права пользования Вашей  интеллектуальной собственностью с  такой периодичностью, которая Вам  больше подходит.

По договору уступки происходит полная передача прав на объект интеллектуальной собственности. При этом после заключения договора Вы не будете иметь никаких  прав на переданный объект интеллектуальной собственности. По сути, в данном случае, происходит продажа права на интеллектуальную собственность.

Ситуация: Вы покидаете страну и решили продать свое фирменное  наименование, которое Вы не намерены больше использовать в Казахстане.

Решение: Вы заключаете договор  уступки права на интеллектуальную собственность с фирмой «Х» и  при этом лишаетесь всех прав на ее возможное использование в  Казахстане.  

 

Результат: Вы получаете  соответствующее вознаграждение за уступку права на Вашу интеллектуальную собственность.

Информация о работе Понятие и основные виды франчайзинга