Планирование себестоимости и цен на продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является планирование на предприятии.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть планирование себестоимости продукции;
- изучить планирование цен на продукцию;
- выявить особенности планирования себестоимости и цен на продукцию предприятий металлургического комплекса;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по планированию. Тема 3.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководство предприятий обеспечивает направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Одним из условий устойчивого развития предприятий отечественной промышленности является эффективное правление всем производственным процессом, что в значительной степени достигается посредством производственной программы. Именно она отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства. На основании производственной программы формируются и корректируются другие разделы бизнес-плана предприятия.

Повышение эффективности функционирования предприятия, использования его текущих затрат, экономия сырья, материалов, топлива, энергии, лучшее использование основных фондов трудовых ресурсов - все это находит выражение в увеличении выпуска продукции и снижении ее себестоимости, что делает этот показатель важным инструментом в борьбе за рационализацию производства, строгое соблюдение режима экономии. Это особенно важно в условиях удорожания добычи сырья и топлива, возрастания транспортных затрат на их доставку из отдаленных районов, поэтому тема курсовой работы актуальна.

Объектом исследования является ОАО «РУСАЛ Ачинск». Предметом исследования выступают особенности планирования себестоимости и цен на продукцию предприятий металлургического комплекса.

Целью работы является планирование на предприятии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- рассмотреть планирование себестоимости продукции;

- изучить планирование цен на продукцию;

- выявить особенности планирования себестоимости и цен на продукцию предприятий металлургического комплекса;

- дать характеристику  предприятию;

- провести планирование  продаж, производственной программы, потребности в производственных (материально-технических) ресурсах, труда и персонала, оплаты труда, издержек, финансов.

Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения планирования на предприятии и использование его в практической деятельности.

Структура работы представлена введением, двумя главами в четырех параграфах, заключением, списком литературы.

 

 

 

 

 

1. Планирование себестоимости  и цен на продукцию

1.1. Планирование себестоимости  продукции

 

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на  предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1. Смета затрат на производство  продукции (составляется по экономическим  элементам).

2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.

3. Плановые калькуляции  отдельных изделий.

4. Расчет снижения себестоимости  товарной продукции по технико-экономическим  факторам.

Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются:

- себестоимость товарной и реализованной продукции;

- себестоимость единицы важнейших видов продукции;

- затраты на 1 руб. товарной продукции;

- процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

- процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются прежде всего на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.

Общий размер амортизационных отчислений рассчитывается на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск. Затраты на производство валовой продукции определяются из выражения

ВП = Сп – Зн.в

где Сп — затраты на производство по смете;

Зн.в — затраты, не включаемые в состав валовой продукции.

Затраты на производство товарной продукции определяют по формуле

ТП = ВП ± (n + н),

где n — изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления;

н — изменение незавершенного производства;

Δ — прирост слагаемых вычитается, сокращение прибавляется.

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные. Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке. Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой. Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение  на предприятии в плановом  периоде новой техники и технологии;

2) организационные. Под этими  факторами понимается совершенствование  организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в  плановом периоде;

5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов — изменение содержания сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Для определения величины изменения себестоимости продукции в плановом периоде вследствие влияния вышеупомянутых факторов могут быть использованы следующие формулы:

а) изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда (ΔСпт):

где Jзп — индекс средней заработной платы;

J пт — индекс производительности труда (выработки);

Jзп — доля заработной платы с отчислениями на социальные нужды в себестоимости продукции;

б) изменение величины себестоимости продукции от изменения объема производства (ΔСV):

где Jуп — индекс условно-постоянных расходов;

JV — индекс объема производства;

Jyп — доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;

в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (ΔСн.ц):

где J н — индекс норм на материальные ресурсы;

J  — индекс цен на материальные ресурсы;

Jм — доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит (ΔС общ):

 

1.2. Планирование цен на  продукцию

 

Цена является важнейшим фактором, определяющим объем продаж и выручку от реализации продукции. При установлении цен предприятие должно стремиться к такому их уровню, который бы обеспечивал максимальный объем дохода при оптимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства.

Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Но в то же время на отдельные виды товаров цены могут регулироваться государством. В зависимости от степени участия государства в регулировании цен они могут быть: фиксированные, регулируемые и свободные.

Объем сбыта определяется исходя из действующей на предприятии политики цен и используемой системы ценообразования.

При планировании цен на продукцию предприятие может применять следующие основные методы ценообразования:

  • на основе издержек
  • с ориентацией на уровень конкуренции
  • с ориентацией на спрос
  • параметрические методы

На основе издержек – наиболее простой и распространенный метод ценообразования. Суть этого метода состоит в том, что цена товара образуется путем добавления наценки к себестоимости товара. Этот метод еще называют затратным. На практике данный метод может быть реализован в различных формах. Например:

  • Метод обеспечения безубыточности. Данный метод основан на включении в цену прибыли, исходя из заранее установленной ее нормы.
  • Метод «средние издержки плюс прибыль» – заключается в прибавлении к средним издержкам на единицу продукции различных надбавок, покрывающих не включенные в себестоимость затраты, платежи, а также прибыль. Величина надбавки может быть постоянной для всех видов товаров, а также дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости единицы, объемов продаж. Данный метод позволяет установить нижний предел цены. Недостатком этого метода является то, что он не учитывает ценовую эластичность спроса, что требует проведения дополнительных расчетов.
  • Метод установления цены с ориентацией на уровень конкуренции. Данный метод предусматривает использование цены, формируемой соотношением покупательского спроса и товарного предложения. Метод учитывает необходимость различий в цене в зависимости от места и времени продаж.
  • Метод ценообразования с ориентацией на спрос. В основе этого метода – необходимость учета действия закона спроса и ценовой эластичности. Разновидностью данного метода является метод установления цены, исходя из ощущаемой ценности товара, в основе которой – субъективная оценка покупателя.

В основе параметрических методов ценообразования лежит зависимость цены от различных параметров изделий, важнейшим из которых является качество.

Процесс ценообразования чрезвычайно сложен и зависит от множества факторов:

  • уровня спроса
  • наличия товаров-субститутов
  • эластичности спроса
  • государственного регулирования цен
  • уровня цен на продукцию предприятий-конкурентов и др.

Информация о работе Планирование себестоимости и цен на продукцию