Отчет по практике в прокуратуре г. Логойска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:33, отчет по практике

Краткое описание

Целью практики является обучение практическим навыкам и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности. Основные задачи практики:
1. изучение нормативно-правовых актов и других ведомственных документов, на основании которых прокуратура Минской области осуществляет свою деятельность,
2. изучение задач и функций органов прокуратуры Республики Беларусь,
3. изучение порядка и особенностей осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………….5
1.1 Правовые основы деятельности органов прокуратуры……………………….5
1.2 Полномочия прокурора………………………………………………………….8
2 ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОКУРАТУРЕ ЛОГОЙСКОГО РАЙОНА………11
2.1 Организационно-правовые основы деятельности прокуратуры Логойского района………………………………….....................................................................11
2.2 Общий надзор за соблюдением законодательства……...................................12
2.3 Проверка законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела и прекращении дела об административном правонарушении…………………………................................................................16
2.4 Полномочия прокурора при производстве предварительного расследования…………………………………........................................................19
2.5 Участие прокурора в рассмотрении дел судами предъявление исков в защиту прав и законных интересов граждан и организаций…………………….23
2.6 Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних………...26
2.7 Работа с обращениями граждан и юридических лиц………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………36-

Вложенные файлы: 1 файл

мой отчёт по практике.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Прокурор (его  заместители) также обладают правом отменять незаконные и необоснованные постановления начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание. В ходе прохождения практики я изучала постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного расследования, возобновлении предварительного расследования и установлении срока расследования.

В установочной части этого постановления содержится указание на необоснованность принятого  решения, а также мероприятия, которые  необходимо провести. В резолютивной части содержится решение об отмене вынесенного органом, ведущим уголовный процесс, постановления и устанавливается срок проведения расследования.

Прокурор вправе давать органу дознания и лицу, производящему  дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности.

Прокурор или  его заместитель обязаны по поступившему к ним уголовному делу в срок не более 5 суток, а по сложным и много эпизодным уголовным делам – не более 15 суток принять одно из следующих решений:

1) направить  уголовное дело в суд, согласившись  с постановлением следователя. 

2) прекратить  предварительное расследование  уголовного дела в отношении  всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК;

3) возвратить  уголовное дело следователю со  своими письменными указаниями  для производства дополнительно  предварительного расследования,  а также для предъявления нового  обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК.

В период практики я ознакомилась с постановлением о возвращении уголовного дела для производства дополнительного предварительного следствия. В установочной части постановления указываются недостатки при производстве предварительного следствия и способы их устранения, в резолютивной – решение о возвращении дела для производства дополнительного расследования.

Таким образом, полномочия прокурора позволяют  его контролировать ход предварительного расследования и своевременно реагировать  на нарушения законодательства.

 

2.5 Участие прокурора  в рассмотрении дел судами. Предъявление  исков в защиту прав и законных  интересов граждан и организаций

 

В соответствии с ч. 1 ст. 293 УПК по всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а  также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовного дела обязательно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 455 УПК [6].

При судебном разбирательстве  уголовного дела прокурор как государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными УПК (ч. 6 ст. 34 УПК) [6].

Во время  прохождения практики я присутствовала в судебном заседании по рассмотрению уголовного дела и анализировала деятельность помощника прокурора по поддержанию государственного обвинения.

Государственный обвинитель оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в  их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания.

Государственный обвинитель участвует в судебном заседании и его главная задача – на основе представленных доказательств убедить суд в виновности обвиняемого.

После окончания  судебного следствия суд переходит  к прениям сторон. В своей речи государственный обвинитель анализирует  доказательства, подводит итог судебного следствия, называет отягчающие и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, предлагает, какое наказание назначить обвиняемому.

Прокурор также  принимает участие в рассмотрении судами гражданских дел, в т. ч. возбужденных по его заявлению. Ст. 81 ГПК предусматривает, что прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан [3].

В ходе прохождения  практики я составляла исковое заявление об ограничении гражданина в дееспособности. Данное заявление составляется по общим правилам, установленным ГПК, делается ссылка на нарушение законодательства и указывается, каким образом было выявлено это нарушение. Исковое заявление подписывается прокурором, участие которого в рассмотрение дела является обязательным.

Кроме того, участие  прокурора в разбирательстве  гражданского дела обязательно:

1) в случаях, когда дело возбуждено по заявлению прокурора, а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом;

2) в иных случаях,  предусмотренных ГПК и другими  актами законодательства (ст. 83 ГПК) [3].

Так, ч. 2 ст. 80 Кодекса  Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) устанавливает обязательное участие прокурора при рассмотрении дела о лишении родительских прав [5].

Во время  прохождения производственной практики я присутствовала в судебном заседании при рассмотрении дела о лишении родительских прав с участием помощника прокурора г. Логойска. В ст. 80 КоБС установлены основания лишения родительских прав [5]. В указанном деле основаниями для лишения родительских прав являлись: уклонение от воспитания и содержания ребенка и аморальный образ жизни родителя.

В п. 7 Постановления  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. № 7 «О судебной практике по делам о лишении родительских прав» родители могут быть лишены родительских прав по основаниям, предусмотренным  в ч. 1 ст. 80 КоБС, если установлено их виновное поведение. Данный перечень оснований является исчерпывающим. Каждое из них является самостоятельным для предъявления иска о лишении родителей или одного из них родительских прав. Однако это не исключает предъявления иска к одному или обоим родителям по нескольким основаниям [17]. Поэтому задача помощника прокурора заключалась в помощи суду в установлении всех фактов, свидетельствующих о необходимости лишения родительских прав либо об отказе в иске.

В прениях сторон помощник прокурора высказывал мнение о решении, которое должен принять суд. Суд вынес решение о лишении отца ребенка родительских прав.

В соответствии со ст. 66 ХПК прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия [7].

Во время  практики я анализировала и оказывала помощь в составлении заявления о возбуждении приказного производства. Особенностью данного заявления является обязательное согласие субъекта хозяйствования и указание на общественный либо государственный интерес, который защищается прокурором. Указанное заявление подписывается прокурором и направляется в хозяйственный суд по правилам подсудности. Суд по результатам рассмотрения заявления выносит определение о судебном приказе.

Прокурор вправе принести протест на незаконное или  необоснованное решение суда по гражданскому делу. Это право ему предоставлено ст. 399 ГПК, которая предусматривает, что прокурор или заместитель прокурора приносит протест на решение суда независимо от того, участвовал ли он в данном деле; помощники прокуроров, прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры могут приносить протесты на решение только по делам, в рассмотрении которых они участвовали [3].

Во время  прохождения производственной практики я ознакомилась с кассационным протестом на решение суда по гражданскому делу.

Кассационный  протест подается в суд, вынесший решение, но адресуется вышестоящему суду и должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному  документу, а также содержать:

1) указание на  решение, которое обжалуется или  опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение;

2) обоснование  неправильности решения, а также  просьбу лица, подающего протест;

3) указания об  оспариваемой сумме по имущественным  делам;

4) перечень прилагаемых  к жалобе или протесту письменных  материалов.

Кассационный протест подписывается прокурором (ст. 409 ГПК) [3].

Особое внимание в протесте должно уделяться нарушению  норм материального и (или) процессуального  права, т. е. основаниям отмены решения  суда. Кассационный протест – предпосылка  для кассационного производства и вынесения в дальнейшем обоснованного решения суда.

Предоставление  прокурору права обращаться за судебной защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов позволяет  обеспечить существование в Республике Беларусь правового государства  с соответствующими механизмами реализации прав.

 

2.6 Надзор за  соблюдением законодательства о  несовершеннолетних

 

Основными задачами надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних являются:

1) повышения  уровня и эффективности прокурорского  надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

2) совершенствование  и оптимизация прокурорского  надзора за исполнением законодательства  о защите прав несовершеннолетних  и молодежи,

3) разработка  и осуществление совместно с другими государственными органами и общественными объединениями согласованных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи и охране их прав.

В ходе осуществления  надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних прокурор применяет общие акты реагирования на нарушения законодательства. Во время практики я ознакомилась с предписанием об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Деятельность  прокурора в этой сфере направлена на выполнение всеми органами и должностными лицами основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

предупреждение  безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-психологическая  реабилитация несовершеннолетних и  семей, находящихся в социально  опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [11].

В главе 2 указанного закона определены основные направления деятельности органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Одной из важнейших  составляющих надзора за соблюдением  законодательства о несовершеннолетних является надзор за правильным применением норм Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).

В соответствии с ч. 1 п. 8 Декрета № 18 родители обязаны  возмещать расходы по содержанию детей в случае:

отобрания у  них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

отобрания у  них детей на основании решения  суда без лишения родительских прав;

лишения их родительских прав;

нахождения  их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

отбывания наказания  в учреждениях, исполняющих наказание  в виде лишения свободы, ограничения  свободы, ареста [14].

Помощники прокурора  осуществляют надзор за исполнением  закона при возмещении расходов, затраченных государством на содержание детей, анализируют судебную практику, направляют заявления в порядке приказного производства в суд.

Пункт 10 Постановления  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19.12.2008 г. № 13 «О практике взыскания судами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении» предусматривает, что при рассмотрении исков (заявлений) о взыскании расходов суд (судья) обязан проверить, действительно ли ребенок находится на государственном обеспечении, причины, по которым он остался без попечения родителей и относятся ли родители к обязанным лицам [18].

Информация о работе Отчет по практике в прокуратуре г. Логойска