Особенности гражданско-правового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы исследования определяется необходимостью научной разработки правового понятия «индивидуальный предприниматель».
Предметом настоящего исследования являются проблемы, связанные с гражданско-правовым положением индивидуального предпринимателя, реализацией им своих субъективных прав, а также механизм гражданско-правовой регламентации статуса индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Индивидуальные предприниматели и предпринимательская деятельность 5
1.1. Правосубъектность индивидуального предпринимателя 6
1.2. Порядок организации индивидуального предпринимателя 9
1.3. Правовые различия индивидуального предпринимателя и юридического лица 12
2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей 15
2.1. Порядок государственной регистрации 15
2.2. Отказ индивидуальному предпринимателю в регистрации 18
2.3. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе 20
2.4. Особенности регистрации крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) 23
3. Особенности гражданско-правового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя 26
3.1. Открытие счетов, лицензирование и сертификация 26
3.2. Индивидуальные предприниматели как работодатели 33
3.3. Требования к ведению учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями 34
4. Банкротство индивидуального предпринимателя 35
Заключение 38
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Граж-правовое положение ИП.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев  предпринимателю не обойтись без  дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии17. Дело в том, что ст. 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь, п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, ПБОЮЛ для занятия определенными  видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о  лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые  условия определяет Правительство  РФ.

В настоящее  время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии со ст. 2 этого Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю, а лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Перечень видов  деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, строго определен ст. 17 Закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никакое другое. Передача лицензии одним лицом другому не допускается18.

Для получения  лицензии ПБОЮЛ должен представить  необходимый набор документов в  соответствующий государственный  орган19.

Административная  ответственность за осуществление  лицензируемой деятельности без  наличия лицензии предусмотрена  различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, например, в соответствии со ст. 6.2 занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 2500 руб.

А ст. 14.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях  предусмотрена ответственность  за осуществление предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии). Наказание за такое правонарушение предусмотрено в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление  предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 руб. (п. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

К подобным нарушениям относятся: несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и реализуемой продукции; несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности; осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии; иные нарушения.

За осуществление  предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий  предусмотрена также и уголовная  ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрена уже упоминавшейся на страницах данной книги ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

Помимо лицензирования необходимо выполнить требования законодательства о сертификации продукции, услуг.20 Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Для того чтобы  определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации, необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 (ред. от 10.02.2004), которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Не менее  важной процедурой, чем сертификация, является гигиеническая оценка продукции. Она проводится в целях обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения поступления на потребительский рынок страны опасной для человека продукции.

Санитарно-эпидемиологические заключения, выданные органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, действуют на всей территории Российской Федерации.

Экспертиза  продукции проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами и включает в себя:

- проведение  экспертизы документации;

- лабораторные и инструментальные исследования и испытания (при экспертизе продукции с обследованием условий производства осуществляется обследование условий производства).

Результаты  экспертизы продукции могут служить  основанием для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения установленного образца о соответствии (несоответствии) продукции и/или нормативно-технической документации на продукцию государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее - заключение), которое вносится в соответствующий реестр санитарно-эпидемиологических заключений.

Принимать наличные деньги от населения или от юридических  лиц за проданные товары, работы, услуги предприниматель может только с применением контрольно- кассовой техники. Это значит, что в момент оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами предприниматель должен выдать покупателю кассовый чек, отпечатанный на контрольно-кассовой технике. Об этом говорится в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Не применять  ККТ предприниматели могут по двум основаниям:

- в силу специфики  своей деятельности;

- в связи  с особенностью своего местонахождения.

Если предприниматели находятся в отдаленных или труднодоступных местностях, им разрешается принимать наличные деньги без использования ККТ. Такой местностью не являются города, районные центры, поселки городского типа. Перечень отдаленных и труднодоступных местностей определяют органы государственной власти субъектов РФ.

В силу специфики  своей деятельности могут не применять  ККТ те предприниматели, которые  продают: газеты, журналы и сопутствующие  товары в газетно-журнальных киосках; ценные бумаги; лотерейные билеты; проездные билеты и талоны для проезда в городском общественном транспорте; чайную продукцию в пассажирских вагонах поездов. Ассортимент чайной продукции должен быть утвержден органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; лекарственные препараты в аптечных пунктах в сельской местности. При этом аптечные пункты должны быть расположены в фельдшерско-акушерских пунктах; государственные знаки почтовой оплаты по номинальной стоимости; мороженое и безалкогольные напитки в розлив в киосках; пиво, квас, молоко, растительное масло, живую рыбу, керосин из цистерн; овощи и бахчевые культуры вразвал.

Кроме того, не нужна ККТ и при осуществлении: разносной мелкорозничной торговли с ручных тележек, корзин, лотков, в  том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом. В этом случае товар реализуется покупателю на улице, в транспорте, на дому, в учреждениях и организациях; торговли на специально отведенных территориях (ярмарках, рынках, выставочных комплексах); деятельности по обеспечению питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; реализации религиозных предметов и услуг.

Согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Работать без  ККТ предприниматель может только при соблюдении всех условий, установленных  Законом № 54-ФЗ.

3.2. Индивидуальные  предприниматели как работодатели

Трудовой кодекс РФ разрешает индивидуальным предпринимателям выступать в роли работодателей. Особенностям труда работников у предпринимателей посвящена гл. 48 Трудового кодекса РФ. Для того чтобы принять на работу сотрудника, предприниматель должен заключить с ним трудовой договор. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договор - это соглашение двух или более сторон.

Но самая  главная особенность трудовых договоров, заключаемых предпринимателями-работодателями, состоит в следующем. Все заключенные  трудовые договоры предприниматели  обязаны зарегистрировать в соответствующем  органе местного самоуправления (ст. 303 Трудового кодекса РФ).

Если работодатель не зарегистрирует трудовой договор, то его может наказать инспекция  труда в соответствии со ст. 5.27 Кодекса  РФ об административных правонарушениях. Кроме того, трудовой стаж работника  по незарегистрированному договору, скорее всего, засчитываться не будет.

Следует иметь  в виду, что по незарегистрированным трудовым договорам претензии могут  возникнуть и со стороны налоговых  органов: предприниматель не имеет  права уменьшать свой облагаемый доход на сумму расходов по оплате труда таких работников.

 

3.3. Требования к ведению учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями

ПБОЮЛ не обязан вести бухгалтерский учет, особенно в тех объемах, в которых его  ведут организации. То есть, даже ведя какие-то подсчеты для себя, предприниматель не обязан использовать способ двойной записи на счетах бухгалтерского учета, собственно как и сам План счетов бухгалтерского учета21. Только не следует путать, что речь идет о первичных документах бухгалтерского учета (расчеты, справки, сводные таблицы, карточки по учету основных средств, нематериальных активов и т.д.). В отношении первичных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственных операций, подлежащих отражению при ведении налогового учета, требования для всех одинаковы. Документы должны быть составлены по установленной форме22.

Хотя требования по ведению налогового учета остаются и их необходимо выполнять, но ведение  одного налогового учета (книги доходов  и расходов) несравненно легче ведения даже не сильно сложного бухгалтерского учета организации, уже требующего специальных профессиональных навыков.

Все сделки индивидуального  предпринимателя, в основе которых  лежит его отказ либо ограничение  своей правоспособности или дееспособности, ничтожны. Так, данная кому-либо гражданином-предпринимателем расписка не заниматься каким-то видом деятельности либо завещать кому-нибудь (жене, детям, партнеру по бизнесу и другим лицам) свое имущество будет являться недействительной. В отличие от сделок предпринимателя, аналогичные действия юридического лица по ограничению собственной правосубъектности имеют силу.

 

4. Банкротство индивидуального предпринимателя

Деятельность  индивидуального предпринимателя  сопряжена с риском, который является специфическим признаком всякой предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Это означает, что гражданин, осуществляя предпринимательскую деятельность и стремясь к получению прибыли, в действительности может ее не получить, а, напротив, может понести убытки. Вообще говоря, убытки гражданина от предпринимательской деятельности падают на него самого либо на третье лицо (в частности, на страховщика - подп. 3 п. 2 ст. 929, ст. 933 ГК). Убытки от предпринимательской деятельности могут существенно превышать все имущество предпринимателя (а при страховании предпринимательского риска размер страховых выплат также имеет легальное ограничение - п. 2 ст. 947 ГК) и выходить за пределы его имущественной сферы, затрагивая интересы третьих лиц. Такие случаи закон регулирует особо ввиду необходимости защиты интересов кредиторов гражданина-предпринимателя (ст. 25 ГК).

Информация о работе Особенности гражданско-правового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя