Особенности гражданско-правового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы исследования определяется необходимостью научной разработки правового понятия «индивидуальный предприниматель».
Предметом настоящего исследования являются проблемы, связанные с гражданско-правовым положением индивидуального предпринимателя, реализацией им своих субъективных прав, а также механизм гражданско-правовой регламентации статуса индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Индивидуальные предприниматели и предпринимательская деятельность 5
1.1. Правосубъектность индивидуального предпринимателя 6
1.2. Порядок организации индивидуального предпринимателя 9
1.3. Правовые различия индивидуального предпринимателя и юридического лица 12
2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей 15
2.1. Порядок государственной регистрации 15
2.2. Отказ индивидуальному предпринимателю в регистрации 18
2.3. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе 20
2.4. Особенности регистрации крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) 23
3. Особенности гражданско-правового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя 26
3.1. Открытие счетов, лицензирование и сертификация 26
3.2. Индивидуальные предприниматели как работодатели 33
3.3. Требования к ведению учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями 34
4. Банкротство индивидуального предпринимателя 35
Заключение 38
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Граж-правовое положение ИП.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

- получивших  лицензии на право нотариальной  деятельности или назначенных  на должность нотариуса, занимающегося  частной практикой;

- освобожденных  от должности нотариуса.

Причем сделать  это они должны в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа.

На советы адвокатских  палат субъектов РФ возложена  передача сведений в налоговые органы по своему месту нахождения:

- об адвокатах,  которые являются членами адвокатской палаты субъекта РФ;

- об избранной  ими форме адвокатского образования;

- о принятых  решениях о приостановлении, возобновлении  или прекращении статуса адвоката (п. 2 ст. 85 Налогового кодекса РФ).

Представлять  необходимые сведения они должны ежемесячно не позднее 30-го числа.

В течение пяти дней с момента поступления сведений от указанных выше органов налоговики выдают Свидетельство о постановке на учет (если гражданин не имел ранее  ИНН) и Уведомление о постановке физического лица на налоговый учет.

Эти документы  налоговики могут выдать вновь испеченному  нотариусу или адвокату, учредившему  адвокатский кабинет, или направить  их по почте.

Даже если предприниматель  поменяет место жительства, то ему  не придется идти в налоговую инспекцию (пп. «в» п. 2 ст. 3 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 185- ФЗ). Информирование налоговиков о переезде индивидуального предпринимателя на новое место жительство - это целиком и полностью забота государственных органов, которые ведают соответствующими вопросами.

2.3. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Если гражданин  занимается предпринимательством без  государственной регистрации, то он может быть привлечен к ответственности по ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За такое деяние предусмотрен штраф в размере от 500 до 2000 руб.

На первый взгляд немного, но это если не учитывать  наказания, «припасенные» для таких любителей Налоговым кодексом РФ. Ведь, не зарегистрировавшись в качестве ПБОЮЛ, не осуществишь и постановку на налоговый учет11.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ дает понятие налогового правонарушения (ст. 106) и устанавливает основания, порядок и меры налоговой ответственности.

Привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации12. Так что очень даже возможно быть одновременно привлеченным к административной, налоговой и другой ответственности.

Перечень налоговых правонарушений и мер ответственности за их совершение содержится в гл. 16 Налогового кодекса  РФ. Меры ответственности за уклонение  от постановки на учет в налоговом  органе оговорены в ст. 117 Налогового кодекса РФ.

Уклонением от постановки на налоговый учет Налоговый кодекс РФ называет ситуацию, когда налогоплательщик осуществляет предпринимательскую  деятельность без постановки на учет в налоговом органе. Ведение такой  деятельности влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Под ведением деятельности следует понимать осуществление  индивидуальным предпринимателем любых  операций, даже если они не принесли ему доход13. Следовательно, вне зависимости от того, есть доход или нет дохода, такому лицу придется уплатить как минимум 20 000 руб.

В конце 2008 г. был  принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В новый Закон введены  положения, предусматривающие уведомительный порядок осуществления отдельных  видов деятельности. Так, в ст. 8 нового Закона, вступающего в силу с 2010 г., устанавливается обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять соответствующий уполномоченный орган государственной власти о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

К таким видам деятельности относятся гостиничные и бытовые услуги, услуги общественного питания, розничная и оптовая торговля (за исключением торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами), услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом (за исключением регулярных маршрутов), производство текстильных материалов, швейных изделий, одежды, кожи, обработка древесины, издательская деятельность, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники. Отметим, что данный перечень видов предпринимательской деятельности является закрытым14. Это означает, что в отношении тех видов деятельности, которые в данном перечне не поименованы, представление уведомления о начале их осуществления не требуется.

Согласно ч. 5 ст. 8 нового Закона уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности предоставляется после государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и постановки его на налоговый учет, но до начала фактического осуществления деятельности. Данное уведомление представляется в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере деятельности федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 нового Закона в уведомлении сообщается о соблюдении юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований, а также о соответствии таким требованиям работников, самой осуществляемой юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности территорий, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств.

В случае если юридическое  лицо (индивидуальный предприниматель) не представило уведомление о  начале осуществления предпринимательской деятельности либо представило недостоверные сведения, то такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) согласно ч. 9 ст. 8 нового Закона несет ответственность согласно законодательству РФ.

Как видно, данная норма является отсылочной, новый Закон ответственность за непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности не устанавливает. Соответствующая ответственность определена в ст. 19.7 КоАП РФ. В частности, в данной статье установлена административная ответственность за непредставление сведений (информации), направление которых предусмотрено законом.

2.4. Особенности регистрации крестьянских фермерских хозяйств (КФХ)

Крестьянские  фермерские хозяйства представляют собой объединение граждан, связанных  родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих деятельность по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Фермерские  хозяйства осуществляют свою деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности КФХ применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц. Получается, что фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на него все- таки распространяются законодательные нормы, обязательные для юридического лица.

Право на создание КФХ имеют  дееспособные граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства, состоящие в родстве (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). При этом ни для российских, ни для иностранных граждан не требуется опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственной квалификации и специальной подготовки.

Членами фермерского хозяйства  могут быть:

1) супруги, их  родители, дети, братья, сестры, внуки,  а также дедушки и бабушки  каждого из супругов, но не  более чем трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов  фермерского хозяйства принимаются  в члены КФХ с 16-летнего возраста;

2) граждане, не  состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать 5 человек. Новые члены в фермерское хозяйство принимаются на основании единогласного решения.

КФХ считается  созданным со дня его государственной  регистрации. По взаимному согласию членов КФХ один из его членов признается главой фермерского хозяйства. Он распоряжается имуществом КФХ в интересах фермерского хозяйства. А по сделкам, которые совершил глава фермерского хозяйства, КФХ отвечает своим имуществом.

Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, то он является главой фермерского  хозяйства. Глава КФХ должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя  на общих основаниях.

Фермерское  хозяйство может нанимать рабочих. В этом случае их численность не ограничена. Глава фермерского хозяйства от имени КФХ заключает с наемными работниками трудовые договоры, а при их использовании в сезонных работах - договоры подряда.

Заявление о  государственной регистрации КФХ  составляется по форме № Р21002, которая приведена в Приложении № 1 к Приказу МНС России от 3 декабря 2003 г. № БГ-3- 09/664. Она практически ничем не отличается от формы заявления о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Помимо прочих документов, которые прилагают к заявлению о государственной регистрации физические лица, глава КФХ должен принести (или направить по почте) в регистрирующий орган Соглашение о создании КФХ.

Регистрирующие  органы не обязаны следить за генеалогическим  древом крестьян при государственной регистрации хозяйства. Поэтому требовать документы о родстве граждан при регистрации КФХ регистрирующий орган не будет.

Однако если смекалистый крестьянин решит, что  при такой лояльности можно было бы зарегистрировать КФХ, в котором помимо родственников есть и «посторонние» лица, то он ошибается. В своем Письме от 24 марта 2004 г. № 09-0-10/1303 МНС России предупреждает о том, что если налоговики узнают о таком подлоге, то немедленно обратятся с иском в суд о ликвидации хозяйства15.

 

3. Особенности гражданско-правового  регулирования экономической деятельности  индивидуального предпринимателя

3.1. Открытие счетов, лицензирование и сертификация

Индивидуальный  предприниматель, прошедший государственную  регистрацию, может открыть в  банке расчетный счет. Расчетные (текущие) и иные счета в банках открываются на основании договора банковского счета. На них зачисляются и с них могут расходоваться денежные средства индивидуальных предпринимателей (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Если предприниматель начинает работать с иностранной валютой, то банк заключает с ним договор банковского счета и открывает валютный счет.

Открыв расчетный  счет без свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, банк подвергнется штрафу в размере 20 000 руб. (ст. 132 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ сведения о банковских счетах индивидуальных предпринимателей представляются в налоговый орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуальными предпринимателями.

Но сообщение  банком указанных сведений не освобождает  индивидуального предпринимателя  от самостоятельного сообщения аналогичных  сведений. Обязанность индивидуального  предпринимателя письменно сообщать в налоговый орган по месту жительства об открытии счетов в семидневный срок предусмотрена п. 2 ст. 23 НК РФ.

Департамент налоговой  и таможенно-тарифной политики Минфина  России в Письме от 22 апреля 2008 г. № 03-02-07/1-155 сообщил, что, в частности, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, эти счета не открываются на основании банковского счета и имеют специальное целевое использование.

Учитывая изложенное, требование ст. 86 НК РФ о сообщении банками, а равно и индивидуальными предпринимателями налоговым органам об открытии счетов не распространяется на депозитные и ссудные счета16.

Нарушение предпринимателем срока представления в налоговый  орган информации об открытии или  закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (ст. 118 Налогового кодекса РФ). Банк же за аналогичное нарушение оштрафуют на 40 000 руб. (ст. 132 НК РФ).

Кроме того, для  предпринимателей предусмотрена и  административная ответственность по ст. 15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма административного штрафа составляет от 1000 до 2000 руб. Важно твердо знать, что мера ответственности предусмотрена лишь за нарушение срока, установленного Налоговым кодексом РФ, а не за нарушение формы такого сообщения.

Информация о работе Особенности гражданско-правового регулирования экономической деятельности индивидуального предпринимателя