Основы предпринимательства и экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является попытка проанализировать основные вопросы свободы экономической деятельности и предпринимательства в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- провести краткий историко-правовой анализ развития предпринимательской деятельности в нашей стране;
- выявить преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности.
Объектом исследования является предпринимательство и экономическая деятельность.

Содержание

Глава 1 Теоретические основы предпринимательства и
экономической деятельности 3
1.1. Конституционные основы предпринимательства 3
1.2. Право на экономическую деятельность 11
Глава 2 Практический анализ свободы экономической
деятельности и предпринимательства 16
2.1. Анализ судебного решения от 10 октября 2012 г.
N АКПИ12-1203 16
2.2. Анализ статьи, представленной в задании 22
2.3. Свобода предпринимательства — рыночная или
конституционная свобода? 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая констит. право.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, чiто в настоящее время оказались востребованными те принципы и нормы Конституции РФ, которые имеiют непосредственную связь с развитием экономических отношений. Такие конституiционные пiринципы и нормы, как принцип правового государства (ст. 1), свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосiновенности права частной собственности (ст. 35), стабильности гражданского оборота и свободiы договора (ст. 8), недопустимости несоразмерного огранiичения экономiических прав и произвольного вмешатiельства в частную сферу (ст. ст. 55, 23), составляют своего рода конституционiно-правiовую систему кiоординат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические отiношения. Во многом это связано с тем, что государство перешло от политики «экономического романiтизма», всеобщей свободы, граничащей с безнаказанностью, к фискальному курсу, имеющему своей целью установление жесiткого контролiя за участниiками эконiомической деятельности. В ответ на ужесточение фискальной политики государства субъекты предпринимательской деятеiльности осуществляют поиск новых способов защиты своих прав, в том числе все чаще апеллируют к положениям Конституции РФ

Свобода предприниматiельской деятелiьности — основiополагающий принцип предпринимательiского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основнiого закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих спосоiбностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Вместе с тем свiобода  предпринимiательства не абсолютна; она может быть ограничена в общественных интересiах. Одна из форм такого оiграничения — лицензирование отдельных видов  преiдпринимательской деятельности. В  то же время без лицензии запрещается осуществлять определенные вида деятельности.

Свобода предприниматiельской  деятельности — это униiверсальный (интегрированный) принцип предпiинимательского права. Он объiединяет несколько  самостоятельных принцiипов правового  регулирования отношений в сфере предприниматеiльства (например, принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции).

Свобода предпринiимательской деяiтельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу:

- выбирать род деятелiьности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37);

- передвигаться, выбирать место пребывiания и жительства — свободу рынка труда (ст. 27);

- объединения для совместной эконоiмической деятельности- выбора организационно-правовой iформы предприниiмательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпiринимательских структур;

- иметь имущество в собственносiти, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дрiугими лицами, свободу владеть, польiзоваться и распоряжаться земiлей и другими природными ресурсами;

- договора — заключать гражданско-правовые и иные сделки;

- от незаконной конкуренции;

- заниматься любой предприiнимательской и иной не заiпрещенной законом экономической деятельноiстью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом».

Госудiарство является основнымi субъектом обеспечения  безопасности предпринимательства. Исiходя из этого, беiопасность предпринимательства следует поiнимать также как готовносiть и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупiности отношений, опоiсредствующих предпринимательскую деятельноiсть в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Государственное регулиiрование предпринимательства  осуществляется в соответствии с  принципами, являющимисiя частью объективно существующих общих принципов управления госуiдарством, закрепленных в действующем закiонодательстве: законность, гуманность, целесообразность, справедлiивость, сочетание государственного регулирования и незавiисимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государiства и хозяiйствующих субъiектов, соблюдение балiанса интересовi государства и преiдпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

Согласно  Федiеральному закону РФ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ основными прiинципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осiуществлении госудаiрственного коiнтроля (надзора), муниципального контрiоля являются:

1) преимущiественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция  добросовестности юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей;

3) открытость  и доступностiь для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Роiссийской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроляi (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственногоi контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального кiонтроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение  проверок в соответствии с iолномочиями органа государственного контроля (надзора), оргаiна муниiципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость  проводимых в отношении одного  юридического лица или одного  индивидуiального прiедприниматеiля несколькими органами государственного контроля (надзора), органаiми муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установлiенных муниципальными прiавовыми актами;

6) недопустимость  требiования о получении юрiидическими лицами, индивидуальными предпрiинимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государiственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществлiения установленных настоящим Федеральным закiоном отдельных видоiв работ, услуг в случае представления указанными лицами увiедомлений о начале осуiществiления предпринiимательской деiятельности;

7) ответственность  органов государственного контроля (надзора), органов муниципального  контроля, их должностных лиц  за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроiля (надзора), мунициiпального контроля;

8) недопустимость  взимания органами гоiударственного контроля (надзора), органами муниципальноiго контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за iпроведение мероприятий по контролю;

9) финансирование  за iсчет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проiверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение  полнiомочий федеральных органов исполнительной власти в соответсiтвующих сферах деятельностиi, уполнiомоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполiномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

 

 

    1. Анализ статьи, представленной в задании

 

Предложiения Федеральной налоговой службы о внесении изменений в ГК РФ считаю вполне уместными в данном примиiнении. Благодаiря усилиям ФНС России в Федеральном законе № 129-ФЗ посiтепенно закрепляются дополнительные обоснованные практикой основания для отказа. Действующее законодательство позволяет недобросовестным субъектам предпринимательства уклоняться от уiплаты обязательных платежей в бюджет путем создания фирм-однодневок iи осуществлять рейдерство.

Считаю, что  данные предлоiжения вполне соответствуют Конституции, т.к. Не нарушаiются никакие права и свободы предпринимателей. Предполагаемые изменения пойдут на пользу, конечно только добросовестным предпринимателям. С однiой стороны, создание комфортных совремеiнных условий для оказiания государственной услуги по регистрации юридических лиц, а с другой — препятствующие использованию недобросовестнымiи представителями предпринимательского сообщества процiедуры регистрации юридических лиц в противоправных целях. Данныеi предложения по оптимизации процедур региiстрации предприятий немного все же сузят гарантииi реализации данной свободы, т.к. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государсiтвенной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ст. 23 где говорится о причинах отказа в государственноiй регистрации ( пункты к-р), это как раз те изменения и дополнения, которые вмесены в этот закон.

 

2.3. Свобода предпiринимательства — рыночная или конституционная свобода?

 

Содержание права на предпiринимательскую деятельность может  быть выявлено только при системнiом анализе всех конституционных положений.

Конституция как свод важнейших юiридических норм, регулирующих отношения между  государством и личностью, не может  не регламентировать отношения в  сфiере экономики. Коiнституционные гарантии предприниiмательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституциiонных норм, устанавливiающих основiные гарантии предпринимательства.

Содержащиеся  в ст. 8 Консiтитуции РФ положения  о iединстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средiств, о  поддержке конкiуренции, свободе  экономической деятельности, о равенстве  разных форм собiственности позволяют уяснить сущностiь конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Конституционiные  гарантии предпринимаiтельства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко  они формуiлируются в нормах, определяющих полномочия органов власти.

Так, в ст. 75 Конститiуции основная фуiнкция Центрального банка РФ определена как необходимость  обеспечения устойчивости рубля. Из принципа устойчивости рубля может  быть выведен такой элемент содержания права на  iпредпринимательскую  деятельность, как право предпринимателей на  благоприяiтную экономическую среду, исключающую прежде всего чрезмернiую  инфляiцию. Незiависимость денежной системы от правительства, конституционный правовой статус Центрального банка РФ являются  одновремеiнно и конституционными гарантиями для рiазвития iпредпринимательской деятельности.

В статье 74 Конституции РФ содержатся положения  о недопустимости установления наi территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Эти положения  также предназначены для гарантирования права предприниiмательской деятельности. Из статьи 106 Конституции следует, что  решение вопросов о налогообложении iпредпринимателей может осуiществляться  только путем принятия законов, то есть закрепляется принцип распоряженiия государственными финансiми только на основе законов, принятых Государственной Думой и пiодлежащих оiбязатiельному рассмiотрению в Совете Федерации.

В статье 57 Конституции указано, что пiредприниматели оiбязаны платить только законно установлеiнные налоги и сборы. Заiконы, устiанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратнiой силы не имеют.

Важной  составной частью права на предприiнимательство яiвляется право предпринимателей иiметь имущество в собствеiнности, владеть, пользоваться и  распоряжаться им как единолично, такi и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Изъятие имiущества  предпринимателей только по решению  суда - важнейшая констиiтуционная гаiрантия их имущественной независимости от государства.

Содержащееся  в п. 3 ст. 35 Констиiтуции положенiие о том, что принудительiное отчуждение имущества для государстiвенных нужд может быть  произведено  только при условии предварительнiого  и равноценного возмещения, исчерпывающе определяiет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

Если российские суды сiанут придерживаться пракiтики шиiрокого подхода к интерпретации  поiнятия незаконной экспроприации, будет складываться благоприятный "климат" для развития предпринимательства, в томi числе с учасiтием иностранного iкапитала.

Заключение

 

Подводя итог, обобщая  все вышiесказанное, можно сказать, что предпринимательская деятельность граждiан играет огромную роль в нашей  жизни, ведь индивидуальные предприниiматели ближе всех находятся к рыночному спросу. Непосредствiнно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстрiо реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осущесiвляя производсiтво в незнiачительных масiштабах, они могут быстро сменить его на выпуск более конкуренiтоспособной продукции. Оперативность и гибкость – важнейшие преимуiщества индивидуальной формы предпринимательской деятельности.

Положиiтельной чертой предусiмотренной законiодательством РФ формой организации предприниматiельской деятельности без обрiазования юридического лица является также проiстая и короiткая процедура регистрации, упроiщенная форма учета хозяйствiенных результатов и значительно сниженные налоги по сравнеiнию с юридиiческими лицами.

Информация о работе Основы предпринимательства и экономической деятельности