Организация и управление совместным предпринимательством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Совместное предпринимательство означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.
Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям.

Вложенные файлы: 1 файл

кр ОПД!!!!!!!!!!.doc

— 707.00 Кб (Скачать файл)

Созданные на территории России предприятия  с участием российских зарубежных партнеров  для выпуска продукции и предоставления услуг называются совместными предприятиями (СП). Они в основном являются организациями производственно-торгового профиля.

К концу 80-х годов за границей действовало около 120 СО. По предмету своей деятельности их можно  разделить на торговые; осуществляющие перевозку грузов и обслуживание судов, осуществляющие рыбный промысел. Деятельность СО способствует улучшению российского экспорта прежде всего путем увеличения производства и поставки продукции машиностроения и других готовых изделий.

Создание СО может  осуществляться разными способами.

Первый способ состоит  в организации общества как впервые  учрежденного. Преимуществом такого способа является то, что учредители свободны от догм, обязательств и кредиторов. Однако для создания СО в этом случае требуется продолжительное время на выполнение процессуальных формальностей, а также подыскание земельных участков и строительство на них зданий (или аренду готовых зданий) для создания материально-технической базы СО. Деятельность впервые учреждаемого СО затруднена из-за отсутствия персонала, клиентов и агентов.

Второй способ заключается  в том, что российские внешнеторговые организации вступают в действующие  национальные общества путем приобретя  акций этих обществ. На эту операцию требуется меньше затрат време имеется уже материально-техническая база, зарегистрировано фирменное название и товарные знаки, имеется круг клиентов, положение на рынке; налажены необходимые связи с финансовыми, страховыми и другими организациями. Вступление в действующее общество нового партнера может привести к изменению его внутреннего устройства или изменить правовой статус общества в целом.

Завершающий этап учреждения СО - его регистрация в торговом реестре Факт регистрации подлежит обязательной публикации. Все это  связано со значительными затратами. Поэтому в тех странах, где требуется разрешение на жительство и работу, целесообразно не проводить регистрацию общества, пока власти не выдадут соответствующее разрешение. В противном случае общество может быть зарегистрировано, но работать не сможет и при его ликвидации суммы, затраченные на регистрацию, не будут возмещены. С момента регистрации СО является юридическим лицом.

При образовании общества должна быть соблюдена процедура  его создания по законам страны его  нахождения Основные требования национальных законов сводятся к выработке и заключению учредительного договора, составлению и утверждению устава общества, созданию основного капитала СО, органов управления, регистрации общества.

Учредительный договор  заключается в целях осуществления совместных действий по созданию СО и фиксирует права и обязанности только для учредителей. В нем определяются особенности структуры и род деятельности общества, предмет деятельности, величина основного капитала, цена акций, порядок образования и компетенция органов управления. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через своих представителей, по доверенности. После утверждения устав становится обязательным для всех акционеров и контрагентов общества.

3.2. Структура управления и формы СО.

В зависимости от структуры  управления, СО могут иметь два  органа управления (правление и общее  собрание) либо три (правление, наблюдательный совет и общее собрание). В последнее  время замечена тенденция к ограничению  полномочий общего собрания и расширению таковых правления. Чаще всего органы управления в СО создаются на паритетных началах. Примерная структура управления СО представлена на рис. 1.

СО с участием российских организаций создаются в форме  акционерных обществ и обществ  с ограниченной ответственностью (в странах Европы), в форме компаний с ограниченной ответственностью (в Великобритании) и в форме закрытых корпораций (в США).

Акционерное общество образуется на основе объединений капиталов  предпринимателей, вложивших средства в предприятия и получивших ценные бумаги- акции - на суммы, равные сделанным вкладам. Владение акциями дает право на участие в управлении СО и на получение части прибыли (дивидендов) Имущество акционерного общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. Общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, а акционеры рискуют только своими вкладами.

Результаты деятельности акционерного общества ежегодно проверяются  ревизорами. Общество обязано вести  учет и публиковать отчетность, включая годовой отчет, баланс, счет прибылей и убытков.

Рис.1. Структура управления СО.

Общество с ограниченной ответственностью - образуемое объединение  капиталов предпринимателей, вложивших средства в предприятие. Вкладчики получают паевые свидетельства, удостоверяющие величину пая, дающие право на участие в управлении обществом и на получение прибыли. Пропорционально величине пая. Объявлять публичную подписку на паи таким обществам не разрешается. Общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам всем имуществом, а вкладчики рискуют понести потери только в пределах своих паев. Паевые свидетельства не могут быть проданы или переданы другим вкладчикам без разрешения партнеров. Поэтому они не являются ценными бумагами, не обращаются на рынках.

Минимальный размер уставного  капитала таких обществ ниже, чем  акционерных, причем он может изменяться без обязательного утверждения  общим собранием пайщиков, смягчены требования к ревизии деятельности обществ, их отчеты не подлежат обязательной публикации.

При создании СО необходимо в каждой конкретной стране подробно изучить акционерное законодательство и другие действующие правовые нормы. Будучи созданным, СО вступает в определенные отношения с его участниками.

3.3. Предпринимательская деятельность СО.

В начальный период существования  общества, когда оно еще не утвердилось  на рынке, не имеет собственных складов  и его финансовое положение неустойчиво, следует принимать на себя роль агента по продаже товаров на определенной территории (на основе агентского соглашения), а также осуществлять посреднические операции (на основе контракта комиссии, а в дальнейшем — на основе договора консигнации).

Взаимоотношения государственных органов страны пребывания со смешанными обществами сводятся, в основном, к следующему:

• контроль за деятельностью  общества со стороны государственных  финансовых органов;

• контроль за своевременным  и в полном объеме предоставлением  определенной информации в соответствующие инстанции (баланса общества, общего счета прибылей и убытков, обо всех изменениях капитала и его распределения).

Коммерческая деятельность СО направлена на сбыт товаров, ввозимых из России. Сбыт осуществляется через  собственные дочерние фирмы, отделения и филиалы, а также через посреднические фирмы местных предпринимателей.

С непосредственными  покупателями российских товаров общества заключают договоры купли-продажи  с оплатой наличными или в  кредит. В практике ряда СО используется и такая форма, как сдача оборудования в аренду или же на испытание с последующей оплатой через 6-12 месяцев. СО, осуществляющие торговлю машинами и оборудованием, организуют их послепродажное техническое обслуживание - гарантийное и послегарантийное.

СО платят налоги государственным и местным органам управления. В налоговой политике западных государств сказывается их отношение к иностранным инвестициям. Определенные налоговые льготы предоставляются в тех странах, которые заинтересованы в иностранных вложениях. В этих странах налоги взыскиваются лишь с той части прибыли, которая получена от деятельности общества на их территории. В большинстве же стран (США, Англии, Франции, ФРГ, Японии) налогами облагаются все прибыли общества, в том числе и полученные от операций за границей, если нет двустороннего соглашения между странами об освобождении от двойного налогообложения.

В западных странах существуют различные виды налогов (на основной капитал, на имущество общества, на инвестиции, на деятельность, на прибыль). В своей практической деятельности смешанные общества сталкиваются также с необходимостью выплаты и других постоянных налогов, в том числе страхового налога, на автотранспортные средства.

Налоговое законодательство всегда соответствует социально-политической структуре общества и уровню его экономического развития.

Прекращение деятельности СО может быть осуществлено добровольно  или принудительно. Добровольное прекращение  деятельности наступает по решению  самого общества в результате слияния  нескольких фирм или до совместному желанию большинства акционеров или пайщиков. Принудительное прекращение деятельности производится по решению суда или административных органов. Наиболее распространенным основанием в этих случаях является несостоятельность или банкротство, а также истечение срока деятельности общества, осуществление противозаконной деятельности, уменьшение числа членов ниже установленного минимума.

Различается прекращение  деятельности обществ с ликвидацией  дел и имущества (при добровольном прекращении и несостоятельности) и без Ликвидации дел и имущества (при слиянии, присоединении, разделении и делении нового общества).

Порядок ликвидации определяется причиной ликвидации; ликвидаторы назначаются  либо из числа работников фирмы, либо органами государственной власти. В стадии ликвидации СО не прекращает своего существования, оно сохраняет свою правоспособность заявлять иски, т.е. оно

Продолжает свое существование, только в условиях его ликвидации.

3.4. Совместные предприятия (СП).

3.4.1. Сущность понятия СП.

Совместные предприятия (СП) - это хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран.

Государства участников СП не отвечают по их обязательствам, а  СП не отвечают по обязательствам государства. В финансовой и организационной структуре СП и СО нет принципиальных различий.

СП могут создавать  филиалы на правах дочерних компаний, которые являются хозяйственно независимыми юридическими лицами и не несут ответственности по обязательствам в отношении третьих лиц.

При создании СП российские и иностранные участники делают вклады в общий уставный фонд, размеры  которого определяются исходя из необходимости  финансирования материально-технической  базы СП и образования оборотных средств. Соотношение долей участников в уставном фонде СП определяется по договоренности.

Высший орган управления СП - правление (совет), состоящее из лиц, назначаемых участниками, численностью от 3 до 7 человек. Число рядовых членов с каждой стороны пропорционально ее доле в уставном фонде. Во главе правления стоит председатель.

Правление полномочно решать все вопросы, связанные с деятельность, включая изменение устава, утверждение  балансов, получение долгосрочных кредитов, отчисления в резервные фонды. Принципиальные вопросы деятельности СП решаются на заседаниях правления на основе единогласия всех его членов.

Для руководства оперативной  деятельностью СП правление назначает  дирекцию в составе генерального директора и его заместителей. Председателем правления или генеральным директором может быть иностранный гражданин. Для проверки правильности хозяйственной деятельности СП Правление назначает ревизионную комиссию.

В нашей стране первый опыт совместного предпринимательства  с капстранами относится к 20-м годам; в основном этот вид предпринимательства выражался в виде концессий. По своим организационным формам были как чистые концессии, так и смешанные общества. Во втором случае концессия представляла собой акционерное общество, в котором иностранный партнер и советская организация совместно участвовали в руководстве и организации деятельности какого-либо предприятия или в разработке природных ресурсов. Концессии предоставлялись в целях развития производительных сил в различных областях народного хозяйства. Наибольший удельный вес приходился на добывающую промышленность (48,5%), деревообрабатывающую (20,2%), металлообрабатывающую (10,0%). Смешанные концессии управлялись на паритетных началах, при этом, однако, не менее 51% всех акций принадлежало советской стороне. Такие предприятия действовали по нашим законам.

Концессии на территории СССР просуществовали несколько  лет, а затем опыт их работы был  забыт.

Основной смысл привлечения  иностранного партнера к созданию СП может состоять в следующем:

1) получение передовой технологии и оборудования;

2) получение средств  в свободно конвертируемой валюте (в счет вклада иностранного  партнера) для приобретения вышеупомянутых  технологий и оборудования;

3) получение гарантированного  источника комплектующих изделий  или отсутствующего в России сырья;

4) если вы, создавая  СП, собираетесь осуществлять операции  на внешнем рынке, иностранный  партнер нужен для того, чтобы  вы могли использовать торговые  каналы и средства на этом  рынке, которыми он располагает.

Основными целями участия иностранного партнера в создании СП па территории России являются:

1) увеличение производства  товара с помощью экспорта  капитала и снижение издержек  производства за счет:

• освобождения своей  продукции от пошлин;

• более низкой оплаты труда российских рабочих;

• приобретения сырья  и энергоносителей на более благоприятных  условиях;

• получения полуфабрикатов при незначительных транспортных расходах и беспошлинно;

• географической близости рынков сбыта;

• использования благоприятного уровня налогообложения прибыли,

2) утверждение на внутреннем  рынке России. При решении вопроса  о создании СП в России иностранный  партнер учитывает целый ряд  обстоятельств:

Информация о работе Организация и управление совместным предпринимательством