Организация бытовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа состоит из введения, трёх глав, в каждой из которой по два параграфа, заключения и списка литературы, который содержит 7 источников. Каждая глава работы снабжена большим количеством примеров из жизни в мире и имеет выводы, как и вся работа в целом. Основные аспекты данной деятельности освящены довольно хорошо.
Целью работы является исследование посредничества при урегулировании конфликтов, при переговорах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - изучение структуры посредничества, - технологий и трудностей при осуществлении посреднической деятельности, - условия эффективности посреднических услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Структура посредничества
§1.Понятие, функции, этапы и модели посредничества……………………….5
§2.Виды и типы посредничества………………………………………………11
ГЛАВА II. Стратегии, используемые посредником и возникающие проблемы
§1.Технологии посреднической деятельности……………………………27
§2.Трудности при осуществлении посреднической деятельности и условия, предъявляемые посреднику…………………………………………………32
ГЛАВА III. Эффективность посреднических услуг
§1.Условия эффективности посредничества…………………………………38
§2.Моменты,благоприятныедляпосредничества……………………………42
Заключение……………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

«Организация бытовой деятельности предприятия».docx

— 78.24 Кб (Скачать файл)

Посреднику необходимо быть влиятельным, обладать престижем и авторитетом. Дж. Рубин называет такие источники его влияния, как наличие экспертных знаний; право быть посредником (согласие обеих сторон на посредничество); возможность получения информации от обеих сторон, в то время как каждый посредник владеет только собственной информацией; хорошие отношения с участниками конфликта; возможность «поощрять» и «наказывать» участников.

Требование к посреднику обладать влиянием, престижем и авторитетом  и определяет то, насколько он в  состоянии воздействовать на конфликтующие  стороны. Экспертные знания позволяют  посреднику быть компетентным, а, следовательно, побуждают стороны прислушиваться к нему. Если участники конфликта  согласились на посредничество кого-либо, то тем самым они дали ему право  быть посредником и на этом основании  выполняют его просьбы и указания. Обладание информацией от обеих  сторон ставит посредника как бы «над»  участниками конфликта, благодаря  чему он также усиливает свое влияние. Наконец, xopoшие отношения посредника с конфликтующими сторонами формируют  высокий уровень доверия к  нему. В свою очередь наличие доверия  порождает возможность посредника воздействовать на участников.

Влияние посредника может  быть симметричным, т.е. примерно равным по отношению к конфликтующим сторонам. В других случаях влияние посредника оказывается асимметричным, т.е. более сильным в отношении одной стороны и менее — в отношении другой.

Во второй половине XX столетия асимметричное влияние при оказании посреднических функций стало довольно типичным явлением. Оно повлекло за собой частое подключение к конфликту  одновременно двух, а иногда и большего числа посредников с разными  возможностями влияния на каждого  из участников. Например, боснийский конфликт в первой половине 1990-х гг., где  Россия имела относительно большую  возможность влиять на сербов, а  США — на мусульман и хорватов.

Говоря о влиянии, следует  иметь в виду, что не только посредник  влияет на участников конфликта, но и  они в свою очередь могут оказать  влияние на него. Здесь очень важно, чтобы посредник не оказался бы под  влиянием одного из участников конфликта  и тем самым не потерял бы доверие  другого.

К названным требованиям, предъявляемым к посреднику, следует  еще добавить такие характеристики, как его терпение, настойчивость  в поиске решений, высокий интеллектуальный уровень. Очень важны здесь и  прежние отношения посредника с  конфликтующими сторонами: чем они  были лучше ранее, тем более влиятельным  будет посредник.

ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ.

§1. Условия эффективности  посредничества.

Снижение уровня противостояния сторон, а также их переход от попыток разрешить противоречия в одностороннем порядке к  поиску совместного пути могут служить  объективными показателями успешности посреднической деятельности. Однако здесь есть два момента.

Во-первых, большинство исследователей и практиков исходят из того, что  результат посредничества определяется не только, и даже не столько тем, удалось снизить напряженность  и подписать, например, соглашение между  конфликтующими сторонами или нет. Его итог значительно шире и включает в себя, прежде всего изменение  отношений между конфликтующими сторонами.

Для того чтобы посреднические усилия были успешными, посредник должен воздействовать на всю систему конфликта: на отношения между лидерами, политическими  элитами, массами. Более того, посредничество, особенно в международных конфликтах, нередко оказывает влияние на комплекс отношений в регионе и в мире в целом. Это означает, что успешно осуществленное посредничество не только способствует разрешению конкретного конфликта, но и улучшает общую атмосферу. При таком понимании соглашение — лишь возможное внешнее проявление изменения этих отношений. Вынужденное соглашение, которое не затронуло отношений сторон, оказывается временным и потому малоэффективным.

Во-вторых, если ограничиться только объективными показателями эффективности  деятельности посредника (снижение напряженности, подписание соглашений и даже изменение  отношений), то остается неясной роль самого посредника в урегулировании конфликта. Не исключено, что участники  самостоятельно нашли решение, а  действия посредника в лучшем случае оказались бесполезными. Поэтому  важно учитывать не только то, как  изменились конфликтные отношения, но и то, что конкретно и как  сделал посредник. Иными словами, кроме объективных критериев следует ориентироваться еще и на субъективные показатели. Последние отражают степень удовлетворенности сторон посредничеством. Дж. Рубин конкретизировал субъективные показатели, определив их как-то, в какой мере участники считают посредничество справедливым, необходимым и результативным. Справедливое (честное) посредничество означает, что при осуществлении своих функций посредник одинаково относился к обеим сторонам и не пытался «подыгрывать» ни одной из них. О необходимом посредничестве можно говорить тогда, когда ясно, что без усилий посредника было сложно или даже невозможной обойтись. Оно действительно было нужным участникам. Результативность посредничества подразумевает, что достигнутые договоренности имеют реалистичный и стабильный характер. Ни одним из участников конфликта они не рассматриваются как временный маневр перед следующим витком развития конфликта.

Проблема с субъективными  показателями заключается в том, что участники конфликта не всегда могут давать адекватную оценку посреднической деятельности. Причины здесь различны. Одна из возможных — обращение  к посреднику не было продиктовано действительно желанием найти мирный выход конфликтной ситуации, а  лишь явилось предлогом для демонстрации «невозможности» разрешить конфликт с помощью мирных средств. Другая причина неудовлетворенности может  заключаться в том, что конфликтующие  стороны ожидали от посредника большего (возможно, что и необоснованно), чем реально удалось получить с его помощью.

Посредник призван решать множество задач. Значит, успех, эффективность  его деятельности определяются еще  и тем, насколько были реализованы поставленные задачи. Иногда функции посредника ограничиваются только формированием основ для возможного поиска совместного решения или, например, предоставлением своей территории для встречи сторон. Но даже в этих случаях, если посредник справился с поставленным кругом задач, можно говорить об успехе его деятельности, несмотря на то, что конфликтующие стороны (или одна из них) могут считать ее недостаточной.

Следовательно, в целом  же использование не только объективных, но и субъективных критериев, в том  числе внешних по отношению к  конфликту сторон, несомненно, дает возможность лучше оценивать  деятельность посредника, но все равно  не решает проблемы полностью. Дело в  том, что бывают конфликты, которые  сами по себе легче поддаются урегулированию, а, следовательно, и вероятность  успешного посредничества и по объективным, и по субъективным показателям в  них выше.

Сложности при оценке эффективности  посреднических усилий по объективным  и субъективным показателям возникают  обычно в конфликтных ситуациях, которые либо трудно поддаются урегулированию, либо являются достаточно неопределенными  с точки зрения возможности нахождения в них мирного решения. В таких ситуациях посредник часто бессилен или значительно ограничен в своих действиях.

При каких условиях все  же легче осуществлять посредническую деятельность?

Прежде всего следует  выяснить, между какими сторонами произошел конфликт. Если мы имеем дело с конфликтом, в котором стороны разделяют одни и те же политические и культурные ценности и участники определены достаточно однозначно, то такой конфликт легче поддается урегулированию с помощью посредничества. Если же возникает конфликт, в котором одна из сторон одновременно сталкивается с серьезными внутренними проблемами, то его крайне трудно урегулировать с помощью посредничества. Примерами таких трудноурегулируемых конфликтов могут служить конфликты на Кипре, в бывшей Югославии и бывшем СССР.

Важным моментом, по мнению ряда исследователей, является соотношение сил сторон. Легче осуществляется посредничество в том случае, если силы сторон примерно равны. Здесь больше вероятности» что стороны действительно будут стремиться к миру и ни одна из них не попытается навязать его на своих условиях. Некоторые специалисты по посредничеству вообще предлагают отложить вмешательство в урегулирование, если силы сторон неравны, исходя из того, что в этом случае достичь взаимоприемлемого решения трудно. Более сильный участник будет стремиться закрепить свои позиции и вряд ли пойдет на уступки, а более слабый — едва ли согласится с асимметричным решением. Он может рассматривать его лишь как временное, на период прекращения огня (соглашение о перемирии).

Успех посредничества зависит  и от того, какие интересы сторон затрагивает конфликт, — являются ли эти интересы главными, жизненно важными или нет. Крайне трудно поддаются посредничеству конфликты, которые близки к ситуации с нулевой суммой. Таковы конфликты, связанные с проблемами безопасности и территориальными претензиями, идеологические (ценностные) конфликты, к числу которых можно отнести, например, конфликт на Корейском полуострове, конфликты по проблемам национального самоопределения, многие конфликты на территории бывшего СССР и т.д.

Посредничество более  эффективно, если оно проходит на нейтральной территории, а не на территории конфликтующих сторон. В этом случае важную роль играет чисто психологический фактор.

Наконец, в различных конфликтных  ситуациях предпочтительны разные посредники. Например» Л. Крисберг подчеркивает, что неофициальные посредники действуют  более успешно по сравнению с  официальными, если хотя бы один из участников конфликта не представляет государство. Неофициальному посреднику легче понять такого участника конфликта, правда, отрицательным моментом здесь является то, что посредничество требует больше времени.

В целом же необходимо иметь  в виду, что перечисленные условия  эффективности посреднической деятельности следует рассматривать как некие  предварительные ориентиры. Конфликты  крайне разнообразны и сложны, поэтому  существует множество исключений из общих правил.

§2. Моменты, благоприятные  для посредничества.

Один из наиболее широко обсуждаемых вопросов касается времени, когда третья сторона должна вмешиваться  в конфликт, чтобы ее деятельность была успешной: только ли после обращения  к ней конфликтующих сторон или  ей следует предлагать посреднические услуги самостоятельно, не дожидаясь  просьбы? Иными словами, какое —  испрашиваемое или предлагаемое — посредничество обычно более эффективно?

Вообще, как показал американский исследователь Р. Баттеруорс, проанализировавший международные конфликты с 1945 по 1974 гг., на практике вмешательство третьей  стороны обычно происходит тогда, когда  конфликт уже разгорелся, особенно когда он достиг вооруженной стадии развития (см. табл. 1)[17] и становится очевидной опасность расширения конфликта.

Таблица 1.

Частота вмешательства третьей  стороны на различных фазах развития конфликта (по Р. Баттеруорсу)

Фаза развития конфликта

Частота вмешательства

До проявления враждебности

64

Проявление враждебности, но без вооружённых столкновений

38

Вооружённые столкновения

117

После прекращения вооружённых  столкновений

26

После окончания конфликта

10


Среди исследователей нет  единого мнения по вопросу о том, в какой момент развития конфликта  все же лучше вступить третьей  стороне. Одни авторы полагают, что  не следует торопиться с вмешательством, поскольку считают самостоятельное  подключение третьей стороны  к урегулированию конфликта малоэффективным. А если оно еще и основано на методах принуждения, то может вести  к расширению конфликта.

Проблема же состоит в  том, что участники конфликта  ищут помощи третьей стороны, как  правило, лишь в случае сложного и  длительного конфликта. Часто к  ней обращаются только после того, как в силу вступят факторы, связанные  с проявлением насилия. В результате позднего вмешательства в конфликт многие возможности его урегулирования оказываются упущенными. Поэтому  другие авторы полагают, что чем  раньше третья сторона подключится  к урегулированию, тем быстрее  и легче можно будет найти  взаимоприемлемое решение. Именно посредничество на ранних стадиях позволяет участникам конфликта избежать тупиковых ситуаций, а также проявления насильственных действий.

Обе точки зрения имеют  под собой определенные основания. В зависимости от характера конфликта  в одних случаях целесообразно  раннее, самостоятельное вмешательство  третьей стороны, в других — подключение  к конфликту на более поздних  стадиях его развития. Конкретные рекомендации здесь дать сложно, но все-таки чаще официальное посредничество оказывается более эффективным  в тех случаях, когда оно чуть запаздывает и стороны имеют  возможность прийти к выводу, что  самим им с конфликтом не справиться. Этот вывод следует из результатов, полученных швейцарским исследователем Д. Фрайем, рассмотревшим 64 международных  конфликта в период с 1964 по 1974 гг., которые урегулировались с помощью  посреднических усилий третьей стороны. Вмешательство на официальном уровне было более успешным, если оно происходило  на достаточно поздних стадиях развития конфликта и если при этом интенсивность  конфликта была слишком высока. В  то же время нельзя не учитывать  тот факт, что ожидание благоприятного момента для вмешательства в  конфликт связано с большим риском. Участники могут оказаться в  эскалационных ловушках, и им будет  крайне сложно выйти из конфликта, «не  потеряв лицо», даже, несмотря на помощь посредника.

Информация о работе Организация бытовой деятельности предприятия