Необходимость акционирования государственных предприятий в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:57, доклад

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами. Углубление кризисных явлений в экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.
В настоящее время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который обеспечил бы реальное сочетание имущественных прав и интересов государственного юридического лица с интересами самого государства.

Вложенные файлы: 1 файл

акционирование предприятий.docx

— 29.20 Кб (Скачать файл)

Необходимость акционирования государственных предприятий  в условиях перехода к рынку

Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами. Углубление кризисных явлений в экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.

В настоящее  время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который  обеспечил бы реальное сочетание  имущественных прав и интересов  государственного юридического лица с  интересами самого государства. Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности.

Современный этап развития акционирования заключается в мощной концентрации капитала путем слияния и поглощения акционерных обществ, создания стратегических альянсов; глобализации путем организации  дочерних структур на наиболее привлекательных  зарубежных рынках, распространения  товаров и услуг за пределы  своей страны. Современный этап характеризуется  ростом транснациональных компаний (ТНК), привлекающих наиболее дешевые  инвестиции, независимо от страны их происхождения, обеспечивающих интеграцию промышленного  и финансового капитала, а также  проводящих политику диверсификации организационных  форм и направлений деятельности.

По данным ООН в настоящее  время насчитывается более 40 тыс. материнских ТНК, которые контролируют за рубежом 250 тыс. дочерних компаний и отделений. На транснациональные компании приходится свыше одной четверти мирового валового продукта.

Преобразование предприятий в Беларуси в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. Особенно актуальными в современных условиях становятся вопросы эффективной реализации акционерной собственности, согласования экономических интересов наемных работников и работодателей, демократизации отношений собственности.

Акционерное общество является наиболее распространенной организационно-правовой формой предпринимательства в современной рыночной экономике. Эта модель в наиболее более полной форме позволяет реализовать особенности процедурного бизнеса. Она содержит в себе условия для гибкого приспособления к изменяющимся условиям внешней среды (полно реализовать современные черты развитого интуитивного предпринимательства).

Акционирование, таким образом, является инструментом создания особого канала финансирования предпринимательской  деятельности во всех сферах экономики. Акционерная форма хозяйствования является механизмом распределения  доходов и изменения социальной структуры общества. Акционеры наделяются правами участия в управлении акционерным обществом. Участие  определяется величиной пакета акций.

При этом главными принципами создания и функционирования АО являются:

1) формирование акционерного капитала  необходимых размеров, состава и  структуры;

2) формирование состава акционеров, способного принимать правильные  управленческие решения как с позиций личных интересов, так и с позиций развития общества;

3) концентрация контрольных пакетов  акций у лиц (юридических, физических), которые могут обеспечивать осуществление  на предприятиях краткосрочных  и долгосрочных программ по  инвестиционным проектам;

4) обеспечение успешного (доходного)  обращения ценных бумаг АО  на фондовом рынке.

В Беларуси проблемы реализации фиктивного капитала акционерных обществ выражаются в следующем:

1. Незаинтересованность инвесторов вкладывать деньги в акции;

2. Неразвитость инфраструктуры рынка ценных бумаг;

3. Отсутствие твердой законодательной базы;

4.Экономическая и правовая некомпетентность большинства индивидуальных инвесторов.

Главными задачами по формированию условий для функционирования механизма  реализации фиктивного капитала АО являются: во-первых, создание условий, когда потенциальный инвестор будет заинтересован вкладывать средства в акции предприятия, в частности, осуществление налоговой политики, позволяющей АО работать с прибылью и выплачивать дивиденды;   создание правовой основы для регулирования отношений между участниками фондового рынка.

Особенность приватизации крупных  промышленных предприятий Беларуси в том, что в настоящее время  все органы госуправления предлагают один способ приватизации – акционирование со 100-ой долей государства. Между тем, привлекать инвестора уже на первом этапе выгоднее для предприятия, так как в этом случае оно получает либо деньги для развития, либо оборудование. Это зависит от предприятия – какой пакет отдать инвестору. Многие инвесторы хотят или контрольный пакет, или не менее 25 % акций. Оптимальный вариант – выбирать в инвесторы тех, с кем предприятие уже работало: поставщиков сырья, смежников, и т.д.

В Беларуси приватизация через акционирование со 100-ной долей государства не всегда оправдана, предприятия имеют  право самостоятельно выбрать способ приватизации. Привлечение инвестора  на втором этапе – после создания акционерного общество со 100-ной долей  государства – выгоднее для государства, так как в этом случае при продаже  доли деньги инвестора уходят в госбюджет. Поэтому при привлечении инвестора  на втором этапе, его следует привлекать под конкретный инвестиционный проект. 

Решение по плану приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности  Республики Беларусь, и плану преобразования республиканских унитарных предприятий  в открытые акционерные общества на 2011-2013 годы принято постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2011 года № 348. [1]

Белорусские власти уточнили перечень республиканских унитарных предприятий, акции которых нельзя купить на льготных условиях. Об этом говорится в указе  Президента № 75, который был подписан 8 февраля 2013 года. До этого перечень таких предприятий содержался в  указе № 7 от 5 января 2012 года. Согласно новому указу, в число этих предприятий  добавились Бобруйский завод железобетонных изделий, Мозырский деревообрабатывающий комбинат, Новосверженский лесозавод, Завод сборного железобетона № 2 в Бобруйске, а также Кричевский завод резиновых изделий имени 50-летия БССР. План по акционированию на 2013 год был расширен властями за счет гомельского завода “Гидропривод”, приборостроительного завода “Оптрон” и НПО “Центр”. Также из плана по акционированию был исключен Витебский домостроительный комбинат.[2]

Непосредственно переходя на конкретные ОАО Беларуси в пятерку крупнейших отрытых акционерных обществ (ОАО) Беларуси входят  ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Полимир». Об этом свидетельствуют статистические данные Департамента по ценным бумагам Министерства финансов.

Акционерные общества имеют ряд  преимуществ по сравнению с другими  формами собственности:

1. Получение дополнительного акционерного капитала.    

Развивающейся компании постоянно  требуется капитал для финансирования новых начинаний и развития уже  функционирующих направлений. Новый  капитал обеспечивает требуемые  оборотные средства, основные фонды  или запасы и поставки, необходимые  для роста и выживания предприятия. Продажа акций часто представляет собой наилучший способ получить требуемый капитал на максимально  выгодных условиях.

2. Обретение рыночной стоимости и конвертируемости активов.

Преобразование в открытое акционерное  общество создает механизм рыночной оценки стоимости компании и позволяет  распределить эту стоимость между  участниками. Многие семейные  компании на это идут лишь для того, чтобы распределить стоимость компании между  членами семьи.

Венчурные капиталисты рассматривают  продажу акций как самый выгодный способ обеспечить себя ликвидностью, необходимой для выхода из компании с наилучшей окупаемостью средств, вложенных в финансирование на ранних этапах. Другие вкладчики могут также  легко ликвидировать свои инвестиции, т.к. теперь акции компании обращаются на рынке и обладают рыночной стоимостью. Благодаря этой ликвидности стоимость  открыто продаваемых ценных бумаг  зачастую выше, чем стоимость акций  компании, которые не продаются публично.

Помимо этого, компаниям с открытым обращением акций часто легче  приобретать другие компании, т.к. их собственные ценные бумаги могут  использоваться в сделке вместо какого-либо другого финансового инструмента, например платежа наличными.

3. Облегчение операций  по привлечению средств.

Компаниям со свободным обращением акций обычно бывает легче привлечь дополнительный капитал, особенно заемный. Если компания обладает общественно  признанной стоимостью и эта стоимость  может быть сравнительно легко переведена в другие активы, то этой компании не только проще получить деньги, но и  делать это она может на более  выгодных условиях. А при наличии  устойчивой тенденции к росту  стоимости акций, меньшими усилиями обходится не только получение заемного, но и увеличение акционерного капитала.

4. Повышение престижа.

Последнее преимущество также связано  с тем, что компания приобретает  большую известность в обществе. Это может облегчить выход  на хороших поставщиков, а также  получение других выгод, связанных  с обеспечением основной деятельности предприятия. 

Недостатки акционирования:

1. Раскрытие информации.

Открытое акционерное общество обязано публиковать отчет по результатам деятельности за год, а  также давать информацию, запрашиваемую  различными органами власти. Это уменьшает  конфиденциальность деятельности и  выносит на всеобщее внимание результаты деятельности компании. Кроме того, компания должна постоянно сообщать держателям акций всю существенную информацию, относящуюся к деятельности компании и ее управлению.

2. Потенциальная возможность  потери контроля.

Если контрольный пакет акций  открытого акционерного общества не консолидирован в руках одного человека или группы единомышленников, он может  быть скуплен конкурентами и это  приведет к утере контроля над  компанией, что неоднократно случалось  на практике. Кроме того, уход даже незначительной части акций в чужие руки всегда приводит к уменьшению контроля, т.к. при принятии решений необходимо учитывать мнение других акционеров.

3. Утрата гибкости и возросшее административное бремя.

В открытых акционерных обществах  решения должны приниматься в  свете выполнения обязательств перед  держателями акций, которые настроены  на получение дивиденда сегодня, а не в отдаленном будущем. Нередко  это препятствует реинвестированию прибыли в долгосрочные проекты, которые необходимы компании для  удержания технологического первенства. Кроме того руководство компании вынуждено тратить значительное время, отвечая на вопросы акционеров, прессы, финансовых специалистов.

4. Значительные дополнительные  расходы.   

Они включают в себя плату за аудиторскую  проверку, оплату услуг юристов, регистрационные  расходы, стоимость рекламы и  публикаций, а также оплату услуг  фирм-гарантов (инвестиционных фирм, осуществляющих первичное размещение акций). 

Для успешной реализации акций особое значение имеет выбор времени  и заинтересованных фирм-гарантов. При выборе надо учитывать пять факторов:

1. Размер акционируемой компании.

Жестких требований здесь нет, принятая американская практика рекомендует  размер стоимости компании не менее 12,5 млн. долларов. Иначе расходы не окупятся.

2. Состояние доходов и финансов  компании.

Обычно компания должна иметь по крайней мере один год хороших доходов и продаж, чтобы выпуск акций был благосклонно принят на рынке.

3. Конъюнктура рынка.

Она должна быть благоприятной для  успешного размещения акций.

4. Острота потребности компании  в деньгах.

Если она невелика, то предприниматель  может выждать благоприятной  конъюнктуры рынка и продать  там небольшой пакет, сохранив контроль за компанией.

5. Позиция нынешних владельцев.

В настоящее  время в Беларуси существует дефицит  информации о ходе акционирования предприятий. Привлечение стратегических инвесторов является одной из основных целей приватизации предприятий Республики Беларусь. Инвесторы порой не знают, на какой стадии находится этот процесс, поэтому они не могут сделать выводы и принять решение о своем участии в нем. Для капиталовложения инвестор предпочитает предприятие, широко представляющее о себе деловую информацию в прессе.  Представление деловой информации в СМИ дает возможность подлежащим акционированию и приватизации предприятиям провести этот процесс наиболее успешно. Инвесторам необходимы точные, достоверные и исчерпывающие сведения о компании и ее бизнесе. В первом десятке причин, по которым инвестор принимает решение о покупке акций компании, кроме собственных инвестиционных предложений и оценки компании, находятся доступность менеджмента, финансовые прогнозы аналитиков отрасли, интернет-сайты компании и публикации о ней в СМИ. При этом большая половина - это вопросы, связанные с публичностью компаний, заинтересованных в привлечении инвестиций.

Для успешного  развития экономики Беларуси на современном  этапе необходимо:

  • определить оптимальную долю собственности, которая должна остаться за государством;
  • провести на предприятиях реструктуризацию;
  • заменить существующую затратную технологию производства на ресурсосберегающую;
  • перестроить процесс производства продукции с учетом требований рынка.

 Так же стоит отметить, что Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 № 669 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.[3]

Информация о работе Необходимость акционирования государственных предприятий в условиях перехода к рынку