Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, страховые, информационные, образовательные, медицинские, консультационные услуги и т. д. На протяжении всего XX века сектор услуг рос опережающими темпами по сравнению с остальными секторами экономики. Наиболее заметна эта тенденция в развитых странах, в которых сектор услуг составляет от 60% до 80% ВВП - так что, возможно, вместо "индустриально развитых" эти страны было бы правильнее называть "сервисно - развитыми". Напротив, в большинстве развивающихся стран доля сервисов в ВВП значительно меньше, а в беднейших странах часто составляет менее половины.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность и классификация услуг…………………………………………….5
1.1. Характеристика услуг………………………………………………………..6
1.2.Основные внешнеторговые сделки купли-продажи услуг…………………9
2. Регулирование международного рынка услуг………………………………13
2.1.Особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования……………………………………………………………………16
3. Статистика по международной торговле услугами………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Контр сфера услуг.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2.Основные  внешнеторговые сделки купли-продажи  услуг

На основе подхода  профессора МГИМО О. И. Дегтяревой можно  выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относят:

1) внешнеторговые сделки  по оказанию производственно-технических  услуг (международный инжиниринг);

2) международные арендные сделки; сделки по экспорту и импорту туристических услуг;

3) внешнеторговые сделки по консультационным  услугам в области информации  и совершенствования управления (международный консалтинг) и др.

В свою очередь, группа внешнеторговых сделок по обслуживанию товарооборота включает операции по международным перевозкам грузов, международные транспортно-экспедиторские операции, по хранению грузов, по страхованию грузов, по международным расчетам и др.

В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги в связи с этим делятся на:

1) факторные услуги — платежи,  возникающие в связи с международным  движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей  силы (доходы на инвестиции, роялти  и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

2) нефакторные услуги — остальные  виды услуг (транспорт, путешествия  и прочие нефинансовые услуги).

Подобное деление особенно важно  для обсуждения проблем регулирования  международной торговли услугами в  рамках ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах. Между тем сотрудник МВФ, доктор экономических наук, профессор А. П. Киреев небезосновательно считает, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

1) услуги, связанные с инвестициями, — банковские, гостиничные туристические  и профессиональные услуги;

2) услуги, связанные с торговлей, — транспорт, страхование;

3) услуга, связанные одновременно  с инвестициями и торговлей,  связь, строительство, компьютерные  и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги (например, рекламные  услуги, арендные операции).

Экспорт услуг означает оказание услуг  нерезиденту, даже если он находится  на таможенной территории страны. Причем процесс международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями  внутреннего законодательства. Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги.

Следует отметить, что в последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещаются, т.е. не пересекают границ. В частности, это относится к развитию рынка виртуальных услуг. Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют предоставлять различные информационные консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.

В свою очередь, в российском законодательстве нет официально утвержденного перечня  услуг, и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” понятие “внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)”.

В целом международная торговля услугами является быстро развивающимся  сектором мирового хозяйства.

Основными сделками на международном  рынке услуг являются:

1) консультационные услуги по  совершенствованию управления и  в области информатики (реинжиниринг);

2) оказание туристических услуг;

3) международные транспортные услуги.

Наиболее крупными экспортерами и  импортерами коммерческих услуг  в настоящее время являются промышленно  развитые страны. Причем внешняя торговля услугами — важное направление внешнеэкономической деятельности для всех развитых стран. Например, в США экспорт услуг составляет около 28% общего объема экспорта.

Для большинства развитых стран  сектор коммерческих услуг является быстро расширяющимся и выступает  как основа для экономического роста. Сравнительный анализ среднегодовых темпов прироста экспорта коммерческих услуг Индии и КНР позволяет отметить более высокие темпы у первой страны. Так, в настоящее время на международном рынке услуг Индия специализируется от работ в области анимации по заказу голливудских киностудий до участия в международных проектах по обработке данных. Высокий экспортный потенциал Индии в секторе программного обеспечения превратил ее в один из мировых центров в области программирования.

Таким образом, в международной торговле услугами лидирующие позиции, как указывалось, занимают промышленно развитых страны, доля которых в экспорте и импорте составляет около 80 и 77% соответственно. Около 19% приходится на 6 стран Восточной Азии.

Что касается России, то ее роль на международном рынке коммерческих услуг еще крайне мала. Экспорт  подобных услуг из России составил 9,1 млрд, а их импорт — 12,4 млрд долл. Незначительная доля экспорта России в мировом экспорте коммерческих услуг объясняется тем, что многие услуги в нашей стране находятся в зачаточном состоянии и их экспорт сдерживается неразвитой и малоэффективной структурой данного сектора национальной экономики, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки. Это безусловно уменьшает прозрачность подобных операций, и поэтому они не учитываются в официальной статистике.

Таким образом, следует  признать, что отечественная сфера  услуг в настоящее время развита в недостаточной мере. И это связано не только с низким уровнем научно-технического потенциала, устаревшей базой, но и с невозможностью, а порой и неумением предложить на рынке услуги как товар. В структуре экспорта услуг из России в перспективе не предвидится принципиальных изменений. Возможно, будет более прогрессивно развиваться сфера услуг связи, что обусловлено расширением международных связей, большей открытостью отечественного рынка, прогрессивностью самой отрасли, в которой сосредоточен высокий потенциал.

Однако в сфере экспорта некоторых услуг Россия может  иметь конкурентное преимущество —  например, в экспорте образовательных  услуг, услуг в сфере космоса (связь, эксплуатация объектов) Для увеличения доли услуг в экспорте государство должно проводить более эффективную и целенаправленную политику. Например, правительство США подписывает соглашения с другими странами о снижении барьеров во внешней торговле услугами, помогает компаниям, экспортирующим услуги, в проведении маркетингового анализа, получении информации о наиболее перспективных рынках сбыта, оказывает всестороннюю поддержку. Важно подчеркнуть, что Россия в настоящее время выступает одним из наиболее крупных и активных импортеров услуг в группе стран со средним и низким уровнем доходов.

 

2.Регулирование международного рынка услуг

Мы видели, что отличительной  особенностью услуг является непосредственное участие людей в процессе ее оказания. С этой точки зрения услуги можно  разделить на три класса:

1. Когда границу пересекает  получатель услуги (consumption abroad по классификации WTO). По такой модели оказываются преимущественно (но не только) медицинские, образовательные и туристические услуги.

2. Когда границу пересекает  поставщик услуги (presence of natural persons по  классификации WTO). Существуют примеры оказания по такой схеме практически всех вышеперечисленных типов услуг.

3. Когда через границу  происходит один только информационный  обмен. WTO делит этот класс услуг  еще на два:

a. Собственно cross-border - например, когда брокерская контора в Нью-Йорке берет на себя обязательства по обслуживанию потребителя в Японии или когда компания в Германии размещает заказ на разработку программного обеспечения в России. В СМИ при описании услуг этого типа часто используют слово "оффшор", например - "оффшорное программирование".

b. Коммерческое присутствие  (commercial presence), когда зарубежная компания  открывает представительство в  стране и/или заключает контракты  с местными компаниями. Такие  контракты отличаются большим  разнообразием и включают в себя различные модели совместных предприятий, франчайзинга и бизнес-партнерства. По такому принципу предоставляются главным образом (но не только) финансовые услуги и услуги по обслуживанию оборудования и программного обеспечения.

Эта классификация очень важна с регуляционной точки зрения. Действительно, первые два класса услуг сопряжены с перемещением через границу людей; в некоторых случаях, например при получении образовательных услуг, эти люди остаются в стране в течении нескольких лет. Таким образом, регулирование этих услуг оказывается теснейшим образом связано с миграционной политикой.

Напротив, оба подкласса  услуг третьего типа (оффшорные услуги и коммерческое присутствие) представляют собой относительно неблагодарный  объект для прямой регуляции - ведь при их оказании таможенную границу часто пересекают только деньги, а при некоторых схемах взаиморасчетов (например, через оффшорные банки) получается, что таможенную границу вовсе ничего не пересекает.

Потребление за границей

Наиболее важной услугой, предоставляемой в такой форме, является международный туризм. Туризм является крупномасштабной индустрией; для некоторых развивающихся стран туризм оказывается столь важным источником иностранной валюты, что правительства этих стран считают целесообразным прямо или косвенно субсидировать его. Чаще всего такое субсидирование осуществляется в форме строительства транспортной инфраструктуры на средства государственного бюджета.

В действительности, под  названием или даже под видом  туризма оказываются объединены различные услуги, в том числе услуги, производство и потребление которых на родине "туристов" запрещено законом.

Ярким примером услуг  такого рода являются азартные игры, запрещенные  или жестко зарегулированные (разрешительный порядок регистрации, запретительно высокие налоги) в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Благодаря этому, страны (такие, как Монако) и юрисдикции (Лас-Вегас и некоторые индейские резервации в США), в которых азартные игры разрешены, оказываются процветающими центрами туризма, в том числе и международного.

Существуют и более  экзотические примеры оказания разнообразных  незаконных услуг под видом туризма, например явление, которое получило даже специальное название "секс-туризма".

Туризм обычно сопряжен с краткосрочным въездом в страну. Страны, привлекательные для туристов (как для собственно отдыхающих, так и для получателей других услуг) обычно не столь привлекательны для иммиграции, поэтому обычно выдворение туристов, превратившихся в нелегальных мигрантов, не превращается в самостоятельную проблему.

Другая - охватывающая гораздо  меньшее количество людей, но не менее  важная - категория услуг, потребляемых за границей - это образование.

Международное сотрудничество в сфере образования выполняет  ряд полезных функций. Прежде всего это культурный обмен; нередко, развитые страны предоставляют стипендии для студентов из развивающихся стран в обмен на военное или политическое сотрудничество с правительствами этих стран (такую политику интенсивно проводил СССР). Нередко, впрочем, приглашение студентов из развивающихся стран рассматривается как формирование "утечки мозгов".

 

2.1. Особенности международного рынка услуг и проблемы его регулирования

Международный рынок  услуг обладает определенными особенностями, одной из которых является определенная ограниченность участия на международном рынке некоторых видов услуг — жилищно-коммунальных, образовательных и пр. Услуги, направленные главным образом на личное потребление, не вовлекаются в международный хозяйственный оборот. Для обеспечения экономической безопасности государства важнейшие услуги (транспорт, связь, услуги финансового и страхового рынка, образование, здравоохранение) находятся в сфере особых интересов страны. Они не в полной мере поступают на международный рынок услуг. Например, согласно положениям многих стран личное страхование граждан разрешается только резидентам страны. Между тем некоторые страны являются исключением, т.к. указанные выше услуги достаточно активно поступают в международный торговый оборот.

Другой особенностью международного рынка услуг является большее преобладание политики протекционизма в данной сфере по сравнению с  международной торговлей товарами. Протекционизм в сфере услуг  связан, во-первых, с необходимостью некоторой защиты национальных компаний и предприятий от иностранной конкуренции, во-вторых, с обеспечением интересов государства (например, в области обеспечения единой финансовой системы) и потребителей (например, требования к качеству услуг и их безопасности). Однако после 2000 г. началась либерализация международной торговли услугами по причине расширения деятельности ГАТС. Несмотря на это, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Именно поэтому только за 2000 г. делегация Российском Федерации провела переговоры о доступе на рынки услуг с 26 членами ВТО. Подобные переговоры были проведены в связи с запланированным вступлением России в ВТО.

Мировой рынок услуг  регулируется соответствующими международными организациями. Среди основных можно выделить около 40 международных организаций. Это, в частности, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация ООН по науке, культуре и образованию (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). В силу того, что Россия не является членом ВТО, она не имеет доступа к механизму урегулирования торгово-политических споров, в т.ч. и по внешней торговле услугами, в рамках данной организации. К России как к государству — не члену ВТО применяются более жесткие ограничительные меры. Безусловно, обоснованное желание российского правительства решить проблему вступления в ВТО также повлечет за собой необходимость корректировки существующих и разработки новых законодательно-нормативных актов, определяющих рынок услуг в соответствии с правовыми документами ВТО, в частности с ГАТС. Причем основная задача ГАТС освобождение рыночных механизмов в области международной торговли услугами от политики протекционизма, проводимой государством с помощью мер регулирования хозяйственных отношений. ГАТС содержит:

Информация о работе Международная торговля услугами