Межгосударственные и межотраслевые системы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 07:09, реферат

Краткое описание

Межгосударственная стандартизации (по ГОСТ 1.0-92) — это стандартизация объектов, представляющих межгосударственным интерес.
Представителями стран СНГ 13 марта 1992 г. подписано «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации» и образованы Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС)

Содержание

1. Межгосударственная система стандартизации (МГСС) 3
1.1 Общая характеристика системы 3
1. 2 Порядок разработки межгосударственных стандартов 6
2. Межотраслевые системы (комплексы) стандартов 9
Список используемой литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Ооржак Ай-кыс.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

ФГОУ СПО

Ачинский государственный  колледж отраслевых технологий и  бизнеса

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Межгосударственные и межотраслевые системы стандартизации»

по дисциплине: «Метрология. Стандартизация. Сертификация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. А521 сп

Е.В. Христ

 

Принял: преподаватель

О.Г. Шайтухова

 

 

 

 

 

 

 

 

Ачинск, 2010 г.

Содержание:

 

 

 

 

1. Межгосударственная система стандартизации (МГСС)

1.1 Общая характеристика системы

 

Межгосударственная стандартизации (по ГОСТ 1.0-92) — это стандартизация объектов, представляющих межгосударственным интерес.

Представителями стран  СНГ 13 марта 1992 г. подписано «Соглашение  о проведении согласованной политики в области стандартизации» и  образованы Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС)

В 1995 г. Совет ИСО признал  МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.

Целями межгосударственной стандартизации в соответствии с  ГОСТ 1.0-92 являются:

□ зашита интересов потребителей и каждого государства — участника  Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

□ обеспечение совместимости  и взаимозаменяемости продукции  и других требований, представляющих межгосударственный интерес;

□ содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства стран — участников Соглашения;

□ устранение технических  барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности  продукции государств — участников Соглашения на мировых торговых рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;

□ содействие повышению  безопасности хозяйственных объектов государств — участников Соглашения при возникновении природных  и технологических катастроф, а  также других чрезвычайных ситуаций.

Объектами межгосударственной стандартизации являются:

□ общетехнические нормы  и требования, в том числе единый технический язык;

□ типоразмерные ряды и липовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.);

□ совместимые программные  и технические средства информационных технологий, справочные данные;

□ справочные данные о  свойствах материалов и веществ;

□ объекты крупных  промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.); .

□ объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических  программ;

□ взаимопоставляемая продукция, выпускаемая  в ряде государств.

В области метрологии реализуются  программы совместных работ в  нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величии; разработка и пересмотр основополагающих межгосударственных нормативных документов по метрологии; создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего контроля.

Рабочими органами МГС являются постоянно действующий технический секретариат с местом пребывания в Минске. Органами но разработке стандартов являются межгосударственные технические комитеты (МТК), которых создано свыше 200. Благодаря деятельности МГС сохранено около 25 тыс. государственных, 40 тыс. отраслевых стандартов, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов физических величии. За период до конца 1996 г. принято новых и пересмотрено более 2000 межгосударственных стандартов.

МГС стремится к расширению сотрудничества с международными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК, СЕН). Уже имеется соглашение с Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) о прямом (безвозмездном) применении европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. В случае использования этих стандартов все национальные стандарты в данной области, противоречащие евронормам, должны быть изъяты из обращения. При этом в СЕН в обязательном порядке направляются копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм.

 

1. 2 Порядок разработки межгосударственных стандартов

 

В области метрологии реализуются программы совместных работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величин: разработка и пересмотр основополагающих межгосударственных нормативных документов но метрологии: создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего контроля.

Рабочими органами МГС являются постоянно действующий технический секретариат с местом пребывания в Минске. Органами но разработке стандартом являются межгосударственные технические комитеты (МТК), которых создано свыше 200. Благодаря деятельности МГС сохранено около 25 тыс. государственных, 40 тыс. отраслевых стандартов. 35 классификаторов технико-экономической информации. 140 метрологических эталонов физических величин. За период до конца 1996 г. принято новых и пересмотрено более 2000 межгосударственных стандартов.

МГС стремится к расширению сотрудничества с международными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК. СЕН). Уже имеется соглашение с Европейским комитетом по стандартизации (СЕМ) о прямом (безвозмездном) применении европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. В случае использования этих стандартов все национальные стандарты и данной области, противоречащие евронормам. Должны быть изъяты из обращения. При этом в СЕН в обязательном порядке направляется копни стандартов, являющихся прямым применением евронорм.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ: результаты патентных  исследований: международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. Организация разработки стандарта возлагается на российскую часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2-92 (п. 1.3.6).

В зависимости от источников финансирования разработка стандарта  осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участников Соглашения, яругами государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как н Российской Федерации, гак и в других государствах-участниках Соглашения; техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или с секретариатом Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).

При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа).

Разработку первой редакции проекта стандарта осуществляет рабочая группа (предприятие, организация) и направляет его с пояснительной запиской в МТК. Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТ Р 1.0 - 92 и 1.5-95 и направляет его полномочным представителям государств, членов МТК, или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством этих государств.

Полномочный представитель  Российской Федерации в МТК совместно  с российской частью секретариата МТК  проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормах, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок.

Секретариат МТК рассматривает  все полученные отзыв и направляет их разработчику проекта стандарта дли подгонки окончательной редакции.

 

2. Межотраслевые  системы (комплексы) стандартов

 

Своеобразной формой комплексной стандартизации является стандартизация межотраслевых систем, направленная на решение крупных  народнохозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства высококачественной продукции. В настоящее время действуют следующие межотраслевые системы (комплексы) стандартов:

1 — Государственная  система стандартизации РФ (ГСС);

2 — Единая система  конструкторской документации (ЕСКД);

3 — Единая система  технолог ической документации (ЕСТД);

4 — Система показателей  качества продукции (СПКП);

6 — Унифицированная  система документации (УСД);

7 — Система информационно-библиографической  документации (СИБИД);

8 — Государственная  система обеспечения единства измерений (ГСИ);

9 —Единая система  зашиты от коррозии и старения  материалов и изделий (ЕСЗКС);

10 — Стандарты на  товары, поставляемые на экспорт;

12 — Система стандартов  безопасности труда (ССБТ);

13 — Репрография;

14 — Технологическая подготовка производства;

15 — Система разработки  и постановки продукции на  производство (СРПП);

17 — Система стандартов  в области охраны природы и  улучшения использования природных  ресурсов (ССОП);

19 — Единая система  программных документов (ЕСПД);

21 — Система проектной документации для строительства (СПДС);

22 — Безопасность в  чрезвычайных ситуациях (БЧС);

23 — Обеспечение износостойкости  изделий;

24 - Система технической  документации на АСУ;

25 - Расчеты и испытания  на прочность;

26 — Средства измерений и автоматизации;

27 — Надежность в  технике;

29 — Система стандартов  эргономических требований и  эргономического обеспечения;

31 — Технологическая;

34 — Информационная  технология;

40 - Система сертификации  ГОСТ Р.

 

Список используемой литературы

1. Интернет ресурсы




Информация о работе Межгосударственные и межотраслевые системы стандартизации