Малое предпринимательство в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие темы состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
-Изучить особенности малого предпринимательства;
-Проанализировать развитие малого предпринимательства;
-Найти основные проблемы малого предпринимательства;
-Изучить государственное регулирование малого предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

5) наличие или отсутствие  у основателя предприятия профессиональных  знаний;

6) налоговое законодательство.

Как свидетельствуют данные официальной статистики, более 10 % малых предприятий республики функционируют в виде обществ с ограниченной ответственностью (ООО), свыше 20% - в форме унитарных предприятий (УП), около 18 % - в виде обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15 % - в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО).

Порядок создания и закрытия малых предприятий определяется Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 г. № 22.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения.

Государственная регистрация малых предприятий осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по регистрации местным исполнительным и распорядительным органам. Если малое предприятие создается в свободной экономической зоне, его регистрация производится администрацией СЭЗ. Государственная регистрация производственных предприятий осуществляется также Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Могилевским горисполкомами.

До подачи документов в регистрирующий орган один из учредителей (участников) создаваемого малое предприятие должен согласовать с этим органом наименование предприятия.

Для государственной регистрации малого предприятия учредители представляют в регистрирующий орган:

- заявление;

- анкету установленного  образца;

- копию решения о создании  предприятия;

- учредительные документы;

- документы, подтверждающие  внесение вклада в уставный фонд;

- документы, содержащие сведения  о собственниках имущества;

- гарантийное письмо или  другой документ, подтверждающие  право на размещение малого предприятия по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий  внесение платы за регистрацию. Плата за регистрацию создаваемого предприятия составляет 60 евро, за внесение изменений и дополнений в учредительные документы - 15 евро.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. При необходимости получения дополнительных сведений о собственниках имущества регистрирующий орган вправе продлить срок регистрации до двух месяцев с уведомлением об этом собственников имущества.

Государственная регистрация малого предприятия для их производственной деятельности производится в первоочередном порядке.

Малое предприятие может быть ликвидировано по решению учредителей, хозяйственного суда либо регистрирующего органа.

Хозяйственный суд может принять решение о ликвидации малого предприятия в случаях:

- осуществления последним  деятельности без лицензии либо  запрещенной законодательством;

- сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения  в течение 12 месяцев подряд;

- наличия убытков по  итогам второго и последующих  финансовых годов и ненаправления регистрирующему и налоговому органу сообщений о причинах возникновения убытков;

- наличия задолженности  по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные и внебюджетные  фонды более б месяцев подряд  с даты образования задолженности;

- уменьшения стоимости  чистых активов МП по результатам  второго и каждого последующего  финансового года ниже установленного  законодательством минимального  размера уставного фонда.

Регистрирующий орган может принять решение о ликвидации малого предприятия в случаях:

- нарушения установленных  законодательством сроков регистрации  акций;

- нарушения сроков и  порядка формирования минимального  размера уставного фонда;

- неосуществления предусмотренной  учредительными документами предпринимательской  деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.

Все работы по закрытию деятельности малого предприятия производит ликвидационная комиссия:

- помещает в газете «Рэспублика» сообщение о ликвидации малого предприятия , в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;

- составляет перечень  кредиторов с указанием сумм  долга;

- уведомляет в письменном  виде кредиторов о ликвидации малого предприятия;

- принимает все возможные  меры к выявлению кредиторов  и получению дебиторской задолженности;

- сосредоточивает денежные  средства малого предприятия на единых расчетном и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;

- оценивает имущество малого предприятия;

- рассчитывается с кредиторами  в порядке очередности;

- обеспечивает соблюдение  прав и интересов увольняемых  работников;

- утверждает смету расходов  по ликвидации малого предприятия, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии;

- составляет в установленном  порядке ликвидационный баланс  и представляет его регистрирующему  органу со всей документацией  и отчетом о работе ликвидационной  комиссии.

Малые предприятия как хозяйствующие субъекты обязаны уплачивать установленные налоги и сборы (пошлины), по которым они признаются плательщиками.

Согласно общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления до нежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

В зависимости от характера деятельности, объемов выручки от реализации продукции (работ, услуг) и численности наемных работников малые предприятия могут применять общую или упрощенную систему налогообложения.

Общая система налогообложения предполагает уплату перечня республиканских и местных налогов и сборов, установленных Общей частью Налогового кодекса, Законом о бюджете на очередной финансовый год.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Упрощенную систему налогообложения могут применять малые предприятие со среднемесячной численностью работников до 15 человек и ежеквартальной выручкой от реализации шаров (работ, услуг) не выше 5000 базовых величин.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

- предприятия, производящие  подакцизные товары;

- банки и другие кредитно-финансовые  организации, осуществляющие лицензируемую  финансовую деятельность;

- страховые организации;

- инвестиционные фонды;

- предприятия, производящие  и (или) реализующие ювелирные изделия  из драгоценных металлов или  драгоценных камней;

- предприятия - участники  договора о совместной деятельности;

- предприятия, занятые организацией  и проведением игорных и развлекательных  мероприятий;

- профессиональные участники  рынка ценных бумаг.

Для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов и неналоговых платежей:

- акцизов;

- налога на доходы;

- налогов (пошлин, сборов), взимаемых  таможенными органами (включая налог  на добавленную стоимость и  акцизы) при ввозе товаров па  таможенную территорию Республики Беларусь;

- налога за пользование  природными ресурсами (экологический  налог) в части платежей за  перерасход природных ресурсов  и за выбросы (сбросы) загрязняющих  веществ в окружающую среду  сверх утвержденных лимитов;

- государственных пошлин;

- лицензионных и регистрационных  сборов;

- обязательных взносов  на государственное и социальное  страхование;

- налога на приобретение  автотранспортных средств, подлежащих  обязательной регистрации в государственной автомобильной инспекции.

 

Глава 3. Перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

3.1 Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

Государственное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой - применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах. Правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия.

Главной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности должно являться обеспечение интересов всех участников.

В той или иной степени многие инструменты государственного регулирования могут быть оценены как государственная поддержка. Само понятие «государственная поддержка малого предпринимательства» не дефинируется в литературе, поэтому понятие «государственное регулирование» на практике часто отождествляется с понятием «государственная поддержка».

Согласно ст. 1 Закона N 148-З поддержка малого и среднего предпринимательства - это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В ст. 8 Закона N 148-З определены направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой государственными органами и иными государственными организациями:

- определение и реализация  государственной политики в сфере  поддержки малого и среднего  предпринимательства;

- осуществление защиты  прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

- разработка и реализация  республиканских, отраслевых и региональных  программ государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию  системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию  системы имущественной поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- формирование и развитие  системы информационной поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- содействие формированию  и развитию инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства;

- содействие внешнеторговой  деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства, включая содействие развитию  производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

- содействие созданию  и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки  кадров для субъектов малого  и среднего предпринимательства;

- организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

- реализация предусмотренных  Законом N 148-З и иными актами  законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и  иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует заметить, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства,  а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Республиканская и отраслевые программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, региональные программы - решениями местных Советов депутатов областного и базового территориальных уровней (ст. 9 Закона N 148-З).

Информация о работе Малое предпринимательство в Республики Беларусь