Малое предпринимательство в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие темы состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
-Изучить особенности малого предпринимательства;
-Проанализировать развитие малого предпринимательства;
-Найти основные проблемы малого предпринимательства;
-Изучить государственное регулирование малого предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 ● Труд на мелких  предприятиях, как правило, носит  материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

 ● При небольшой  численности работников легче  выявляются способности каждого  из них.

 ● Независимость действий, возможность наиболее гибких  и оперативных решений.

 ● Шансы на быстрый материальный успех.

 ● Возможность совмещения  нескольких профессий.

 ● Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно  как и быстрое изменение ассортимента  выпускаемой продукции, на малых  предприятиях проходят без больших  осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции.

Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

  Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

 ● неравномерность  развития малых предприятий по  регионам республики;

 ● неразвитость их  в малых городах, сельской местности  и в инновационной сфере;

 ● увеличение доли  убыточных предприятий;

 ● затрудненный доступ  к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

 ● наличие большого  количества административных и  иных ограничений, прямо или косвенно  затрудняющих организацию и осуществление  предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

 ● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

 ● сложная экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность  предпринимателей;

 ● отсутствие реально  действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.

  Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

  Для успешного развития малого предпринимательства экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей.

 

1.4 Особенности и функции малого предпринимательства

 

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как выше отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряде функций малого предприятия, прежде всего важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Понять проблемы малого предпринимательства невозможно без изучения его основных понятий, форм и видов, в которых он существует.

Процесс становления малого предпринимательства также играет немаловажную роль в его понимании, так как, не проследив этапы предпринимательства, сложно понять, почему в таком состоянии предпринимательство существует на современном этапе.

Несмотря на то, что главной целью этого субъекта хозяйствования является получение экономической выгоды, предпринимательство выполняет ряд социально значимых функций в государстве и является одной из важнейших составляющих современной белорусской экономики.

 

Глава 2. Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

2.1. История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

В зарождении, становлении и последующем развитии отечественного предпринимательства, включая малое предпринимательство, выделяют ряд этапов с характерными особенностями каждого из них.

Первый этап, охватывающий завершающийся период существования СССР (1986 - 1990 гг.), характеризуется усилением либеральных тенденций в экономике и развитием кооперативной предпринимательской деятельности, что было связано с вводом в действие Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР". Значительная часть предпринимательских структур получала большие доходы, перепродавая товары, купленные в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам. С 1988 года доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативов возросла примерно с 1% в ВВП до 4,4% в 1989 году. На данном этапе было сформировано количественное определение - "малое предприятие".

Особенность второго этапа (1991 - 1995 гг.) развития МП, связанного с распадом СССР, в том, что субъекты хозяйствования осуществляли свою деятельность в условиях свободного ценообразования. В Республике Беларусь были уточнены критерии отнесения к малым предприятиям: к первому критерию - численности был добавлен второй - годовой объем реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности.

Следует отметить, что либерализация цен и ужесточение налогового бремени существенно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Высокие темпы инфляции привели к обесцениванию ранее заработанных денег, снижению платежеспособности как субъектов малого предпринимательства, так и их контрагентов. На данном этапе своего развития субъекты малого предпринимательства занимались в основном непроизводственной деятельностью, что было обусловлено высокой ставкой кредита (300 - 320% годовых). К концу второго этапа были практически исчерпаны возможности сверхрентабельной торгово-посреднической деятельности.

В 1996 году начался третий этап развития, завершившийся в 2001 году. В этот период четко обозначилась тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности и расширению административных барьеров в процессе развития МП. В 1996 году был принят Закон Республики Беларусь от 16.10.1996 N 685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" (далее - Закон N 685-XIII), в котором было законодательно закреплено понятие малого предпринимательства, а также установлен критерий отнесения субъекта хозяйствования к малому предприятию. В рамках налогового регулирования в 1997 году был принят специальный нормативный акт об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Формирование цивилизованного типа предпринимательства - важнейшая черта четвертого этапа, начавшегося в 2001 году.

Подтверждением этого является, в частности, принятие общереспубликанской Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы, утвержденной постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2002 N 760. Аналогичные концепции были приняты во всех областях и в г. Минске. В данной Концепции определялись принципы, цели и задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства, а также основные направления ее совершенствования.

В рамках налогового регулирования и, прежде всего, с целью предотвращения нарушений в сфере уплаты налогов, а также легализации доходов субъектов малого предпринимательства были введены книги проверок и ревизий, установлена обязательность наличия кассовых аппаратов у индивидуальных предпринимателей на рынках, открытия счетов в банках индивидуальными предпринимателями. Кроме того, с 2001 года был введен специальный режим налогообложения индивидуальных предпринимателей - уплата единого налога.

Отдельно стоит отметить начавшийся в конце 2008 года пятый этап развития предпринимательства, который можно назвать «антикризисным». В результате влияния на экономику Беларуси мирового экономического кризиса ряд государственных предприятий страны оказались в непростой финансово-экономической ситуации из-за отсутствия рынков сбыта своей продукции. Для снижения общенациональных экономических кризисных тенденций государство приняло ряд мер по совершенствованию действующего законодательства в области поддержки малого предпринимательства (см. приложение А).

Отметим, что с развитием малого предпринимательства изменялись его цели и задачи в развитии экономики Республики Беларусь. Так, если для первых трех этапов основным, как отмечалось выше, был процесс первоначального накопления капитала, то целью четвертого и пятого стало повышение эффективности функционирования национальной экономики. С поставленной целью связаны и соответствующие задачи: пополнение доходной части государственного бюджета; снижение уровня безработицы; насыщение местных товарных рынков; активизация инновационной деятельности на приоритетных направлениях экономического развития; развитие предпринимательской активности в сельской местности; развитие конкурентной среды.

Решение поставленных задач и обеспечивает малое предпринимательство, в развитии и совершенствовании которого так заинтересовано государство.

2.2 Законодательные  основы развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь

Вопрос о том, какие организационно-правовые формы могут принимать малые предприятия, имеет большое социально-экономическое значение. Речь идет о возможности населения включаться в предпринимательскую деятельность. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых и средних предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.

Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

1) задачи, которые ставятся  перед предприятием при его  создании;

2) размер капитала, которым  располагают основатели;

3) ответственность, которую  хотели бы взять на себя  вкладчики капитала: ограниченная  или неограниченная;

4) степень участия вкладчика  капитала в управлении предприятием;

Информация о работе Малое предпринимательство в Республики Беларусь