Конкуренция и предпринимательская деятельность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятий конкуренции и предпринимательства, их взаимосвязи, а также особенности влияния конкуренции на предпринимательскую деятельность в России.
Главными задачами курсового проекта являются:
– Рассмотреть понятие конкуренции, ее место и роль в предпринимательской деятельности
– Раскрыть сущность, а также основные черты и формы предпринимательства
– Рассмотреть типы конкурентного поведения предпринимателей
– Определить проблемы развития конкуренции и предпринимательства в России
– Выявить способы поддержки конкуренции и методы осуществления антимонопольной политики

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.32 Кб (Скачать файл)

Но социалистические монополии  существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.

В нашей стране уровень  развития конкуренции явно недостаточен.Называются несколько причин:[18,25]

  1. приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
  2. принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
  3. малый бизнес так и не получил должного развития.

Созданию полноценной  конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и  многое другое.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.[2,138]

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? Это благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.[2,140]

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции необходимо:[5,44]

1) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей);

2) ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

3) совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4) адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

    1. Поддержка конкуренции и антимонопольная политика

 

Суть государственного регулирования конкуренции состоит  в обеспечении принципа равных возможностей и условий для стимулирования деловой активности. Решение этих задач осуществляется при помощи мер экономического и законодательного характера. Меры экономического характера включают в себя инструменты бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Без щадящего налогового режима особенно в отношении вновь возникающих предпринимательских структур, бюджетного финансирования в виде государственных закупок и льготного кредитования в переходной экономике создание высокой деловой активности  невозможно. Административное регулирование, устанавливая «правила игры», включает в себя правовые меры по пресечению недобросовестной конкуренции и монополистических проявлений.  В первой части оно связано с разработкой правового режима деятельности фирмы, включая принцип невмешательства в дела друг друга, прав на использование товарного знака, ответственности в отношении друг друга, перед потребителями и за применение недозволенных способов продаж и рекламы, во второй – с разработкой и применением антимонопольного законодательства.[18,47]

Осуществление конкурентной политики – наиболее сложное звено  государственной деятельности в переходных экономиках. Это связано как с наследием командно-административной системы,  так и с особенностями самих трансформационных процессов. Учитывая низкую конкурентную способность национальной экономики, открытие рынков для иностранных производителей может привести к разрушению национальной промышленности и вытеснению национального предпринимательства в периферийные сферы деятельности.[18,51]

В переходный период регулирующее воздействие государства должно быть сконцентрировано на расширении конкурентной базы. Главной заботой  должно стать обеспечение условий  для расширения предпринимательской  базы и ротации фирм по средствам  поддержки малых предприятий, а  также снижение барьеров для проникновения  в отрасль. Это достигается путем  снятия административных препятствий, предоставление льготных кредитов и инвестиционной политики. Именно пороговые барьеры входа в отрасль чаще всего становятся  препятствием для возникновения новых предпринимательских структур и, следовательно, развития конкуренции.

Важным инструментом поддержания  высокой конкурентной активности в экономике является проведение антимонопольной политики. Ее острие должно быть направлено против не обоснованного ограничения конкуренции и злоупотребления рыночной власти. Поэтому антимонопольная политика должна быть ориентирована на создание условий и мер по предотвращению монопольных проявлений.[17,38]

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

 Методы антимонопольной  политики в России:[5,41]

а)Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Наиболее стабильно действует  запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

б)Контроль за усилением экономической концентрации. Он возникает:

– В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

– Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).

Новое для российского  антимонопольного законодательства понятие  «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения  между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

Российское антимонопольное  законодательство запрещает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.[5,35]

в)Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идёт о распространении ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки или нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельцев.

г)Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового  и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется  качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного нами исследования можно сделать  следующие выводы:

  1. Роль конкуренции в современной рыночной экономике становится еще значительнее из-за тенденции к повышению доли малых и средних фирм, антимонопольной политики правительства.Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентами.
  2. На сегодняшний день существует три основные формы предпринимательства: индивидуальные фирмы, партнерства и корпорации. Для того, чтобы успешно осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимо обладать самостоятельностью, свободой выбора, направлений и метода действий; быть нацеленным на достижение успеха (прибыли); нести личную ответственность за результаты; стремиться к новому (к инновациям), а также иметь способность к гибкости и самообновляемости.
  3. Сегодня выделяют три типа конкурентного поведения предпринимателей: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. Также необходимо добавить, что в современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции. Успешные действия предпринимателей на рынке в условия конкурентной борьбы приводят к разработке конкурентных стратегий предпринимателя.
  4. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства. На сегодняшний день в России по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене.Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность.
  5. В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Конкуренция и предпринимательская деятельность в России